Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. Буревестник коммодора Дьюи. « Петрел» (PG-2)

Оглавление

Создание Нового флота США вместе с активизацией американской внешней политики в Южной Америке сформировало требования к тому классу небольших боевых кораблей, которые в Европе чаще классифицировали как малые крейсера, авизо и шлюпы. Небольшие размеры, дешевизна, мореходность, небольшая осадка, позволяющая движение по рекам и многочисленная скорострельная артиллерия. Концепция, противоположная канонеркам Рендела, ориентированным на береговую оборону и несущим одно крупнокалиберное орудие для борьбы с броненосцами.

Американцам были необходимы многочисленные корабли для стационерной службы в портах интересующих их регионов. Поэтому такие корабли стали одними из первых в Новом флоте.

В соответствии с законом 3 марта 1885 года был разработан проект малого крейсера. Корабль был заложен в августе 1887 года в Балтиморе и обошелся казне в 247 тысяч долларов.

Имя он получил в честь морской птицы, буревестника-«Петрел», став третьим этого имени в американском флоте.

10 декабря 1889 года малый крейсер вступил в строй под командованием капитан-лейтенанта Х.Х. Бронсона.

С 1900 года «Петрел» был переклассифицирован в канонерскую лодку 4-го ранга. Он стал родоначальником многочисленного семейства кораблей, которые сейчас называют американскими канонерскими лодками, классическими представителями "дипломатии канонерок", которой держались в повиновении страны Азии и Южной Америки.

Мореходность, дальность плавания и много скорострельных пушек. По этому стандарту для американского флота были построены еще полтора десятка канонерских лодок.

Прямым развитием «Петрел» стала серия из трех более крупных крейсеров (первоначально)-"Йорктаун" , "Конкорд" и "Беннингтон" с шестью 152 мм орудиями.

Канонерские лодки. Колониальные крейсера. "Йорктаун"PG-1.

Затем корабли становятся менее крейсерскими и более колониальными- у "Макхиас"(1891)и "Кэстайк" на борту уже по восемь 102 мм скорострелок. Дальнейшие несколько серий знаменитых канонерских лодок США имеют уже чисто колониальное назначение.

-2

.

-3
-4
-5
-6

«Петрел» Petrel PG-2 ( с 1918 года). Columbia Iron Works и Dry Dock Company, Балтимор, штат Мэриленд ; заложен 27 августа 1887 года, спущен на воду 13 октября 1888 года; принят 15 октября 1889 года. Введен в эксплуатацию 10 декабря 1889 года. Списан 15 июля 1919 года. Исключен из списка ВМФ 16 апреля 1920 года. Продан на слом 1 ноября 1920 года

Водоизмещение нормальное 867 т. Длина 57,3 м. Ширина 9,44 м. Осадка 3,51 м среднее.
Двигатели-горизонтальная паровая машина компаунд, 1 винт, 2(с 1914- 4) цилиндрических котла, 1000-1045 л.с. Максимальная скорость 11,4-11,55 узлов. Запас угля 100/200 тонн. Дальность 4000 миль на 10 узлах. Экипаж 122 (10 офицеров), с 1910-138 , с 1914-142 человека
Парусное вооружение-баркентина
Бронирование-5/16 дюйма на плоской водонепроницаемой палубе.3/8 дюйма на скосах
Вооружение- 4 x 1 - 152 мм/30-35 Mk III (в бортовых спонсонах), 2 x 1 - 47 мм /40 3-фунтовые Hotchkiss Mk I, 1 x 1 - 37 мм/40 1-фунтовая Hotchkiss Heavy Long Mk I, 2 x револьверные 5 ствольные 37 мм /20 пушки Hotchkiss и две картечницы Гатлинга
1905 - Четыре 6-дюймовые установки, две трехфунтовые пушки, две однофунтовые пушки 37мм /40 Hotchkiss Heavy Long Mk I и два пулемета 30 калибра.
1911 - Четыре скорострельные установки 4 дюйма / 40, две скорострельные трехфунтовые установки и две однофунтовые скорострельные установки
1918 - Четыре установки 4 дюйма 102 мм /40(50) Mk III / IV / V / VI / 50 и две трехфунтовые пушки.

Грот мачта позже была снята.

