Найти тему
Издательство "Гангут"

Потопление японского авианосца «Синано»

Японский авианосец «Синано». Рисунок
Японский авианосец «Синано». Рисунок

В самом конце войны, когда разрушительные налеты американских тяжелых бомбардировщиков уже начали волна за волной накатываться на острова Метрополии, японское военное командование отчаянно пыталось изобрести универсальное средство для уничтожения ударных группировок американских ВМФ. К таким средствам, в частности, относились отряды камикадзе и прочие, весьма сомнительные по своей военной ценности проекты, предназначенные для достижения скорейшей и окончательной победы.
После потери в ходе битвы за Мидуэй сразу четырех авианосцев, которые канули в лету вместе с опытнейшими летчиками и первоклассными штабными офицерами, принимается решение о переоборудовании в авианосец третьего линейного корабля типа «Ямато». Так положено было начало самому крупному авианосцу Второй мировой войны — «Синано». Начало этой истории восходит к началу
1930-х годов. В октябре 1934 года Главный морской штаб ВМС Японии, разрабатывая планы неизбежного столкновения с США, поручил Управлению кораблестроения императорского флота («Кампон») изучить вопрос о возможности создания новой серии сверхмощных линейных кораблей с 460- мм артиллерией главного калибра. В ожидании ответа от этого комитета, Япония 28 декабря 1934 года заявила перед всем миром о том, что через два года, после 31 декабря 1936 года, она выходит из состава участников Соглашения 1922 года в Вашингтоне и Договора 1930 года в Лондоне по ограничениям военно-морских вооружений.

Это вполне соответствовало плану, принятому Японией после Первой мировой войны, в котором основная ставка делалась на мощное ядро из линейных кораблей с 410-мм артиллерией и тяжелых крейсеров. Тогда Япония приступила к реализации так называемого плана «8–8», согласно которому намечалось создать самый мощный флот в мире. В реорганизованном виде он должен был состоять из восьми линкоров, в том числе «Нагато» и «Муцу», и восьми линейных крейсеров, включая «Акаги» и «Амаги».
Водоизмещение каждого из планируемых к постройке линкоров должно было достигнуть 48 000 т. Тем самым они должны были стать самыми крупными в мире на тот момент. Поскольку в
1919 году авиация играла вспомогательные роли, план «8–8» предусматривал постройку только двух небольших авианосцев водоизмещением по 12500 т каждый».
После подписания Вашингтонского соглашения, ограничивающего тоннаж линейных кораблей и крейсеров, строящиеся «Акаги» и «Кага» пришлось переоборудовать в авианосцы.
Когда же в
1936 года все договорные ограничения канули в лету, руководство японского флота настояло на принятии новой кораблестроительной программы, с максимальным использованием возможностей своих верфей.

Вице-адмирал К. Фукуда — руководитель разработки проекта линейных
кораблей типа «Ямато»
Вице-адмирал К. Фукуда — руководитель разработки проекта линейных кораблей типа «Ямато»

Согласно Третьему дополнительному плану (более известному как Программа «Марусаи»), принятому в 1934 году, Япония приступила к созданию своего флота, в надежде сделать его одним из сильнейших среди ведущих морских держав. В новую программу вошли знаменитые линкоры «Ямато» и «Мусаси», авианосцы «Секаку» и «Дзуйкаку». В 1938 году была запланирована постройка еще двух линкоров типа «Ямато» (водоизмещением 74.000 т) и авианосца «Тайхо» с необычайно мощным вооружением.
Весной
1935 года «Кампон» дал положительный ответ о возможности создания новой серии сверхмощных линейных кораблей, и дальнейшую разработку проекта передали под непосредственное руководство вице-адмирала Кейджи Фукуда и кэптена (капитана 1 ранга) Китаро Матсумото. За 28 месяцев «Кампон» разработал 25 вариантов проекта нового линкора, окончательный вариант которого получил одобрение в марте 1937 года, и «генеральный штаб ВМС Японии» издал приказ о постройке для начала двух линкоров по Третьей программе пополнения флота.
Однако и здесь появились проблемы — развязав войну с Китаем, Япония столкнулась с большим количеством непредвиденных расходов. Кораблестроительная программа начала тормозиться. Из-за отсутствия производственных мощностей постройку двух линкоров с 460-мм орудиями перенесли в шестилетнюю программу
1939 года. По бюджету 1936–1937 годов заложили линкор «Ямато», а по бюджету 1937–1938 годов — «Мусаси».

