Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова изобилует разнообразием тем и поднятыми в них проблемами: от одиночества, мотива безысходности, до темы самопознания, противоборства земного и небесного. Но есть тема, где все остальные сходятся в ней одной и образуют очень своеобразную часть поэзии великого писателя - тема поэта и поэзии.
В произведениях, посвященных данной теме, Лермонтов; как и когда-то Александр Сергеевич Пушкин (сравнение с которым очень важно при раскрытии этой темы); ставит и разрешает следующие вопросы: какова роль поэта в обществе? в чем сущность процесса творчества? каким должно быть отношение поэта к миру? какие духовные черты должен иметь поэт?
Если Пушкин - любовь, природа в "ярких, насыщенных красках", то Лермонтов - покой. Его природа печальна, а жизнь пассивна. И вообще жизнь - боль, бытие - тщетно (тоже фальшивый, тоже разбит, тоже пытался жить и любвить).
Но, следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца творческого пути создает облик народного поэта - пророка, лирического героя, зажигающего сердца людей на борьбу за свободу.
"Пророк" Лермонтова - разочаровавшийся романтик, символизирующий судьбу самого поэта:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В основе стихотворения лежит скорбь о том, что учение Пророка не признается толпой. Он, презиремый, "нищий", уходит в пустыню, остается в одиночестве, но знает счастье.
Завершая сравнение и сопоставление стиля и творчества Лермонтова с Пушкиным, перенесемся в 16-летие первого. Существует мнение, что стихотворение "О, полно извинять разврат!" адресовано Пушкину:
Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни;
Боясь лишь вечного суда
И чуждый на земле боязни,
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою.
Таким образом, Лермонтов говорит Пушкину, что услышал и понял его. Довольно-таки своеобразное заявление. Чел реально уверен в себе.
Продолжая рассуждение, стоит упомянуть стихотворение "Поэт", написанное в 1838 году.
В нём Лермонтов сравнивает поэзию с "клинком", присутствует романтическая композиция человека. Мило.
Перед нами оппозиция двух типов поэтов:
- поэта, прислуживающего толпе (с тошного лайк)
- и поэта, каким автор его видит в идеале.
Данная антитеза (противопоставление (для слабоумных)) рассматривается в виде метафоры (это сами загуглите), возникает образ заржавевшего кинжала. Разбитое, как сердце подростка, на две части произведение показывает участь поэта, схожую с судьбою того кинжала.
При этом использованный прием параллелизма позволяет создать положительный образ (очень сложно, забейте) пророка, являющийся символом гражданской поэзии:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Лермонтов считает творчество не только "клинком", но и "всесжигающим костром", вау. Так, в стихотворении "1831-го 11 дня" поэт называет "страшной" (как много кавычек Боже упаси) "жажду песнопений", т.к. видит разъединение людей и не верит, что будет услышан:
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там — ей всё равно.
При всех загонах Миши, мучительности и надрыве творчества, побеждает вера в поэзию. Это в полноте выражается в стихотворении "Есть речи - значенье...".
"Из пламя и света рожденное слово" для поэта - спасение от страданий, приход (привет солевым) к вере, гармонии.
Главная тема здесь - тема любви; но в нем прекрасно видно, как Лермонтов погружен в свое творчество. Это доказывает начальный тезис-майонезес о том, что в творчестве Лермонтова темы сходятся.
Но есть и темная сторона, на которой наш Мю описывает творческий акт негативным оттенком. Стихотворение "Не верь себе" снижает как бы образ поэта, ставит под сомнение его высокое предназначение. Начинается оно с эпиграфа, смысл которого - в отношении толпы к поэтам. Ей всё равно на его чувства:
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья...
Ну, всё ясно. Дар поэта - не дар, оно - проклятие:
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно – тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
Существует еще множество и множество произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, раскрывающих тему поэта и поэзии, но я итак много написал. Надо вторую часть - будут комменты.
Да.
У всех людей искусства непростой, тернистый путь. Лермонтов в полной мере познал это, и, главное, показал это нам. Великий поэт выступил реально достойным преемником Пушкину в вопросе этой статьи. Лермонтов, так сказать, саннин у Хокаге-Пушкина.