Посмотрела один из лучших, на мой взгляд, советских фильмов о гражданской войне Комиссар (1967,1987).
Я его видела где-то в конце восьмидесятых, но, признаюсь, он не произвел на меня впечатления.
На днях я его пересмотрела.
Это было потрясение. Это был шок.
Я такого восторга от фильма не испытывала очень давно.
Впрочем, это тот фильм, о котором невозможно рассказывать. Его нужно смотреть. Только нужно иметь ввиду, что событий в фильме не так много.
Нужно иметь ввиду, что фильм долгий, пустынный, задумчивый, грустный, возможно, нудный - так мне показалось в первые несколько минут.
Но нужно смотреть дальше и тогда - открывается целый мир, на который вы будете смотреть широко раскрытыми глазами.
И восхищаться.
В первую очередь актёрами.
Гениальная Мордюкова.
Один ее проход по городу с ребенком к разрушенной церкви стоит всех наград мира.
Это нужно показывать на уроках актерского мастерства и заносить во все учебники по киноискусству.
Ролан Быков - вся боль, вся сила, вся история еврейского народа в его глазах, в его танце в погребе.
Красавица Раиса Недашковская - вечная мать, жена и вечная труженица.
Одна из самых сильных сцен фильма - на телеге по городу везут пушку и беззащитные дети вышли со двора посмотреть на нее.
Две несовместимые вещи, то, чего никогда не должно быть - дети и оружие.
И еще одна сцена, которую невозможно смотреть, от которой не слезы, а рыдания душат - дети играют в "войну".
Впрочем, можно перечислять все сцены, они все символичны, они все прекрасны в этой болезненной правде жизни.
Трудно определить жанр фильм.
Сейчас его бы отнесли к артхаусу, к авторскому кино.
В 60-е годы такого понятия не было.
Режиссер Александр Аскольдов, который снял всего один фильм, по моему мнению, наследник Сергея Эйзенштейна.
Фильм снят в стилистике Броненосца "Потемкина" (1925 год). Аналогов в советском кино я не знаю.
Но вернемся к теме статьи - за что все-таки запретили этот фильм?
К сожалению, вопрос лежит на поверхности.
Фильм, снятый к 50-летию Великой Октябрьский Социалистической революции, не восхваляет ее, не восхищается бойцами Красной армии, не поет гимн их мужеству и преданности делу победы пролетариата, не раскрывает смысл и пафос революции, не восторгается женщиной, бросившей своего ребенка ради борьбы за лучшую долю.
Люди в этом кино - расходный материал.
Но мир состоит из таких вот людей, как Ефим и Мария, такие, как они, всегда были и будут.
Все остальное - всего лишь звук залпа пушки.
А такие, как товарищ Вавилова, видят себя только на поле боя. Им нет места в обычной жизни.
И это тоже результат революции.
Только на поле поле боя она чувствует себя настоящим человеком, только на поле боя она может вернуть себе уважение.
Уважение, которого эти забитые системой и вечной сменой власти Ефим и Мария никогда не теряли.
Обо всем этом и рассказывает фильм.
Именно поэтому его и не пропустила цензура шестидесятых.
---------------------------
А вы видели этот фильм:? Какое он произвел на вас впечатление?
Как думаете, названная мною причина, по которой фильм положили на полку, верна или было что-то еще?