50-60-е годы XX можно смело назвать эпохой рассвета атомной энергетики.
Атомные реакторы росли как грибы после дождя. Атомная бомба стала мечтой каждого уважающего себя диктатора по всему миру. Страны активно экспериментировали с атомными установками в поездах, автомобилях, ракетах и даже самолетах.
И если об американских проектах подобного типа мы еще обязательно напишем, то сегодня мы поговорим о советском атомолете Ту-119.
Для чего в технике нужен атомный реактор, понять не сложно- с его установкой, техника получает неограниченный источник энергии, а ее возможности резко вырастают.
Самолет с атомной силовой установкой может находиться в воздухе неограниченное время, что при условии смены экипажа дает серьезное преимущество по времени нанесения удара по противнику. Как мы помним, это было начало 60-х и Сверхдержавы еще не имели надежного способа поразить друг друга иначе как с помощью авиации.
Создание отечественного атомолета началось с сооружения испытательного стенда, где реактор прогнали во всех возможных режимах и сочли его пригодным для установки в самолет.
В качестве носителя реактора был выбрал стратегический бомбардировщик Ту-95 ЛАЛ («Летающая атомная лаборатория»)
Реактор разместили в грузовом отсеке самолета и оснастили гидравлическим подъемником для удобства обслуживания и проведения экспериментов.
Кабина экипажа получила усиленную биологическую защиту из свинца, экспериментаторам было важно понять- реально ли защитить людей от излучения при работающей установке.
По итогу испытаний, самолет провел 34 полета, которые показали полную работоспособность схемы.
Система передачи энергии на двигатель работала таким образом, что активную зону реактора охлаждалось теплоносителем, далее второй контур охлаждался через радиатор набегающим потоком воздуха.
В качестве теплоносителя реактора использовался натрий.
Вместо двигателя Ту-95 НК-12 было разработано изделие НК-14А с теплообменниками вместо камеры сгорания.
Точной информации о типе и строении атомного реактора мы не имеем, однако есть основания предполагать, что эти разработки уже послужили нашей стране при создании крылатых атомных ракет "Буревестник".
Почему же проект свернули? Все просто. К моменту завершения первых испытаний военный всего мира уже активно перешли на Межконтинентальный баллистические ракеты, которые гарантировали доставку боеголовки на голову "друзей из-за океана", тогда как авария атомного самолета грозила слишком большими последствиями.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