Найти тему
Коловоз

Османы. Величие.

Начало:

https://zen.yandex.ru/media/id/5d55a0610ef8e700ae0fcabf/osmany-nachalo-i-podem-6001cc46fd62ee0689ab5f93

Истемлялет и адалет.

Османы всюду декларировали принципы истемлялет – народолюбия и адалет– справедливости. Действительно серьезную и продолжительную борьбу пришлось вести лишь в горах Албании, Эпира, Мореи и Зеты (Черногории), то есть там, где и до османского завоевания не было зрелой феодальной системы и турки были просто чужеземными завоевателями. В более развитых регионах Балкан основная масса населения воспринимала мусульманское завоевание пассивно и не оказывала упорного сопротивления. После уничтожения либо принудительной инкорпорации местной феодальной знати из покоренных народов оставалось лишь крестьянство и гордской плебс, которые, претерпев грабежи и насилия военной поры, быстро привыкали к османским порядкам с относительно низкими налогами и повинностями, ограничением власти сипахов над крестянами, регулированием рынка в городах с целью достижения «справедливой» цены. Греческое, армянское и еврейское купечество контролировало торговлю в империи. Христиане и иудеи были ограничены во многих правах и обложены повышенными налогами, но те балканцы, которые приняли ислам становились равны с коренными турками, а де-факто им доверяли даже больше. Стоит также отметить, что по средневековым меркам религиозная политика османских султанов XIV-XVI веков была весьма терпимой даже в сравнении с другими мусульманскими государствами, а среди христианских государств его можно было сравнить лишь с великими княжествами Литовским и Московским.

Примечательно кстати, что принявшие ислам греки со временем в основном тюркизировались и в языковом отношении, и по обычаям, а вот славяне и албанцы (по крайней мере в районах компактного проживания) сохраняли языковую и бытовую обособленность. Впрочем, в те времена тюркизация развивалась, в сравнении с исламизацией, медленно. Главные города империи – не только Константинополь, Адрианополь, Филиппополь, Салоники, Трапезунд, но и малоазиатские Бурса, Трапезунд оставались еще преимущественно грекоязычными, и даже в уже 4 века находящихся под турецкой властю Икониуме (Конья), Кесария (Кайсери), Севастии (Сивас), Арзрум (Эрзерум) греческий, армянский и турецкий были распространены примерно в равной пропорции. Мехмед Фатих, сын гречанки, хорошо знал греческий язык и считал себя вторым Александром Македонским. Со времен его султаната более 2 веков большинство везирей дивана было выходцами из капыкулу и ренегатов.

Для мусульманских государств, ровно как и для Монгольской империи не в новинку было привлекать иноверцев и инородцев к управлению. Но они всегда были лишь исполнителями воли правящей потомственной элиты. Даже в Московском царстве крещеные татары и черкесы, ровно как и немцы, составляли лишь часть боярства и дворянства. И Чингизиды далеко уступали Рюриковичам и Гедиминовичам в численности и влиянии. Здесь же произошло редкое явление – традиционная аристократия основного народа – создательница государства была полностью оттеснена от государственной власти и больших доходов выходцами из покоренных народов и иностранцами, причем преимущественно низкородными; она была отброшена на те же вторые и третьи роли, как и остатки знати покоренных народов. При этом на протяжении XV-XVI веков каждое следующее поколение комплектовалось набранными по девширме новообращенными мусульманами заново, а их потомки опять-таки опускались на роли мелких служащих или сипахов. По сути в османской империи не было другой аристократии, кроме самой фамилии Османов.

При этом выходцы из семей греческих, албанских, армянских, южнославянских, итальянских пастухов и пахарей, виноградарей и рыбаков, хоть и отрывались от своих народов, но как отмечал Николай Иванов, субъективно ощущали себя борцами за «крестьянскую правду», выразителями интересов крестьян и беднейших горожан.

