Путь к первому пилотируемому полету в космос был сложен, а некоторые подробности подготовки к нему до сих пор известны только узкому кругу специалистов и любителям истории космонавтики.
Весной 1959 года на Заводе №918 (АО «НПП «Звезда») начались работы по созданию космического скафандра для первого полета, который получил обозначение С-10 (см. статью о скафандре С-10).
Однако, в феврале 1960 года (менее, чем за 1,5 года до первого полета), когда опытные образцы СК С-10 уже испытывались в ГНИИИ АиКМ, работы по нему были прекращены, а перед «Звездой» заказчики защитного снаряжения и средств спасения для пилотируемого космического корабля из ОКБ-1, во главе с К.П. Феоктистовым, поставили новое задание - разработать вместо скафандра защитный костюм, необходимый, прежде всего, для спасения при приводнении.
Основная причина попытки отказаться от применения скафандра заключалась в лимите выводимого на орбиту веса полезной нагрузки КК «Восток» и в том, что на основании данных об отсутствии разгерметизации при полётах искусственных спутников Земли разработчики корабля посчитали вероятность разгерметизации капсулы в полёте маловероятным и «нерасчётным» событием. Ракета-носитель «Восток» была значительно мощней ракеты «Редстоун», но и КК «Восток весил не 2, а 4,6 тонны. В отличии от КК «Меркурия» с примитивной СОЖ, обеспечивающей 100% кислородную среду и давление внутри кабины 0,3 кгс/см2, КК «Восток» обладал полноценной СОЖ, рассчитанной на 10-суточный полёт и способной поддерживать в капсуле газовую среду, близкую к земной воздушной атмосфере (давление в кабине 600-900 мм.рт.ст. при 21% кислорода в среде). Кроме того, КК «Восток» снабжался катапультным креслом, способным обеспечить спасение космонавта не только во время аварии на стартовом столе, но и на ранних этапах выведения на орбиту (см. статью «Кресло в КК «Восток»: конструкция и работа в штатном режиме»), в то время, как у КК «Меркурий» кресло как таковое отсутствовало – его функцию выполняло специальное ложе внутри кабины. С самого начала создания СОЖ для длительных полётов КК «Восток» было предусмотрено питание и водообеспечение при открытом остеклении гермошлема и применялась полноценная асенизационная система для отправления естественных надобностей, чего не было у астронавтов США. Более подробно о причинах суборбитальных полетов США см. статью «Суборбитальные полеты американских КК «Меркурий» - что мешало выйти на орбиту?»
Естественно, что среди конструкторов из ОКБ-1 было распространено мнение, что риск разгерметизации кабины КК значительно ниже чем других внештатных аварий, поэтому, дефицит веса можно снизить за счет отказа от применения скафандра и необходимой для него СОЖ. В феврале 1960 года «Звезда» приступила к разработке защитного костюма, получившего название «В-3».
Спасательный костюм космонавта В-3
Основное предназначение защитного костюма «В-3» заключалось в обеспечении защиты космонавта в случае приземления в безлюдной местности, или приводнения в холодную воду. По своей сути, В-3 представлял из себя вариацию морского спасательного комплекта (МСК/ВМСК), адаптированного для применения в КК «Восток». В состав комплекта входил комбинезон, имевший внешнюю (защитную) и внутреннюю (герметичную) оболочки, теплозащитный костюм (ТЗК) из стеганного поролона и шерстяного трикотажа, надевавшегося под комбинезон. Вентиляция костюма осуществлялась кабинным воздухом от автономной вентиляционной установки.
Заводом №918 (АО «НПП «Звезда») было изготовлено восемь изделий, часть из которых отправили на физиологические испытания в ГНИИИ АиКМ, и ЛИИ для отработки прыжков с парашютом. На самой «Звезде» были проведены двенадцатичасовые эксперименты по пребыванию в ледяной воде, а также двухсуточные эксперименты по выживанию в безлюдной местности в зимних условиях.
После принятия в ОКБ-1 решения отказаться от применения скафандра, военные врачи ГНИИИ АиКМ ВВС и гражданские физиологи отдела №8 авиакосмической медицины Завода №918 ГКАТ на всех совещаниях продолжили упорно доказывать необходимость применения СК. В августе 1960 года состоялось межведомственное совещание, в котором приняли участие С.П. Королев, Феоктистов К.П. (ОКБ-1), С.М. Алексеев («Звезда»), М.И. Вакар и Л.Г. Головкин (ГНИИИ АиКМ), от отдела № 8 А.В. Покровский (первый начальник отдела), А.П.Попов (бывший главный врач ВВС–заместитель начальника отдела №8) и др. Точку в жаркой дискуссии проектантов-разработчиков и медиков поставил лично главный заказчик этих изделий Завода №918 ГКАТ главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев: согласившись выделить до 500 кг массы, жестко ограничив сроки разработки СК, который должен был быть готов к концу 1960 года. В сентябре 1960 года, за семь месяцев до запуска «Восток-1», начались работы по созданию на основе авиационного скафандра «Воркута» (см. ссылку о скафандре "Воркута") первого скафандра космонавта «СК-1», но это уже совсем другая история.
Продолжение следует…
P.S. Благодарю подписчика блога "Прогулки в стратосфере" и моего коллегу "Сергея Филипенкова" за редакцию текста и дополнение статьи уникальной информацией.
*При написании статьи использованы материалы из книги "Космические Скафандры России" И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий и др. исторических документов.