Boeing и Intel сбились с пути, так как руководствовалось краткосрочными финансовыми целями, а не долгосрочным видением технологических проблем. В нашем высококонкурентном технологическом мире достаточно одной большой ошибки продукта, чтобы тебя вытеснили корпоративные лидеры. Это только что произошло с двумя мировыми технологическими лидерами: Intel в полупроводниковых чипах и Boeing в крупных коммерческих самолетах. Intel больше не лидирует в мире по производству чипов, она проиграла TSMC, крупной контрактной компании по производству чипов на Тайване, а Boeing отстает от Airbus в производстве самолетов.
Сейчас модно обвинять в недобросовестной международной конкуренции. Но ничего несправедливого в том, что пострадали Intel и Boeing, нет. Их неудачи в обоих случаях были вызваны плохими управленческими решениями в области технологий, обусловленными краткосрочными финансовыми соображениями. История показала, что это верный путь к провалу в динамично развивающихся технологических отраслях.
Проблема Boeing была связана с проектом 737 MAX, где было принято крупное, но механистическое решение о редизайне с тем, чтобы избежать более длительной и дорогостоящей модернизации путем добавления дополнительного программного обеспечения к системе управления полетом самолета для автоматической коррекции нестабильности в полете. В руках опытных и должным образом обученных пилотов самолет был, по-видимому, в полном порядке. Однако новое программное обеспечение устанавливалось только по желанию заказчика-перевозчика. Чтобы сэкономить на расходах, некоторые заказчики избегали этого, а их пилоты не проходили специальной подготовки. После двух аварий с крушением самолетов и гибелью сотен пассажиров, 737 MAX был объявлен небезопасным, и его поставки были отменены, оставив место для конкурентов, чтобы заполнить пустоту. Ущерб репутации компании был очень серьезным.
Полупроводники являются строительными блоками цифровой экономики, и неспособность Америки замедлить падение производства микросхем на своей территории является стратегической ответственностью высшего порядка. Проблема Intel возникла в оснастке для производства чипов с устройствами размером менее 10 нанометров.
Компания разработала геометрию устройств и первой начала производить чипы для многонаннометровых устройств. Однако, когда пришло время еще больше уменьшить размеры устройств, руководство приняло решение использовать сложный процесс с тем, чтобы максимизировать их плотность на пластинах и увеличить доход с каждой пластины. Но технические риски в этом подходе были очень высоки, и они, по-видимому, не были хорошо поняты высшим руководством, которое поддержало это решение из-за более высокого потенциала дохода по сравнению с доходом при меньшей плотности. В результате выход продукции был неприемлем, а обязательства по поставке продукции не могли быть выполнены. Переоснащение таких заводов теперь займет очень много времени.
С другой стороны, TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), используя аналогичную технологию, выбрала более консервативный процесс с более низкой плотностью устройств и смогла начать производство, в то время как Intel продолжала бороться. В результате Intel решила передать свои высокопроизводительные суб-10-нанометровые чипы на аутсорсинг TSMC.
Ситуации с Intel и Boeing кажутся схожими в том, что основные инженерные решения, влияющие на будущее бизнеса, принимались с учетом финансовых соображений, превалирующих над разумной оценкой рисков. Можно только гадать, как принимались подобные крупные инженерные решения. Как и у Boeing, так и у Intel ориентация высшего руководства компаний изменилась с инженерной на финансовую. Очевидно, что разумная оценка технологических рисков отсутствовала. Сменились главные исполнительные директора обеих компаний. Теперь у Intel есть генеральный директор с сильными технологическими полномочиями.
Крупнейшие технологические компании возглавляются руководителями, увлеченными технологиями и продуктами. Осознавая императивы сильного финансового менеджмента, их талант заключается в калибровке рисков и возможностей с помощью инноваций, с долгосрочным технологическим и рыночным лидерством во главе.
Отличным примером очень успешной производственной компании является Corning, которая продолжает лидировать в мире в области сложных технологий производства стекла. Стив Джобс пришел в Corning, когда ему понадобилось новое высокопрочное тонкое стекло для телефонов Apple, и Corning стала эксклюзивным поставщиком. Verizon пришла в Corning, когда ей понадобилось специальное оптическое стекло коммуникационного волокна для своей программы Fios.
Научно-исследовательский центр компании в Corning находится в штате Нью-Йорк. На этот центр ежегодно тратится оеоло 1 миллиарда долларов. Там разрабатываются новые продукты и запатентованные технологии производства, которые передаются на производственные площадки по всему миру. Интеллектуальная собственность компании тщательно охраняется, потому что ее инженерный состав разрабатывает все необходимое для массового производства внутри компании. Например, несмотря на острую конкуренцию, Corning остается мировым лидером в производстве волоконно-оптических кабелей связи, причем ее продукция охватывает все виды применения. Исследовательские и продуктовые планы компании охватывают годы, и она даже была готова снизить прибыльность, когда инвестиционные требования считались существенными.
Когда думаешь о бизнес-лидерах со страстью к технологиям, которые движут крупными коммерческими инновациями, на ум приходит компания RCA, которая управлялась генеральным директором Дэвид Сарнофф. Сарнофф имел долгосрочное видение технологических проблем и лично интересовался исследованиями, особенно бытовой электроникой. Компания была пионером черно-белого телевидения, и Сарнофф был убежден, что цветное телевидение - это будущее. Это была огромная техническая проблема, но ученые Лаборатории RCA придумали решение и продемонстрировали его Сарноффу в виде экрана изображения размером с большой палец. Он посмотрел на него в микроскоп, и это было полноцветное изображение. Он встал, посмотрел на директора лаборатории и сказал: - «Просто дайте мне план разработки продукта, и он будет профинансирован».
Таким образом, цветное телевидение родилось после многих миллионов долларов инвестиций, спонсируемых Сарноффом, который игнорировал многих скептиков. Отдача от этих инвестиций была огромной, потому что RCA владела патентами на фундаментальную технологию и стала ведущим мировым производителем.
ГЕНРИ КРЕССЕЛ: из книги «Если вы действительно хотите изменить мир: Руководство по созданию и поддержанию прорывных предприятий» (Harvard Business Review Press).