По сути перед нами – государство социалистическое и интернационалистическое в той форме, в какой оно могло существовать в средневековом Средиземноморье - то есть в во главе с харизматической и сакрализованной династией и под знаменем ислама. Ну так и СССР был не соцстраной в вакууме – а именно такой версией социализма, которая могла иметь место в то время в том месте. Ислам, пожалуй, имел определенные наклонности к социализму изначально – но именно в интерпретации османских богословов времен великих султанов-завоевателей, (а также Баязида II (1481-1512) который сам не достиг больших успехов, но закрепил успехи деда и отца) он приобрел то характерное парасоциалистическое звучание, которое подвигло итальянских утопистов XVI-XVII вв. практически срисовывать свои утопии с османских порядков XV-XVI вв. При этом наряду с ликвидацией наследственного землевладения и личной зависимости, жестким регулированием цен в интересах беднейших потребителей и максимальным расширением милостыни, превращавшейся практически в государственный институт, планировалось зачастую и введение почти шариатских норм нравственности.

Расцвет

Султан Селим I (1512-1520) получил прозвище Явуз (Грозный) за свой жестокий нрав. Он был одним из немногих шахзаде, которым отец передал власть еще при жизни, чтоб избежать междуусобицы. При нем пика достигло господство капыкулу в османском государстве. Султан даже, подражая приведшим его к власти янычарам, брил бороду и отпускал длинные усы.

Именно он вступил с решительную схватку с двумя мусульманскими государствами, воплощавшими другие варианты развития средневекового исламского общества.

Первым было государство мамелюков Египта. Изначально это были воины-рабы (справедливости ради, надо отметить, что мусульманин по шариату не мог быть собственно рабом, и раб, принявший ислам получал статус своего рода кабального слуги, аналогичный римскому вольноотпущеннику) во многом похожие на османских янычар, стой только разницей, что это были не рекруты из подданных-христиан, а купленные рабы. Первоначально их комплектовали из тюрок евразийской степи (и прочих восточноевропейцев), которых привозили из Кафы (Феодосия) в Александрию Египетскую, и лагерь которых располагался на нильском острове у Каира (Бахр). Со временем преобладать среди рабов стали кавказцы, особенно черкесы, которых селили в каирской цитадели – Бурдж. В 1250г. тюркские мамелюки-бахриты свергли потомков Салах-ад Дина и стали избирать султанов из своей среды. С 1382 г. к власти пришли ставшие большинством мамелюки-бурджиты, выдвинувшие из своей среды черкесскую династию, известную как Бурджи. В отличие от османских капыкулу, мамелюки, быстро превратились в аристократию восточно-феодального образца, четко отделявшую себя от податного арабского населения. Бахриты в своей среде говорили по-тюркски, бурджиты по-черкесски, они поделили среди своих все земли, практически закрепостили крестьянство, нещадно обирали горожан и при этом сохранявшие связи с родиной и этнокорпоративный дух. Власть их над империей носила характер военной оккупации, державшейся лишь на праве меча. Но в течение XV века меч ржавел, свирепые воины превращались в развращенных помещиков. Если тюркские мамелюки одержали множество побед – над крестоносцами, монголами, армянами, широко, до Евфрата, Тавра и аравийской пустыни, раздвинув границы в Азии, то кавказцы лишь вяло отбивались от внешних врагов и вели нескончаемую борьбу с бедуинами. Примечательно, что в этот период черкесские князья стали посылать своих детей в Бурдж, а работорговля весьма сократилась. Когда в 1506г. на Красном море появились португальцы, то оказалось, что египетский флот практически сгнил и неспособен им противостоять.

Бездарная власть мамелюков привела к тому, что в Египте и Сирии, как впрочем и в других арабских странах, начались процессы депопуляции и хозяйственного упадка.