-7

«Петрел» был приписан к Североатлантической станции. Здесь он служил до сентября 1891 года, когда был направлен на усиление Азиатской эскадры. Весной -летом 1894 года корабль в составе патруля Берингова моря охранял судоходство и боролся с браконьерами , промышляющими тюленей, в районе Уналашки и островов Прибылова.

В апреле 1898 года «Петрел» покинул Гонконг и присоединился к эскадре коммодора Джорджа Дьюи, направляющейся к Маниле.

-8

-9
16 декабря 1896 г. (10-00)верфь мэри айленда
16 декабря 1896 г. (10-00)верфь мэри айленда

В испано-американской войне 1898 года помимо броненосцев, бронепалубных и броненосных крейсеров, в состав американского флота входили 18 канонерских лодок, 6 стальных мониторов, 3 безбронных крейсера и 28 вспомогательных крейсеров(вооруженных яхт и пароходов). Все они также сыграли свою роль в ходе войны.

-11

К Манильской бухте эскадра Дьюи подошла ранним утром 1 мая 1898 года. Четырем бронепалубным крейсерам и двум малым крейсерам (канлодкам «Конкорд» и «Петрел» ) американцев противостояло шесть устаревших и небольших испанских крейсеров с одной колониальной канонеркой. Береговые батареи испанцев участвовали в сражении частично, т.к. испанский адмирал Монтехо увел корабли подальше от города, чтобы не подвергать его риску обстрела.

Первый выстрел в 5-05 сделали испанцы, американцы же, сократив дистанцию, пройдя кильватерным строем, с 5-40 засыпали испанские корабли градом снарядов. В два захода, с перерывом на завтрак, американцы методично уничтожали практически безответные испанские корабли. Канонеркам достались вспомогательные функции.

-12

«Конкорд» обстрелял и поджог транспорт «Минданао», «Петрел» занялся обстрелом официальных учреждений на берегу. После полудня на них были спущены испанские флаги, а канонерки Дьюи отправил добить испанские корабли, забившиеся в угол бухты. Экипажи с них по приказу Монтохо сошли на берег. С «Петрела» были отправлены десантные партии, которые подорвали и подожгли семь брошенных испанцами кораблей.

Здесь американцы по факту навредили сами себе, ибо трех утопленников-погорельцев они потом сами же и были вынуждены восстанавливать- «Дон Хуан де Австрия», «Исла де Куба» и «Исла де Лусон», они потом пополнили ряды американских канонерских лодок. Командир канонерки был наказан за порчу трофеев.

-13
-14

-15
-16
Канонерская лодка «Петрел» (PG‑2) в Манильской бухте, 1 мая 1898 г.
Канонерская лодка «Петрел» (PG‑2) в Манильской бухте, 1 мая 1898 г.

Потом «Петрел» заставил спустить флаг арсенал Кавите, на следующий день он был захвачен десантным отрядом с канонерки вместе с пятью небольшими судами ( в том числе буксирами Rapido и Hercules).

Грандиозная бойня стоила американцам лишь девяти раненых. Повреждения кораблей были незначительны. Испанцы же потеряли всю Филиппинскую эскадру, 161 убитого и 210 раненых. Помощник главного плотника «Петрела» Франц Антон Итрих был награжден Почетной медалью за отвагу во время боя.

На борту U.S.S. Буревестник, Манила, Филиппинские острова, 1 мая 1898 года. Служа в присутствии врага, Итрих проявил героизм во время боя.

«Петрел» продолжал войну на Филиппинах и после 1898 года, против несогласных с американской оккупацией филиппинцев.

11 февраля 1899 года он вместе с крейсером « Бостон» обстреливал повстанцев на острове Панай, 22 февраля 48 моряков с канонерки высалились на берег и захватили крупный город Себу на одноименном острове), а в октябре вместе с бывшей испанской канонеркой USS  Callao поддерживал атаку морских пехотинцев на Новелету , базу филиппинцев в провинции Кавите).

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

Утром 31 марта 1901 года на стоянке возле Кавите в Манильсом заливе, на «Петрел» возник пожар. Загорелось в отсеке для парусов, расположенном у днища рядом с артиллерийским погребом. Попасть в него можно было только через единственный люк на палубе.

Часть моряков занималась эвакуацией боеприпасов из артпогреба, а остальные, во главе с командиром, лейтенант-коммандером Джесси М. Ропером по очереди спускалиь в отсек и пытались потушить пожар. Коварство возгорания было в отсутствии видимого пламени и густом черном дыме с угарным газом.

