Оригинал - Майкл Карсон
Проблемы, которые приводят людей к психотерапевтам, можно с пользой рассматривать как первично биологические, поведенческие или личностные (согласно соответствующей теоретической парадигме).
Тревожность иногда, исключительно редко, лучше всего объясняется как биологическая проблема, болезнь мозга, с которой помогают справиться фармакологические препараты и обучение приёмам управления симптомами, как это делается при хронических болезнях; или, например, при лечении мышечного воспаления.
Некоторые иные инстанции тревоги лучше рассматривать как поведенческие, где тревога - представляет собой функцию обстоятельств, которые произвели бы аналогичную реакцию практически у всех, в ничтожной зависимости от личности субъекта. Это состояние не всегда легко отличить от тревог, имеющих личностный базис.
Например, страх молний может быть связан с плохим опытом, где присутствовали молнии. Но кто-то может пугаться молний из-за того, что представляет себе божественное возмездие за дурное поведение. Тревоги "простого" поведенческого сорта лучше всего лечатся экспозиционной терапией.
Однако основная часть патологических тревожных реакций коренится в личности и требует определённой доли реляционного (межличностного, отношенческого) лечения.
Один из вариантов понимания личностной тревожности - в том, что тревога подсвечивает вещи, которые особенно неприятны для человека. Застенчивые люди находят внимание к себе аверсивным, например, а самоуверенные личности считают свою собственную погрешимость неприемлемой.
Говоря вообще, кто-то именно боится подобных вещей, и обусловленные сигналы того, что столь неприятные исходы надвигаются, приводит к тревоге.
Но здесь есть нечто большее, чем просто аверсивное обусловливание. иначе бы все были бы в тревоге всё время. Мы постоянно стараемся справиться с исполнением какой-то личностной роли, и другие части нас могут дискредитировать это исполнение.
То, что предотвращает тревогу от патологизации - способность её регулировать, заверяя себя. Тревога происходит, когда мы используем неэффективные методы управления своими страхами.
Представьте себе ребёнка, который боится чудищ или грабителей в темноте своей комнаты, и в комнате присутствуют определённые стимулы, которые служат их предвестниками. Что приводит ребёнка, скажем, девочку к страху и тревоге. Какие стили реагирования родителей скорее всего успокоят её и избавят от испуга?
Если она сможет выучить, как обращаться с собой аналогично, то тогда масса предвестников опасности, который она встретит на протяжении своей жизни, будет приводить лишь к мимолетному волнению.
Так же, как депрессию лучше всего рассматривать как способ обращаться с собой ненавистно - тревогу лучше всего видеть в качестве способа обращаться с собой, пользуясь неэффективными заверениями в приемлемой безопасности.
Не существует универсального решения для проблемы тревожной девочки, потому что в любой реальности ситуации необходимо принимать в расчёт потребности и преимущества конкретной девочки, родителей и семьи в целом.
Особенно умная девочка, например, может получить пользу от критического мышления. Действительно, когнитивная терапия, с реляционной перспективы - это метод обучения пациентов тому, как обращаться с собой так же, как рациональный родитель заверяет тревожного ребёнка (взвешивая доказательства и доводы).
Особенно "взрывоопасная" девочка - или девочка с уработавшимися родителями - может просто завести ночник в комнате. Случайные появления родителей в комнате может создать у неё ожидание, что они рядом и могут войти в любой момент, что снижает тревогу (если, конечно, родители ассоциируются с безопасностью), но не у всех родителей есть время или силы на это.
Особенно крутая девочка может остаться одна (с родительской поддержкой неподалеку, но не в немедленном доступе), чтобы встретить свои страхи, и в самом деле - с реляционной перспективы, именно это и предоставляют поведенческие терапевты при экспозиции.
КБТ культивирует рассудительность пациента и затем капитализирует её; экспозиционная терапия делает то же самое с выносливостью. Давать девочке препарат, чтобы она вырубилась - не рекомендуется, даже если это делает ночь приятнее для взрослых.
Если вы применяете препараты для лечения личностных или поведенческих тревог, вы можете допускать ошибку, которую я зову "отключение домашней сигнализации вместо того, чтобы разбираться со взломщиком".