Другой вариант – племенное государство– представляла собой держава Кызылбашей. Это были туркменские кочевые племена Ирана, Южного Кавказа, Северного Ирака и востока Малой Азии, которые как раз в это время стали склонятся к шиизму. В их среде не раз возникали эфемерные государства вроде Каракоюнлу и Аккоюнлу, но объединил их выходец из шейхов Ардебиля и глава суфийского ордена Сафавийа Исмаил Сефеви (1487-1524). В 1500 г. он (точнее окружение 12-летнего шейха) начал борьбу с отнявшими у него наследство ширваншахами и Аккоюнлу. Уже в 1501г. он завоевал Ширван и крупнейший тогда иранский город Тебриз, былую столицу ильханов, и провозгласил себя шахиншахом, а в 1503г. покончил с Аккоюнлу, объединив вокруг себя тюркские племена от Евфрата до Амударьи. Созданное им государство было весьма похоже на многие другие средневековые мусульманские государства, например ханства, возникшие после распада Улуса Джучи и державы Тимура. Власть находилась в руках племенных и родовых вождей – ханов и беков руководивших племенными ополчениями, в гражданском и религиозном управлении преобладали образованные иранцы, но они находились в полной зависимости от воли тюркских полководцев. Фарси и тюрки (староазербайджанский) использовались при дворе сефевидских шахов наравне, но в армии господствовал тюркский. Нетюркские кочевники – курды, луры, белуджи, пуштуны и бедуины сохраняли автономию, но находились на вторых ролях. Оседлое податное население, особенно христиане, зороастрийцы, езиды и евреи, были в полной власти кызылбашских племен. Из этого понятно, насколько неверно называть кызылбашское государство, по крайней мере в XVI в., Персией или Ираном. Суннизм был практически запрещен, было велено публично хулить почитаемых суннитами первых «праведных халифов»: Абу Бакра, Омара и Османа. Исмаил завел себе борова и назвал его Баязидом, а османский султан завел борова по имени Исмаил. Но главным было то, что кызылбашские агенты вели активную проповедь среди туркменских полукочевых племен Малой Азии. Османские султаны во всех конфликтах кочевников с земледельцами и горожанами вставали на сторону оседлых, и кочевые туркмены рассматривали власть капыкулу как чужую и враждебную. Они с завистью смотрели на самовластных собратьев в Иране и Ираке, и мечтали избавится от гнетущего их османского порядка. Но султан Баязед проявлял пассивность – и это была одна из главных причин того, что янычары поддерживали активного и жестокого Селима. И тот, взойдя на трон, сразу развернул бурную деятельность.

Государство Сефевидов в XVI веке
Государство Сефевидов в XVI веке

В 1512-13гг. османы подверг репрессиям кызылбашей, живших в Анатолии, а 30 августа 1514 г. шах Исмаил I Сефеви и султан Селим I Явуз лично сошлись на во глав своих армий на Чалдыранском поле. Пушки и самопалы османов принесли им полную победу.

Разграбив Тебриз, Селим вернулся домой, но уже без непосредственного участия османов в Джазире вспыхнуло восстание курдов-суннитов и езидов, при поддержке ассирийцев, которые изгнали кызылбашей из Диярбакира и Мосула и отдались под власть султанов.

Между тем конфликт мамлюков с османами вступил в открытую стадию. Мусульмане Сирии и Египта ожидали нового праведного правителя, соблюдающего шариат и покровительствующего сирым и бедным, а распускаемые мамлюками слухи о том, что турецкая армия состоит из сербов и армян, лишь для вида принявших ислам, не возымели действия.

24 августа 1516г. 2 армии сошлись на Дабикском поле недалеко от Алеппо. Лучшая в мире на тот момент османская артиллерия оказалась сильнее одной из лучших в мире мамлюкской конницы. Султан-черкес Кансух аль-Гури погиб в бою (по преданию, выпил яду, когда понял, что разгромлен), мамлюки бежали, часть из них перешла на сторону османов.

"Королевство огня" - современный саудо-египетский фильм о завоевании мамлюкского государства османами

Вся Сирия, и мусульмане, и христиане, и евреи, приветствовала турок. Отчаянно пытавшийся организовать сопротивление в Египте последний мамлюкский султан Туман-бай был разгромлен у Ридании в январе 1517г. И вскоре взят в плен и повешен. Остатки мамлюков стали подданными османов. Впрочем, полностью превратить их в сипахов не удалось – общеосманская система землепользования была внедрена лишь в Сирии. В Египте истемлялет и адалет выразились в точной фиксации и значительном ограничении повинностей и налогов, и восстановлении дисциплины в мамлюкском войске.

