Всем привет! Это канал proстранное искусство.
"Хроники Нарнии" К.С.Льюиса привлекали многих режиссеров и сценаристов. Но больше всего по душе современному зрителю пришлась экранизация от 2005 года, принадлежащая режиссеру Эндрю Адамсону. Фильм яркий, запоминающийся... И тем не менее, кое-то наверняка от вас ускользнуло. Это произведения искусства, памятники архитектуры и даже археологические находки, которые служат всего лишь фоном для приключений Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси в волшебной стране под названием Нарния. Давайте рассмотрим их вместе.
Для начала давайте вспомним сюжет. События разворачиваются во время Второй мировой войны. Дети уезжают из Лондона на поезде, мать отсылает их в безопасное место, которым оказывается загородное поместье профессора Дигори Кирка. Замкнутый профессор живёт вместе с экономкой миссис Макриди, практически ни с кем не общается, а дом настолько стар и полон всяческих старинных артефактов, что детям строго-настрого запрещено прикасаться к чему-либо.
Вот как описывается дом в книге:
"Дом профессора - о котором даже он знал так мало - был старинный и знаменитый, и со всех сторон Англии туда приезжали люди и просили разрешения его посмотреть. О таких домах пишут в путеводителях и даже в учебниках, и на то есть основания, потому что о доме рассказывали всевозможные легенды - некоторые из них еще более странные, чем та история, о которой я сейчас рассказываю вам. Когда приходили группы туристов и просили показать им дом, профессор всегда пускал их, и миссис Макриди, экономка, водила их по всем комнатам и рассказывала о картинах, рыцарских доспехах и редким книгам в библиотеке..." (К.С.Льюис. Хроники Нарнии. Лев, колдунья и платяной шкаф).
Что ж, в книге Льюис описывает СВОЕ загородное поместье. А режиссерам фильма ничего не остаётся, как придумать своё. И за основу киношного образа берут замок Кентвелл Холл, некогда принадлежащий Тюдорам.
Одни из первых кадров в фильме знакомят нас с чудесной старинной мебелью (возможно, XVII-XVIII веков), портрет сбоку чем-то отдаленно напоминает читающую девушку Фрагонара (однако реального прототипа "нарнийской" живописи не нашла. Если у вас получится - пишите в комментариях). На стенах над лестницей - старинные гобелены и турецкое оружие: сабли и стальные щиты, которые использовались в XVI-XVII веках.
Проходя по лестнице, Сьюзан все-таки не может удержаться, чтобы не потрогать какой-то загадочный бюст, и миссис Макриди тут же ее одёргивает: "Нельзя трогать старинные вещи!". Что же такое потрогала Сьюзан?
Находим другой кадр с этим бюстом:
...и выясняем, что бюст принадлежит средневековому мыслителю и писателю Данте Алигьери, автору знаменитой "Божественной Комедии".
В какой-то момент в таком большом и неприветливом доме детям Певенси становится скучно, и они решают поиграть в прятки. И здесь мы снова видим главную лестницу и портрет мужчины на стене прямо рядом с Люси.
И снова находим прототип. Это портрет эрцгерцога Альберта руки Рубенса. Правда, здесь вся картина целиком, а фильме - лишь крошечный фрагмент с лицом Альберта.
Пока Люси бежит по главной лестнице, Эдмунд пытается спрятаться в гостиной. И прямо над его головой - мраморный женский бюст.
Как раз во время тех пряток Люси и нашла Нарнию в шкафу и познакомилась с фавном по имени Тумнус. А в следующий раз вместе с ней туда попал и ее капризный брат Эдмунд. Не захотев рассказывать старшим о Нарнии, он обидел сестру, которая внезапно нашла поддержку в лице самого профессора Кирка. Он пригласил Питера и Сьюзен в свой кабинет, который похож на самый настоящий музей в музее.
Приглядитесь к столу. Статуэтка египетского бога Ра, японские статуэтки, какие-то причудливые весы. У дверей стоят миланские доспехи. Ну а на стене - дань британскому консервативному вкусу: пейзаж в стиле художника-романтиста Констебла:
Кто читал - тот знает, что в итоге все четверо детей попали в Нарнию, где с ними приключилось столько всего, что лучше прочитать книгу. Но вот один из моментов у ритуального Каменного стола (кто читал - тот поймет, кто не читал и не смотрел - не буду спойлерить):
Нетрудно догадаться, что режиссера вдохновил Стоунхендж:
Возможно, вы обнаружили в этом фильме и другие отсылки. Пишите в комментариях!