Тема небольших автомобилей с ручным управлением была актуальна во время всего периода существования СССР, страна прошла через войну, последствия которой затронули очень много семей. Уже в конце 40-ых были начаты работы по созданию специальных мотоколясок, предназначенных для людей с ограниченными физическими возможностями. Первой мотоколяской стало изделие Серпуховского завода СМЗ-1Л, внешне напоминающее циклопа с тремя колёсами, дальнейшие работы по модернизации модели привели к появлению улучшенной версии уже более менее похожей на полноценный автомобиль.
Однако и эта машина представляла из себя компромисс, и являлась нечто средним между автомобилем и моторизированной инвалидной коляской, а потому имела недостатки и того и другого. Несмотря на цельнометаллический кузов, расположенный на пространственной раме, езда на машине представлялась не самым комфортным занятием, колеса были маленькие и застревали в ямках, передних тормозов не было, были лишь задние, а мотоциклетный двигатель мощностью 8 л.с, даже для такого небольшого автомобиля весом меньше 500 кг, не давал хоть сколько вменяемой динамики - максимальная скорость не превышала отметки в 55-60 км/ч.
Однако, не смотря на эти минусы важность этих автомобилей нельзя недооценивать, все дело в том, что такие машины выдавались безвозмездно, определенных категориям людей на определенный срок, в ходе которого предоставлялось право на такой же бесплатный ремонт мотоколяски, после некоторого времени государством машина изымалась, в обмен на такую же, но новую.
Народная известность СМЗ-3А, пришла после эпизодической роли в фильме "Операция Ы и другие приключения Шурика", после которой автомобиль стал плотно ассоциироваться с этой кинокартиной, за машиной даже прозвище закрепилось - Моргуновка.
Всего за 15 лет производства было выпущено чуть более 200 000 экземпляров разных модификаций, до наших дней «Моргуновок» сохранилось пару сотен, а потому среди коллекционеров советской техники эта машина пользуется заслуженной популярностью. Ещё одна причина из-за которых фактического нахождения мотоколясок на балансе у государства, они в свою очередь по истечению определенного срока подлежали утилизации,
Из-за чего сегодня «Моргуновка» в хорошем состоянии может стоить 300-400 тысяч рублей - практически, как новая Лада Гранта, а за еле живой кузов без документов спокойно могут просить 80-100 тысяч рублей, такие вот расценки, которые меня сначала даже удивили.
Доводилось ли Вам видеть такой автомобиль в живую?