Найти в Дзене
"Dregpa"

Ослепленный художник

Блестящий мистер Тёрнер

Джозеф Мэллорд Уильям ТЁРНЕР (1775—1851) был сыном лондонского цирюльника.

ТЁРНЕР (1775—1851)
ТЁРНЕР (1775—1851)

Он не мог бы нарисовать человеческую фигуру даже ради спасения своей жизни, но поставьте его перед ландшафтом и попросите написать атмосферу — и мы окажемся в космосе. Тёрнер был плодовитым акварелистом. И запечатлел маслом сотню сияющих закатов в романтической традиции. Согласитесь ли вы с уничижитель­ными словами Констебла о Тёрнере в 1830-х гг. «Воздушные видения, написанные подкрашенным паром» или будете сыпать превосходными степенями, сравнивая его с Моне.

Тёрнер — отличный предмет для за­стольной беседы. Одиночка по природе, расчетливый бизнесмен, очень молодой академик (получил это звание в 27 лет) и, впоследствии, Academy’s Deputy President, к моменту смерти был одним из самых богатых английских художников и завещал своей неблагодарной стране 19 000 ак­варелей (с вашим зрением все в поряд­ке) и 300 картин маслом. Условия заве­щания на протяжении 100 лет по боль­шей части игнорировались, и некото­рые пункты так и остались неиспол­ненными. Можно предположить, что Констебл был уязвлен финансовыми успехами Тёрнера не меньше, чем его техникой. Творчество художника нра­вится людям, которые не очень разбираются в искусстве. Как и Шекспир, он находит путь ко всем.

В 1833 Тёрнер отправляется в Венецию в поисках вдохновения и на­ходит его.

Голландская живопись повлияла на его ранние лунные пейзажи и виды бушую­щего моря, но самым важным источни­ком вдохновения мастера были для него итальянизирующие пейзажи Лоррена. Такие картины, как «Дидона, воздвигаю­щая Карфаген» (1815, Тейт, Лондон), по­казывают поиски Тёрнером ускользаю­щего романтического качества, возвышенности­; природных явлений, от кото­рых бегут мурашки по коже, а волосы встают дыбом. Лавины. Бури. Стремнины.

«Дидона, воздвигающая Карфаген»  1815 г.
«Дидона, воздвигающая Карфаген» 1815 г.

Том Гертин (1775—1802), умерший молодым акварелист, ровесник, которым Тёрнер всегда восхищался; сэр Джордж Бомон (ум. 1827), лю­битель Констебла и ненавистник Тёрнера, смешавший с грязью его вос­хитительные романтические по­лотна, и сэр Томас Лоуренс (1769—1830), портретист, преем­ник Рейнолдса, уговоривший Тёрнера посетить Италию, что тот и сде­лал в 1829 и 1833 с большой пользой для творчества.

ПЕРВЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ЖИВОПИСЕЦ?

Современных зрителей больше интересуют полотна, написанные Тёрнором после1830-х, потому, что в одних передана атмосфера, а в других запечатлены механизмы-тогда очень революционный сюжет.

Он источал талант всеми порами. Но Тёрнер редко пи­сал вещи такими, какими они есть.

Его картины в духе эпохи романтизма часто за­ставляют зрителя догадываться о значении образов. В целом они хорошо с этим справ­лялись, но потомки действительно возве­ли его на пьедестал.

Написанные Тёрнером тысячи акварелей бы­ли результатом многих путешествий по Брита­нии и Европе, во вре­мя которых он предпо­читал проходить ог­ромные расстояния пешком, чем проехать в карете и упустить ка­кую-нибудь деталь. Сносил немало обуви. Часто несколько аква­релей были основой для композиции карти­ны маслом.

Примечание: именем Тёрнера названа одна из премий в области современного искусства, учреждённая в 1984 г.

Очень часто художник писал свои произведения стоя против света.