В
1937 году завершается детальная проработка «Четвертой программы замещения». Из-за обострившейся международной обстановки и японо-китайского конфликта парламент согласился выделить средства на ее реализацию, но потребовал от руководства флота детального отчета о расходах. В рамках указанной программы по бюджету 1938–1939 годов заказываются линкоры «Синано» и № 111 (третий и четвертый в серии типа «Ямато», незначительно отличавшихся от головного), но из-за загруженности заводов их заложили лишь в 1940 году.
По бюджету
1940– 1941 годов предполагалась закладка линкора под № 797 (пятый в серии типа «Ямато») и по бюджету 1941–1942 годов — линкор под № 798, который, вопреки первоначальным планам, предполагалось вооружить 508-мм орудиями (дальнейшее развитие линкоров типа «Ямато»).
В то же время из-за ограниченных возможностей верфей пришлось отказаться от дальнейшей закладки авианосцев, переоборудовав в них строившиеся крупнотоннажные лайнеры и торговые суда, реквизированные флотом у частных судовладельцев.


Вид сбоку линейного корабля «Ямато»
Вид сбоку линейного корабля «Ямато»

Фактически, как видно из приведенных выше данных, японское командование отдавало предпочтение строительству линейных кораблей, на которые возлагались большие надежды в будущей войне. О том, что основной ударной силой станут авианосцы, вплоть до поражения в битве у атолла Мидуэй никто тогда и не задумывался.
Таким образом, «Синано» был заложен в качестве линейного корабля на военно-морской верфи Йокосука
4 мая 1940 года. Корабль получил свое наименование согласно традиции — по имени одной из префектур Японии, как, впрочем, и все корабли этой серии. Синано — префектура в самом центре острова Хонсю, к северо-западу от префектуры Мусаси. Название Синано также носит и главная река в Японии. Командующий Объединенным флотом Японии Исороку Ямамото, главный вдохновитель нападения на Перл-Харбор, вырос на берегах этой реки и, бывая дома, любил поплавать в ее холодных прозрачных водах.
Из-за очередного пересмотра судостроительной программы, в ноябре
1941 года постройку линкора под № 111 при 30 % готовности прекратили, а работы по «Синано» при 50 % готовности корпуса и механизмов в следующем месяце приостановили. Освободившихся рабочих верфи перебросили на достройку «Ямато» (сроки постройки сократили до 16 декабря 1941 г.) и «Мусаси» (5 августа 1942 г.).
После катастрофического поражения под Мидуэем в июне
1942 года, когда японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, принимается решение достроить «Синано» в качестве авианосца.

Из-за того, что кораблю, корпус которого уже был собран до уровня главной палубы, предстояло крупное переоборудование, срок его спуска на воду продлили до февраля 1945 года. Работы велись в условиях строжайшей секретности — для маскировки место постройки корабля было с трех сторон обнесено заграждением из гофрированной нержавеющей стали, а с четвертой стороны док скрывала от любопытных глаз отвесная скала. Таким образом, сухой док, где строился «Синано», был полностью изолирован от остальной базы.
Тысячи строителей, большинство из которых были корейцы, жили на казарменном положении. Перед входом на территорию стоял специальный КПП, на котором каждого работника проверяли по специально составленной фотографической картотеке. Об авианосце боялись даже говорить вслух. Естественно, под строжайший запрет попало хранение на базе любой фототехники. За соблюдением секретности вокруг дока № 6 зорко следила тайная полиция — «Синано» стал единственным крупным военным кораблем столетия, официально не сфотографированным во время постройки.

