Анна Флорковская, кандидат искусствоведения:
«Берёзовая роща» - если мы отвлечёмся от того, что она была написана в конце 70-х годов 19 века, то эта картина, насколько она тогда была необычна, настолько она была бы, например, обычна для живописи 90-х годов в России. Потому что по сути дела это такое вот живописное панно, предвосхищающее модерн. Начало декоративное, оно преобладает над стремлением как-то представить пространство глубокое, или какую-то объёмность форм природных, деревьев. Всё это немножко, так сказать, уплощено и декоративизировано… Он опередил своё время лет на двадцать. Это такой цвет, есть такое слово – суггестивный. Его применяют уже к искусству постимпрессионистов, Ван Гога, например, или Матисса. То есть, это такой смыслонаполненный цвет. Вот можно говорить, что последние работы Куинджи, они тоже, конечно, безусловно, обладают этим качеством суггестивности, суггестивного цвета. Это закаты, закаты в степи, закаты в море, и это зимний лес. Закат, например, в зимнем лесу, где такие кровавые пятна цвета лежат на белом снегу.
Понятно, что его прежде всего это волнует, не достоверность изображения елей, их силуэтов, вот на чём, например, бы Шишкин сосредоточился. Он бы сосредоточился на том, чтобы передать характер дерева, как этот характер определённой породы дерева, как он отражается в силуэте, в том, как расположены ветви так далее. Вот Куинджи совершенно другие вещи интересовали. (Из интервью для документального фильма из цикла "Передвижники", ("Россия - Культура")
Подробнее об Архипе Куинджи и других передвижниках читайте в книге:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века
https://www.labirint.ru/books/740206/https://www.labirint.ru/books/740206/