Несмотря на краткость своего правления, Селим достиг колоссальных успехов. Территория и население империи выросли почти вдвое (помимо вышеупомянутого, в 1518г. его власть добровольно признал правитель Алжира Хайреддин Барбаросса). При этом завоеванные арабские области превратили мусульман в империи в большинство, причем это население было воспитано в классической исламской традиции. Взяв под свою защиту последних Аббасидов (живших на пансионе при дворе мамелюкских султанов в Каире), Османы получили из их рук титул халифов и старались соответствовать новой роли.

Появление массы арабских (а также армянских, ассирийских, курдских) подданных резко повысило значение турецкого языка (как в письменной форме османджылыка, так и разговорно-диалектных формах) как имперского лингва-франко (при сохранении позиций арабского как языка богословия и науки и фарси как основного языка искусства).

Стоит особо упомянуть Барбароссу (1475-1546) как яркий пример османского гази. Он родился на Лесбосе в семье османского спахи, выходца из Македонии, потомка исламизирванных славян, от которого и унаследовал рыжевато-русую бороду, и местной гречанки, вдовы священника. 5 сыновей были воспитаны как мусульмане, а 3 дочери – как христианки (одна из них впоследствии ушла в монастырь). 2 сына предпочли стать ремесленниками. А 3 ушли пиратствовать, и впоследствии судьба занесла их в Магриб. Эту некогда процветавшую, но уже с XI века находившуюся в глубоком демографическом и экономическом упадке часть исламского мира с 1509г. начали завоевывать испанцы, и в борьбе с ними и их сторонниками из числа местных правителей и бедуинских вождей двое братьев сложили свои головы, а сам Хызыр Хайреддин пришел к успеху с помощью османов.

Сын и наследник Селима, Сулейман I (1520-1566), которого европейцы прозвали Великолепным, а подданные – Кануни (Законодатель), взошел на престол в необычайно благоприятных условиях и мог проявить всю мощь османского государства. Ему даже не пришлось бороться с братьями, поскольку все они уже умерли, а враги были разгромлены на Востоке и погрязли в Реформации на Западе. В 1521г. он взял Белград, который так много раз неудачно осаждали его предки, в 1522г. изгнал госпитальеров Родоса (также многократно выдерживавшего турецкие нападения до этого).

29 августа 1526г. он разгромил короля Венгрии, Хорватии и Чехии Лайоша II. Тот погиб, а для Венгрии наступила пора бедствий. 170 лет Османы и Габсбурги будут воевать, деля между собой её территории.

В 1533-34, 1547-48 и 1554-55 гг. османы снова воевали с кызылбашами, и в результате под их полный контроль перешел Ирак и берега Персидского залива, а грузинские княжества стали зависеть от султанов.

В 1538г. был захвачен Йемен, впрочем, внутренние шиитские районы так и не признали полностью власть османов, а экспедиция в Индия закончилась поражением от португальцев в морской битве у Гоа. Зато на Средиземном море в том же году была одержана победа над флотом Испании и итальянских государств у Превезе, и в 1540г. венецианцы заключили мир, уступив последние 2 города, которые им еще принадлежали в континентальной Греции. В 1546г. император Карл Габсбург заключил с султаном мир и обязался платить дань. В 1551г. Тургут, еще один прославленный пират и флотоводец, выбил мальтийских рыцарей-госпитальеров из Триполи. В 1565г. он в возрасте 80 лет попытался во главе огромных сил захватить саму Мальту, но потерпел поражение и погиб в бою. Примечательно, что этот владыка Триполитании и Туниса был выходцем из семьи турецких крестьян Анатолии. Они не могли рассчитывать на продвижение на родине, но зато активно и успешно реализовывались в джихаде за морем.

Экспансия Османской империи в XVI веке
Экспансия Османской империи в XVI веке

Но главным в правлении Сулеймана стали его сборники законов, канун-наме, которые он давал как всей империи, так и провинциям.

Османский порядок достиг своего пика, но именно тогда начался и упадок.

Перестройка:

https://zen.yandex.ru/media/id/5d55a0610ef8e700ae0fcabf/osmany-perestroika-60048188f8b1af50bb66dd05