Григорий Добросклонов - юноша из бедной семьи, с которым мы знакомимся в последней части, или главе, поэмы - "Пир на весь мир". В этой части мы вновь возвращаемся в село Валахчина, с которым мы уже знакомы по второй части поэмы, "Последыш".
Связь с биографией Добролюбова и самого Некрасова
В самой фамилии Добросклонова заключена явная аллюзия на Николая Добролюбова - литературного критика 60-х годов. Добролюбов тоже был из духовного сословия, хотя из семьи побогаче, и обучался в семинарии.
Идейная близость Добролюбова с автором "Кому на Руси..." очевидна - критик печатал свои статьи революционно-демократической направленности в журнале Некрасова "Современник". Он рано умер от туберкулеза ( в 25 лет) и похоронен рядом с В.Г. Белинским. Надо ли говорить, что Добролюбов принадлежал к тем людям, которых Некрасов уважал больше всего на свете - за их огромное рвение принести практическую пользу обществу.
Рвение это присуще и самому Некрасову, поэтому образ Гриши, интеллигента из народа, представляется отчасти и автобиографическим. Ведь сам поэт, несмотря на дворянское происхождение, тоже в молодости жил и учился впроголодь, и смыслом своей жизни считал служение народу. Сходство автора и его героя - также и в глубоко трепетном и сострадательном отношении к своей матери.
Портрет Добросклонова
Яркая черта в портрете Гриши - худоба, по причине его крайней бедности:
...у Григория
Лицо худое, бледное
(...)
Он и его брат Савва, с которым они живут в большой дружбе и вместе учатся в городе, вместе поют Гришины песни, много читают -
Простые парни, добрые,
Косили, жали, сеяли
И пили водку в праздники
С крестьянством наравне.
Григорий воспевает радость по поводу отмены крепостного права
Грише не понравилось, что крестьяне с чувством спели "Голодную" песню. Именно в этот момент его голос начинает звучать в произведении. Он подходит к мужикам и напоминает им, что время рабское прошло.
Прошло время Глеба-старосты, который ради взятки предательски сжег вольную для восьми тысяч крепостных (история "Крестьянский грех"). Прошло время "холопа примерного, Якова верного". Это было время "крепи", то есть крепостного права:
«Змея родит змеенышей,
А крепь — грехи помещика,
Грех Якова несчастного,
Грех Глеба родила!
Нет крепи — нет помещика,
До петли доводящего
Усердного раба,
Нет крепи — нет дворового,
Самоубийством мстящего
Злодею своему,
Нет крепи — Глеба нового
Не будет на Руси!»
Крестный Гриши - Влас, мудрый староста села Вахлаки, знакомый нам по главе "Последыш". За любовь Гриши ко крестьянству он желает ему всяких благ, на что его крестник отвечает:
В предыдущей главе этой части ( "Горькое время -горькие песни") Некрасов сетует, что в народе все песни печальные, нет ни одной веселой.
И вот Гриша - тот человек, который создает радостные песни для народа.
Он поет, сочиняет новые песни, светится радостью и любовью ко всем окружающим. И это несмотря на голод, нищету, на суровые и темные стены семинарии, в которой он учится.
В чем же загадка его радости душевной? А радуется Гриша произошедшему освобождению крестьян. Радуется тому, что у народа доброе сердце - "золото, золото". Он предвидит, что более счастливое время настанет для мужиков. И это наполняет его душу надеждой и желанием посвятить свою жизнь еще большему улучшению жизни народа.
Нищета семьи Гриши
Отец Гриши и Саввы - добрый, но безответственный дьячок, не способный позаботиться о сыновьях. Бедность их семьи был такова, что главной заботой матери было добыть ... простую соль, чтобы детям было легче проглотить сухие хлебные корочки.
Поскольку у семьи не было никакого дохода, то мать кормила детей вот таким убогим подаянием от односельчан, а взамен батрачила, выполняя для людей любую черную работу. Она рано умерла....
Возвышенный патриотизм Гриши
Такая горькая и голодная жизнь не озлобила мальчика, а, наоборот, зажгла в нем горячую любовь и жалость к матери и ко всей родине:
И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась,- и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
Парадоксальным образом, самый голодный и обездоленный герой в поэме оказывается самым богатым (духовно, внутренне) - и потому самым счастливым.
В нем и заключается то, что искали наши мужики-странники, главные герои поэмы. Но они пока не способны узреть, что под его нищей оболочкой скрывается настоящее человеческое счастье:
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Этими строками заканчивается поэма в том ее виде, в каком современные литературоведение ее нам преподносит.
И несмотря на то, что Некрасов не успел самостоятельно записать композицию и завершить поэму, он смог донести ее главную мысль. Образ Гриши говорит о том, что счастье на Руси - в том, чтобы любить свой народ, жить его счастьем, жить не для себя, жить единением народным.
Читать еще о Грише - Последняя глава поэмы "Пир на весь мир"
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!