К тому же электрогенератор был отключен еще утром и работать приходилось без освещения в черном от копоти помещении среди дыма от тлеющей парусины. Несколько человек, надышавшихся угарным газом, включая командира, подняли наверх в полубессознательном состоянии. Из-за увеличившейся концентрации угарного газа дальнейшие работы вести стало опасно и Ропер приказал всем покинуть отсек.

Однако матрос Тонер подняться не смог, он лишь стуком сообщил, что пока жив. Четверо моряков, во главе с командиром, спустились помочь Тонеру, но ни один не вернулся. Тогда матрос Альфонс Джиранди, обвязав себя веревкой, спустился вниз и обнаружил двух моряков без сознания. Он дотащил их до люка и помог подняться. Под лестницей он обнаружил Тонера и , теряя сознание, держал его, пока их поднимали наверх.

За остальными (командир и кадет) в отсек спустились лейтенант Дж. С. Маккин , обвязанный веревкой, рядовой морской пехоты Луи Ф. Тайс и моряк Томас Кейи. Им повезло, заработал генератор и при появившемся освещении возле стенки отсека они обнаружили тела двух человек. Втроем они вытащили обоих, но командира спасти уже не удалось, он скончался от отравления угарным газом.

Пожар чуть позже потушили. За храбрость при спасении сослуживцев Кейи, Джиранди и Тайс были награждены Почетной медалью. Джиранди, кстати, служил на флоте и в первой мировой, награжден Медалью Победы в Первой мировой войне.

На борту USS Petrel за героизм и храбрость, бесстрашно подвергая свою жизнь опасности, спасая других в связи с пожаром на борту этого судна 31 марта 1901 г.

-31

Корабль в доке - это Буревестник , который тогда был кораблем-станцией. Вдалеке виден линкор типа «Южная Каролина».
Корабль в доке - это Буревестник , который тогда был кораблем-станцией. Вдалеке виден линкор типа «Южная Каролина».

Залив Гуантанамо, Куба 1916-17
Залив Гуантанамо, Куба 1916-17

Несколько лет канонерка простояла в Кавите, выведенная в резерв. Вернули ее в строй 9 мая 1910 года. Посетив по дороге Европу, канонерка в 1911 году присоединилась к Атлантическому флоту. Здесь она активно участвовала в "дипломатии канонерок" в 1912-1915 годах, защищая американские интересы в восставшей Мексике и на островах Вест-Индии. В 1916 году ее назначили стационером в Гуантаномо. После вступления в апреле 1917 года США в первую мировую войну, «Петрел» вернулся на континент и нес службу в патруле, Бостон, Масссачусетс.

Здесь старой канонерке пришлось пережить еще одно приключение. Ао время охоты за немецкой подлодкой у южноамериканского побережья, штормом снесло за борт антенну радиостанции. Сам же корабль при отливе застрял на мели. И лишь доброта местных туземцев, помогла морякам прокормиться до прилива, с которым они смогли покинуть гостеприимный остров.

После 30 лет беспорочной службы канонерку отправили на заслуженный отдых. 15 июля 1919 года в Новом Орлеане ее вывели из эксплуатации, 16 апреля 1920 года вычеркнули из военно-морского регистра, а 1 ноября 1920 года продали на слом компании Snare and Treest of New York.

За время службы «Петрел» накопил изрядное количество наград-Медаль Дьюи, Медаль испанской кампании, Филиппинская медаль кампании, Мексиканская медаль за службу, Медаль Победы с застежкой "Патруль".

-34
-35

Боевой путь канонерской лодки «Петрел», как и многих ее одноклассников, свидетельствует об острой необходимости для флота этого периода иметь достаточное количество таких небольших надежных кораблей для патрульно-дозорно-разведывательной службы при эскадре и на базах. Хорошая мореходность, мощное скорострельное вооружение позволяли эффективно бороться с миноносцами, ставить мины и тралить их, прикрывать тральщики, минзаги, миноносцы, все, что необходимо при активных действиях флота.

К недостаткам можно отнести небольшие размеры и ограниченную защиту (легкая стальная палуба только над машинным отделением), одновинтовую схему и устаревшую горизонтальную машину.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам