Дистанционное образование или можно было бы выразиться более точно, на данный период, учитывая организацию процесса – образование онлайн. Сейчас это нововведение вызывает много отрицательных откликов, как в принципе и происходит в переходной период ко всему новому. Нет в достаточной мере нужных программ, готовых видеоуроков, слабое техническое обеспечение, особенно на периферии.
Уже с появлением Интернета можно было догадаться, что дистанционное образование дело не такого уж и далёкого будущего. Всё большее число людей получало знания на различных курсах или с помощью видеоуроков, вэбинаров, форумов и другой информации имеющейся на многочисленных специализированных сайтах. Но классическое образование пока особо не использовало в полной мере те возможности, которые предоставил Интернет. Здесь играют свою роль и инструкции, действующие многие годы и определяющие формы образовательной деятельности, и устоявшиеся привычки педагогического состава, особенно ветеранов, использующих много лет свои наработки при проведении уроков. Можно сюда приплюсовать и мировоззрение родителей учащихся, более пожилых родственников, которые из десятилетия в десятилетие учились по одним и тем же шаблонам и правилам, практически по тем же учебникам, и которым трудно принять новые технологии.
И даже с появлением компьютерной техники особых изменений не произошло. Вначале эта техника была принята в качестве новых пишущих машинок и использовалась в основном для набора и распечатки многочисленных документов, которые по старинке подшивались в папки. С появлением Интернета эта техника стала использоваться для передачи этих документов по электронной почте, для поиска некоторого объёма информации. Учащиеся использовали Интернет для возможности скачивания готовых рефератов.
Далее можно вспомнить, а ради чего система образования создавалась? Для подготовки квалифицированных специалистов. И повезло тем, кто получив образование, мог затем всю оставшуюся жизнь использовать эти знания и навыки в своей деятельности, не особо заниямаясь самообразованием в течении своей жизни. Такие условия сложились в 20 веке, как в организациях, так и в промышленности, особенно на старых предприятиях. Токарь мог проработать всю жизнь на одном и тем же станке, электрик или слесарь всю жизнь обслуживали одно и то же оборудование, оператор в цеху нажимал одни и те же кнопки, руководствуясь показаниями приборов, которые если и менялись, то отличались от старых только дизайном. Справку получить, оформить кукую- либо документацию – деды стояли в очереди, отцы стояли в очереди, дети стоят в очереди и внуки… А вот здесь пришли компьютеры и … количество собираемых справок утроилось, к ним прибавились ксерокопии документов. Почему? Справка- это выписка из какой- то базы данных. Раньше базы данных были в виде картотек, архивных данных, а затем это всё оцифровали и…. стали выдавать те же бумажные справки, использую данные из компьютерных баз данных. И это вместо того, чтобы с помощью Интернета войти в нужную базу данных и получить требуемую информацию. Специалисты, обученные по старым программам, не смогли грамотно и в полном объёме использовать новейшую технику.
Начали приходить компьютеры, микропроцессорная техника и на производство, и там зачастую не оказалось специалистов, готовых как работать с такой техникой, так и её обслуживать. И курсы повышения квалификации не очень помогают, если работник до этого не освоил в полной мере навыки работы с различными компьютерными программами. Здесь можно привести пример- рабочий – приборист 30 лет ремонтировал и обслуживал несколько десятков различных датчиков, отслеживающих параметры оборудования, самописцы, которые отображали информацию на бумажных дисках, другие электромеханические приборы. Рабочий в процессе ремонта хорошо изучил данные приборы, выполнял ремонт как механической части, так и электронной, то есть обладал навыками слесаря и электронщика. Он ежедневно менял снимал бумажные диаграммы, подливал чернило, прочищал пишущие перья. Сейчас все эти приборы были заменены на один компьютер, где в специальной программе были созданы все эти самописцы в электронном виде. Другие приборы тоже пришли современные, требующие при наладке ввода данных через компьютер. Можно ли этого специалиста научить чему- то на краткосрочных курсах по повышению квалификации, если он вообще не имеет навыков работы на компьютере? Такая же история и с многочисленными операторами в цехах, которые десятилетиями управляли оборудованием с помощью кнопок и переключателей. Но на всё большем количестве предприятий внедряется оборудование, где всё управление осуществляется с помощью компьютерной мыши, а параметры задаются с помощью клавиатуры или на сенсорном экране. Практика показывает, что немалая часть работников, не имеющая дома компьютеров, или использующих компьютеры для игр и просмотра фильмов, неспособна в полной мере освоить новые навыки.
Но самое главное в том, что основная часть населения не готова к тому, что жизнь ускорилась и появилась потребность в приобретении нового навыка каждые 5- 10 лет. Навыка и способностей к самостоятельному поиску, изучению нужной информации. Нередко, даже выпускники техникумов, ВУЗов, столкнувшись с новой техникой, заявляют, что им нужен преподаватель, который взяв необходимую документацию, выберет нужную информацию, донесёт её до обучаемого и покажет применение новых навыков на практике. То есть у молодых специалистов не выработалась способность к самостоятельному обучению. И такая проблема остро стоит на многих предприятиях, в учреждениях, когда, особенно старые работники тоже не могут самостоятельно освоить нужную информацию. Да даже найти её в Интернете не могут. Нет нужных навыков.
А изменения в технике, а особенно в компьютерных технологиях, происходят всё быстрее. Поэтому система образования будет перестаиваться по принципу – «научить учащихся самостоятельно работать с информацией». Пришёл выпускник учебного заведения на предприятие и должен быстро освоить работу по обслуживанию оборудования, программы управления оборудованием. Тем более, что при освоении новой техники все на предприятии находятся в одинаковых условиях и никто не может быть наставником. В то же время на сайте производителя этой техники имеется подробное описание, методика работы, примеры использования, возможные трудности при наладке, дополнительные данные в виде программ для тестирования. Дополнительно можно получить информацию в службе техподдержки, на вэбинаре, на форуме. Но такие возможности сейчас почти не используются. Старые методы обучения такого не предусматривали. Поэтому участились случаи порчи новой техники из- за попыток её запуска и работы методом «тыка». Другой вариант =это упрощение сложной техники путём отключения части автоматики (метод перемычек) или использование такой техники в ручном режиме.
А новостные каналы пестрят сообщениями – «беспилотные грузовики», «беспилотные такси», «военные роботы», «ударные дроны», «автоматические предприятия», 3D- принтеры, «роботы- сиделки, охранники, продавцы», «оплата при помощи смартфона или браслета», «беспилотные комбайны», «электронный банкинг» и многое другое. Одно моментно понадобится в ближайшие годы до 2 млн. специалистов только для наладки и обслуживания этой техники. Уже сейчас в регионах нет таких специалистов.
Возьмём 3D- принтеры. Это совершенно новая техника нового техноуклада. Если раньше для изготовления детали брали металлическую болванку и на станках отсекали от неё лишний металл, который шёл в стружку, то теперь с помощью новой техники, такая деталь «выращивается» по заданной программе. Причём из новых пластиков, которые прочнее стали. Учёные ведут исследования по разработке нового поколения квантового принтера, который сможет собирать необходимую деталь из молекул и атомов. И опять специалисты, которые будут работать на такой технике и придут на замену токарям и фрезеровщикам, должны очень хорошо разбираться в компьютерных технологиях. Тем более, что цех с такой техникой может обслуживаться дистанционно.
Дистанционное обучение направлено на быструю подготовку тех, кто будет обслуживать новую технику, использовать её в повседневной жизни и обучать тех, кто получил в прошлом устаревшее образование. Новый технический уклад затронет всех, независимо от места проживания. Применение новых программ в банковском деле, в бухгалтериях, отделах кадров на предприятиях, в учреждениях сдерживается только тем, что не хватает специалистов готовых с ними работать. Слишком быстрые изменения и неспособность к самообразованию у многих работников. Кто примет новую технику на местах? Можно не упоминать о многочисленных военных роботах, компьютерных программах слежения и управления, применяемых в системе обороны. И на «гражданке» беспилотные грузовики и автобусы КАМАЗ, легковые автомобили для такси уже почти на конвейере, беспилотные комбайны «Ростсельмаша» уже прошли испытания. Кто их примет в сёлах и кто будет задавать программы управления? Ученики сегодняшних школ, учащиеся профессиональных учебных заведений, студенты ВУЗов подготовленных по новым программам.