Неофициальных фото всего два. Первое была сделано 11 ноября 1944 года с американского разведчика B-29, пролетавшего на высоте 9150 м над Токийским заливом во время испытаний только что построенного авианосца.
Второй раз его удалось запечатлеть в тот же день, но уже японским фотографом, работавшим в судостроительной компании. Этот снимок сделал тайком и с большого расстояния опытный фотограф Хироси Аракава, находившийся на борту нового буксира, также как и «Синано» проходившего тогда заводские испытания в заливе.
Переоборудование «Синано» в авианосец проводилось по проекту, разработанному вице-адмиралом К. Фукуда (основной проектировщик «Ямато») и начальником Морского Технического Департамента Сейичи Изамура. Барбеты башен 457- и 155-мм орудий демонтировали и до 205 мм уменьшили толщину броневого пояса. На месте барбетов разместили цистерны для 718 т авиационного топлива и погреба боезапаса, защищенные двумя, жестко соединенными броневыми переборками суммарной толщиной 178 мм, промежуток между которыми заполнялся водой.

Бронированию суперавианосца Фукуда уделял большое внимание: так же, как на «Ямато» и «Мусаси», ниже ватерлинии «Синано» шла броня, снаружи которой располагались так называемые «були» (конструктивная противоминная защита), которые должны были свести к минимуму урон от попадания торпед, заставляя их взрываться за пределами основного корпуса корабля. На «Синано», из-за несбалансированности конструкции, толщина бортового броневого пояса была уменьшена с 406 до 203мм. Були, в случае с суперлинкорами, показали потрясающие результаты: чтобы потопить, к примеру, «Ямато», потребовалось больше десяти попаданий торпед и около десятка бомб. На «Синано» была также значительно улучшена противоминная защита — количество водонепроницаемых отсеков возросло до 1147.
Активное наращивание толщины брони детищ К. Фукуды на практике не привело к улучшению их защищенности. Дело в том, что японская металлургия
1930-х годов и так сильно отставала от западной, а после резкого ухудшения англо-японских и американо-японских отношений не осталось возможностей для того, чтобы это отставание сократить. К примеру, новая японская броня VH (Vickers Hardened) была разработана на основе британской брони VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 года. «Особо высококачественной британской броне CA японский образец уступал почти на треть, т. е. для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм CA».
Поэтому нехватку технологий решали «в лоб», а именно, на линкорах типа «Ямато» главный броневой пояс толщиной в 410 мм расположили под углом в 20°. Такая броня, теоретически, не пробивалась никаким снарядом на расстоянии 18,5 км. Ниже главного находился еще один — толщиной 200 мм. Броня располагалась в виде цитадели, защищая жизненно важные узлы корабля. Из-за большой толщины, а соответственно, и массы, «цитадель» корабля получилась рекордно короткой среди линкоров 1930–1940-х годов — всего 53,5 % по отношению к длине корабля. И, конечно же, живучести это кораблям типа «Ямато» не прибавило.

Авианосец «Синано». Художник Т. Юки (T. Yuki). Фрагмент
Авианосец «Синано». Художник Т. Юки (T. Yuki). Фрагмент