Лечение, которое глушит, нежели успокаивает тревогу, ликвидирует возможность использовать тревогу как побуждение для изменения окружения или улучшения жизни.
Хотя не существует никаких формульных алгоритмов, некоторые базовые принципы родительского воспитания могут сориентировать и родителей и, что важнее, психотерапевтов и самих пациентов в том, как относиться к тревоге. Эти принципы сводятся к авторитетному, твёрдому, но чуткому взаимодействию, избегающему издевательств, балования или пренебрежения ребёнком (или, если предпочитаете, к избеганию попустительского или деспотического стиля обращения).
Героические усилия по успокоению встревоженного человека без вариантов дают обратный ход. Забрать ребёнка с собой в кровать к родителям, приносить кексики, оставаться с ней, пока она не уснёт - все эти действия сообщают, что угроза реальна и неизбежна, и что только героическое родительское присутствие спасает девочку от опасности.
Баюкающие терапевты, говорящие пациентам, насколько они уже совершенны такими, какие есть - оказывают тот же эффект, и пациенты сами на себя его оказывают, когда ищут тихое убежище или еду или прибегают к иным стратегиям избегания.
Избалуйте пугливого ребёнка - и вы получите дитя, которое трубит о своих страхах и ожидает, что мир перед ним склониться, готовый прислуживать. И также вы обнаружите, что ребёнок усвоил скрытое послание - то, чего она боится, безальтернативно реально и неизбежно.
Domineering strategies also backfire. Like punishment, they produce acquiescence in the presence of the parent that doesn’t transfer when the parent leaves. In real children, this means acting brave for the parent and then fretting all night.
Деспотичные, авторитарные стратегии также рикошетят ещё как. Как и любое наказание - они приводят к неохотному послушанию в присутствие родителя, которое не распространяется на ситуации, где родителей нет.
Интрапсихически, это означает "привковбоиться" тогда. когда вы уделяете внимание себе, и затем начинать заметно тревожиться, когда вы от себя отвлеклись. Психологический родитель "уходит со смены", когда вы спите (что ведёт к кошмарам и тревожным пробуждениям, включая ночную панику), когда вы погружены в нечто другое (что приводит к обгрызанию ногтей и т.п.), и когда вы оказываетесь в новой ситуации, где не знаете заранее, как поступить (что приводит к ощущению, которое испытывает ребёнок, потерявшийся в магазине).
Хорошие экспозиционные терапевты внимательно стараются не принуждать пациентов к работе со своими страхами из опасения, что выгоды курса экспозиции затем ограничатся лишь теми случаями, когда клиент (или кто-то ещё) насильно заставляет себя подвергаться пугающим ситуациям.
Оптимальная стратегия - продемонстрировать, что тревогу можно принимать без суеты, что из-за этого не будут нарушены отношения с родителями или распорядок семьи.
Это может включать в себя изучение источника тревоги, нежели типовые попытки разубедить ребёнка независимо от происходящего, просто чтобы убедиться, что под кроватью не спряталась бродячая кошка или в шкафу не обитает мышь.
Воспринимать тревогу без суеты подразумевает, что конечный страх, который провозглашает тревога, также можно принимать не суетясь. Именно так армия тренирует солдат реагировать на оружейный огонь, так тренеры приучают атлетов реагировать на неудачи, и так хорошие родители показывают детям, как реагировать на социальные промахи.
Я познакомился с этим острее всего во время худшего момента всей моей жизни. Во время родов моего первого сына его головка появилась, и она была сумеречного, тёмно-синего цвета. На уроках по деторождению не упоминалась эта (довольно распространённая) возможность, так что на долю секунды я решил, что он родился мёртвым.
В ту же секунду я обратил внимание, что руки врачей не стали двигаться быстрее обычного - и я расслабился, зная даже без раздумий, что если бы что-то пошло не так, то принимающий роды персонал ускорился бы.
Именно эту позицию родителям следует сообщать своим детям, терапевтам - пациентам, и людям самим себе: воспринимайте вещи без суеты, даже если они вас напрягают. Эффективное заверение - это род эмоциональной связи, который не меняется в зависимости от содержания.