Часто встречается мнение о том, что славянка Александра предала свою веру, стала вероотступницей, и все в таком духе. В первую очередь стоит обратить внимание на то, что Александра не ставила перед собой задачи причисления своей персоны к лику святых. Она не планировала доказывать кому-то в османском гареме, что ее вера истинная, а остальные не очень.
Целью Александры было выживание в гареме, а позже – сохранение статуса фаворитки падишаха.
Стать фавориткой теоретически могла девушка любой веры, хотя преимущество все-таки имели мусульманки. Сюмбюль ага сразу поставил условие Хюррем – принять ислам, только после этого наложница может рассчитывать на благополучное продвижение в гареме.
Разумеется, можно было остаться христианкой и работать где-нибудь в хозблоке. Но тогда ни истории, ни сериала о Сулеймане и Хюррем не было бы. Наложница Александра не достигла бы того, за что ее помнят уже несколько столетий.
После рождения шехзаде Мехмеда Хюррем все равно пришлось бы принять ислам. Валиде Султан не позволила бы христианке воспитывать наследника. В будущем картина могла выглядеть еще более плачевно – у матери христианки было бы четыре сына мусульманина. Вряд ли Хюррем имела бы влияние на своих сыновей при таком раскладе.
С той целью, которую ставила перед собой Хюррем: стать любимой женщиной повелителя, родить ему шехзаде, стать султаншей, смена вероисповедания была неизбежной.
Александра выросла в семье священника. Судя по одежде ее отца и по тому, как он осенял себя крестным знамением, это была католическая семья. Но, важно другое, Александра выросла в религиозной семье, и она сама была верующей, явно не фанатичкой, но верующей.
Такой же мы видим ее и поле принятия ислама. Фанатизма у Александры точно не было. Она очень поверхностно рассказывает Марии о том, как стала мусульманкой: «Надо сказать то-то и то-то – и ты мусульманка. А, еще говоришь «бисмиллях».
Однако уже после побоев Махидевран Хюррем повторяет именно «бисмиллях», она уже обращается к Аллаху, как к Богу, в которого верит любимый ею человек. Сыграть в этот момент было практически невозможно – девушка была без сознания, однако и Дайе и Сюмбюль поняли, что она стала мусульманкой.
Уже позже Хюррем будет часто показана во время молитвы. Она искренне молится после рождения детей, обращается к Всевышнему при каждой болезни Сулеймана и Джихангира, при ранении Мехмеда.
Молитва становится потребностью Хюррем, нам показывают и чтение Корана у нее в покоях, и саму султаншу в мечети.
Наверное, не совсем уместно сравнивать Хюррем и Ибрагима в этом плане. Ибрагим был более занят государственными делами, он не был религиозен, и у него было оправдание в плане занятости.
Без перехода Хюррем в мусульманскую веру ее никах с повелителем был бы невозможен.
Хюррем отвечала за благополучие детей. В этом плане обстановка была более чем нестабильной – и больной Джихангир на руках, и обилие врагов вынуждали искать утешения и помощи у Аллаха.
Можно заметить еще и религиозность Сулеймана – это тоже оказало влияние на его наложницу, а позже, супругу.
В христианской вере Александра прожила детство, с 16 лет она принимает ислам, и эта религия становится для нее родной. Выражая свое отношение к этому вопросу, могу заметить, что для меня важно не в кого или во что человек верит, а то, как это проявляется в его поведении и, особенно, нравственном облике.