Полетная палуба на «Синано» и два лифта для подъема самолетов были сконструированы так, чтобы выдержать удары авиабомб до 1000 фунтов. Кроме того, палуба состояла из трех слоев: верхнего — из 20-мм стальных листов, промежуточного — толщиной 76-мм, и противоударного, изготовленного из специальной смеси опилок и древесного каучука. В этом плане японцы несколько опередили своих американских «коллег» — первый авианосец США, имевший бронированную палубу, — это послевоенный «Midway».
Главным новшеством конструкции «Синано» являлись бронированные
(37 мм) вентиляционные шахты. Дерево было изъято из конструкции везде, где только можно, для дополнительной огнестойкости примененялась огнеупорная краска. Защита на «Синано» состояла, в общей сложности, из 17964 т брони и 2000 т воды (заливалась между цистернами с топливом и погребами боеприпасов).
Четыре главные паровые турбины на «Синано» имели мощность 150000 л. с. и обеспечивали скорость до 27 уз. Причем, в ходе строительства установили больше топливных цистерн, чем планировалось, — это обеспечило авианосцу дальность плавания до 10000 миль.
Общее водоизмещение «Синано» составило 71890 т. Превзойти его смог только атомный авианосец ВМФ США «Enterprise», построенный в
1960 году.

Зенитное вооружение «Синано» было довольно мощным и разнообразным: шестнадцать спаренных 127-мм универсальных установок с большим углом возвышения (по сравнению с американским орудием того же калибра отличалось меньшей скорострельностью и скоростью наведения), 35 трехорудийных и 40 одноорудийных 25-мм скорострельных автоматов (из-за отсутствия радиолокационных систем наведения и современных дальномеров были чрезвычайно неэффективными — отсюда и количество орудий), 336 пусковых установок, для ракет калибра 120-мм. Для обнаружения воздушных целей имелось три РЛС.
В авиагруппу авианосца намечалось включить 18 истребителей А6М 5 (по другим данным, A7M2 «Реппу» — палубный истребитель, находившийся тогда в стадии испытаний), 18 пикирующих бомбардировщиков D4Y1 и еще шесть разведчиков D4Y1. По некоторым данным, «Синано» мог принять несколько больше самолетов, поскольку в последние месяцы достройки ангар расширили, и корабль мог взять дополнительно от шести до девяти самолетов.

Самолет-снаряд «Ока»-11
Самолет-снаряд «Ока»-11

Экипаж авианосца составлял 2400 человек, но в первом рейсе пришлось принять на борт гораздо больше людей — на нем отправились в путь еще и корейские рабочие, которые должны были заняться достройкой и доработкой корабля, когда тот прибудет во Внутреннее море.
В
1942 году «Синано» был классифицирован как «авианосец поддержки с функциями корабля снабжения авианосцев 1-й линии» — то есть он мог обеспечивать посадку авиагрупп с поврежденных авианосцев своей эскадры, заниматься ремонтом самолетов и обеспечивать воздушное прикрытие соединению силами собственной авиагруппы. Столь необычная классификация вполне понятна — из-за того, что авианосец переоборудовали из линкора с очень короткой цитаделью, под ангар для размещения самолетов осталось мало места. Для сравнения: гораздо меньший по размеру «Сёкаку» мог взять примерно вдвое большую авиагруппу. Зато на «Синано» площадь освободившихся помещений вне цитадели позволяла разместить дополнительные запасы топлива и боеприпасов для обеспечения авиагрупп соседних авианосцев.
На «Синано» отсутствовали паровые катапульты, но это, в данном случае, не являлось проблемой — длина полетной палубы корабля позволяла без проблем осуществлять взлет и посадку всех типов японских палубных самолетов.

После изнуряющих битв за Филиппины, Марианские острова и залив Лейте, у Японии практически не осталось опытных летчиков для палубной авиации. Из-за этого предполагалось использовать «Синано» в качестве плавучей «пусковой установки» для самолет-снарядов «Ока»-11, которыми, кстати, и был загружен корабль в своем первом и последнем походе.
Даже несмотря на то, что переоборудование линкора в авианосец было длинным и сложным, в июне
1944 года срок спуска корабля на воду сократили — он должен был покинуть верфь в Йокосуке уже в ноябре и отправиться на достройку во Внутреннее море. В связи с этим кэптен Татсуо Маэда, главный кораблестроитель верфи, приказал увеличить время рабочего дня с 11,5 до 14 ч и отменил выходные. Но ни к чему хорошему это, естественно, не привело...

© Ж.-А. А. Невский
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №51/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut