Недавняя экранизация повести Джека Лондона «Зов предков» оказалась откровенно неудачной.
Одна из главных причин — неуместные изменения в оригинальном сюжете. Делались они главным образом под влиянием идей политкорректности.
Как метис стал чёрным
Курьеры Перро и Франсуа в книге описаны так: «Perrault was a French-Canadian, and swarthy; but François was a French-Canadian half-breed, and twice as swarthy».
В русском переводе это звучит следующим образом: «У Перро, канадского француза, кожа была смуглая, но у Франсуа вдвое темнее, потому что Франсуа был метис».
Таким образом, Перро был смугловатый француз, а Франсуа — метис и вдвое смуглее его. Но никак не негр. Если бы он был чёрным — Лондон бы его так и назвал. В фильме же Перро играет чистокровный африканец Омар Си, известный по фильму «1+1».
Франсуа же заменили на Франсуазу — представительницу коренных народов Америки, с которой у Перро любовь. Получилось в высшей степени толерантно и мультикультурно, но противоречит первоисточнику.
Я не имею ничего против ни в отношении чернокожих, ни индейцев. Но только такая парочка вряд ли могла работать на должности правительственных курьеров в в те годы. Не надо обманывать зрителя.
Индейцев заменили на белых
В финале фильма на Джона Торнтона нападают те самые неопытные золотоискатели, у которых он отнял Бэка. У Лондона же эти несостоявшиеся золотодобытчики погибают в полынье, а на Торнтона нападают индейцы.
По всей видимости, авторы фильма решили, что выставлять убийцами индейцев, которых белые угнетают по сей день, будет неполиткорректно. Вдруг ещё обидятся?
Хотя, на самом деле, обижаться им не на что. Освоение Америки действительно связано с истреблением индейцев и стычки между ними и белыми происходили и в те времена, о которых повествует Лондон (рубеж XIX и XX веков). Это просто один из эпизодов этого противостояния. Индейцы у Джека Лондона вовсе не выглядят агрессорами.
Несмотря на это, под влиянием своих страхов и ложной идеологии политкорректности сценаристы заменили индейцев на белых алчных золотоискателей. И получился очень слабый сценарный ход. Ведь даже если бы эти золотоискатели и остались в живых после провала под лёд, их навыков всё равно не хватило бы, чтобы отыскать Торнтона в диком и неизведанном крае, куда и он сам — опытнейший профессионал — еле дошёл. А если учесть, что точных координат его нахождения они не знали, то это и вовсе нереально.
Пёс подобрел...
Исковеркать авторы умудрились и характер пса Бэка. У Джека Лондона он под воздействием проснувшихся в нём древних инстинктов, того самого зова предков, превращается в хищника, настоящего суперволка и безжалостного зверя. И действует он соответствующе. Такой персонаж не может быть положительным или отрицательным, как не могут быть таковыми силы природы.
Авторы экранизации же свели всё к ряду банальных голливудских приёмов. Бэк здесь, безусловно, является героем положительным. Его противоборство с другим псом — Шпицем — было превращено в борьбу хорошего парня с плохишом-задирой, который, что называется, сам нарывался. В итоге «плохишу» Шпицу надрали пятую точку, Бэк занял его место и сделал успешную «карьеру» в упряжке.
В реальности же сам Бэк хотел сразиться со Шпицем, чтобы занять его место и стать лидером стаи. Это безжалостная борьба за существование, а не противостояние добра злу.
«Бой за первенство неизбежно должен был произойти, и Бэк хотел этого. Он хотел этого потому, что такая у него была натура, и потому, что им всецело овладела та непостижимая гордость, которая побуждает ездовых собак до последнего вздоха не сходить с тропы, с радостью носить свою упряжь и умирать с горя, если их выгонят из упряжки», — пишет Лондон.
... и пожалел зайчика
В повести «Зов предков» финальная драка Бэка и Шпица началась во время охоты за зайцем. Бэк во главе стаи охотился на «косого», но в конце добычу у него из-под носа уводит Шпиц — это провоцирует столкновение. В фильме эта сцена также присутствует, однако завершается иначе. Бэк, этот лютый зверь, ловит зайца, смотрит на него и, умилившись, решает отпустить. Он же хороший парень, а не хищник! Но тут подбегает «плохиш» Шпиц, убивает зайца и зловеще взирает на остальных — вот каков он! Однако и тут киношный недотрога Бэк ничего не делает и лишь в страхе вращает глазами — Шпиц сам на него кидается.
В фильме Бэк, победив Шпица, отпускает его. Взгляд же его при этом выражает некоторую грусть и даже жалость к поверженному.
У Джека Лондона же, опять-таки, всё не так. Вот, как он описывает финал битвы (курсив везде мой. — ДК):
«Участь его была решена. Бэк был беспощаден. Милосердие годилось только для более мягкого климата. Он готовился нанести окончательный удар».
И далее:
«Шпиц упал. Темное кольцо собак сомкнулось в одну точку на озаренном луной снегу, и Шпиц исчез. А Бэк стоял и глядел, как победитель. Это стоял торжествующий первобытный зверь, который убил и наслаждался этим».
Как видно — настоящий Бэк у Джека Лондона не был неженкой. Вся повесть посвящена тому, как в нём просыпается инстинкт зверя. Как пёс превращается в волка и возвращается в дикую природу.
В фильме же он покидает мир людей, потому что нашёл себе белую пушистую волчицу...
На все эти упрёки мне могут возразить, что авторы ориентировались на детскую аудиторию, а для неё настоящая история Бэка не годится. Соглашусь, что повесть детям будет просто непонятна, не говоря уже о её жестокости. Однако, если она не годится для целевой аудитории, то и не надо было выбирать её в качестве литературной основы.
Стоит отметить, что предыдущая экранизация «Зова предков», снятая в 1935 года с Кларком Гейблом в главной роли, также имеет мало общего с литературным первоисточником. Её авторы внесли в сюжет ещё более радикальные правки, сделав упор не на судьбе Бэка, а на отношениях людей, добавив при этом в сценарий новых героев, в том числе женщину — подругу Торнтона. В концовке на него также нападают не индейцы, а белые преступники. Франсуа при этом, как и положено, метис, а Перро и вовсе нет.
Падал искусственный снег
Добивает фильм визуальное решение. Идеальным вариантом, на самом деле, было бы сделать из этой истории мультфильм, потому что показать изменение характера пса, да ещё такого необычного, используя настоящую собаку, — невозможно. Именно поэтому авторам экранизации 1935 года пришлось сместить акцент с судьбы Бэка на историю людей.
Но авторы нового «Зова предков» решили сделать фильм с главным героем псом, а для его воплощения на экране прибегли к компьютерной графике. Результат оказался настолько искусственным, что сопереживать персонажам — собакам практически невозможно.
При этом даже пейзажи в фильме сгенерированы на компьютере — создатели поскупились на дорогостоящие экспедиции на натуру. В итоге картина смотрится крайне неубедительно и бутафорски. Усугубляет ситуацию работа костюмеров и художников постановщиков, которые решили осовременить облик героев, сделать его ярче.
Хорош в фильме только Харрисон Форд, но он картину не спасает, потому что ошибочной является сама её концепция.