При создании Нового флота американское командование ориентировалось в основном на крейсерскую концепцию войны. Европа была далеко и прибытие армады броненосцев для ведения эскадренного сражения в то время представлялось крайне маловероятным. А вот рейдерские операции на коммуникациях противника представлялись очень удачным решением, особенно в свете большого опыта американцев во время англо-американской и гражданской войны.
Рассматривался, в частности, вариант небольшого быстроходного рейдера. В Акте о морских ассигнованиях 7 сентября 1888 года Конгресс одобрил финансирование пяти таких крейсеров-двух по 3000 тонн и трех по 2000 тонн. 3000-тонники стали потом типом "Цинциннати", 2000-тонники типом "Монтгомери". В том же акте были вотированы будущие крейсера "Олимпия" и "Нью-Йорк".
В мае 1889 года морское министерство объявило о конкурсе на постройку двух крейсеров по 3000 тонн при цене до 1,1 миллиона долларов за штуку. Отозвался только самый активный и жадный до заказов William Cramp & Sons, но и его ценовое предложение превысило выделенный бюджет. Морское ведомство вынуждено было согласовать постройку кораблей на собственных арсеналах. Заказы были переданы Бруклинской и Норфолкской военно-морским верфям.
Проект предусматривал создание небольшого, но хорошо вооруженного и быстроходного корабля, защищенного броневой палубой. Вооружением крейсер был несколько перегружен. За погонный огонь отвечало носовое 152 мм орудие, еще десять новых 127 мм орудий стояло вдоль бортов и на корме. Кормовые орудия размещались в бронированных казематах на спонсонах. 25 мм броневая палуба в скосах имела толщину до 64 мм. Это были последние американские крейсера, получившие парусное вооружение. Площадь парусов, правда, была уже небольшой, а к 1899 году его окончательно демонтировали.
Крейсера, по традиции, получили имена в честь американских городов, Цинциннати, штат Огайо и Рейли, столицы Северной Каролины.
Головной, USS Cincinnati был спущен на воду 10 ноября 1892 года в New York Navy Yard (Бруклин). Крестной матерью крейсера стала мисс С. Мосби ( вероятно, дочь полковника Джона Мосби, "Серого призрака", героя гражданской войны). Это был второй корабль этого имени в американском флоте. Хотя закладывался он первым, в строй вступил вторым, 16 июня 1894 года.
USS Raleigh сошел на воду 31 марта 1892 года в Norfolk Navy Yard. Его крестной матерью стала миссис Альфред В. Хейвуд. В строй он вступил первым, 17 апреля 1894 года, из-за чего крейсера иногда называют тип "Рейли".
Во время присвоения порядковых номеров кораблям американского флота "Цинциннати" стал С-7, а "Рейли"-С-8.
Для кораблей были зарезервированы бортовые номера PG-25 и PG-26 (патрульная канонерская лодка) при переклассификации флота в 1920 году, но они были списаны до того как 17 июля 1920 года вступили в силу новые обозначения .
- «Цинцинатти » USS “Cincinnati”С-7—New York Navy Yard, Нью-Йоркская военно-морская верфь, Бруклин, Нью-Йорк. Заказан 7 сентября 1888 года. Заложен 29 января 1890 года, спущен на воду 10 ноября 1892 года , вошёл в строй 16 июня 1894 года . Списан 20 апреля 1919 года , . Продан на металлолом 5 августа 1921 г.
- «Рэйли » USS“Raileigh”С-8—Norfolk Navy Yard, Военно-морская верфь Норфолка, Портсмут, Вирджиния.Заказан 7 сентября 1888 года. Заложен 19 декабря 1889 года , спущен на воду 31 марта 1892 года , вошёл в строй 17 апреля 1894 года . Списан 21 апреля 1919 года , 5 августа 1921 года продан на металлолом компании Henry A. Hitner's Sons Co., Филадельфия, Пенсильвания.
Водоизмещение 3183 длинных тонны (3234 т ) (стандарт), 3339 длинных тонн (3393 т) (полная нагрузка). Длина 93,19 м. Ширина 12,8 м. Осадка 5,49 м среднее, 6,15 м макс.
Бронирование Палуба — 25 мм (скосы 51—63 мм)
казематы - 102 мм
рубка — 51 мм
Двигатели - 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических паровых котлов, 10 000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 19 узлов, 21,12 узла скорость на испытании. Запас топлива 460 т угля. Дальность плавания 4560 морских миль ( по др. данным 8,652 миль) на 10 узлах. Паруса-Шхуна. Экипаж 312-322 человек или 32 офицера и 270 матросов.
Вооружение - 1 × 1 — 152-мм/40, 10 × 1 — 127-мм/40, 8 × 1 — 57-мм 6-фунтовых , 2 × 1 — 37-мм однофунтовые (на «Raleigh» 4) . Минно-торпедное вооружение 4 × 1 — 457 мм надводных торпедных аппарата
Оба модернизированы в 1899-1903 годах. 152-мм носовое орудие (слишком тяжелое и нескорострельное) заменили 127-мм, парусное вооружение и торпедные аппараты сняли, а котлы и машины заменили на новые, котлы на водотрубные, машины на менее мощные и более экономичные. «Cincinnati» лишился грот-мачты.
К 1918 году были сняты два 127 мм орудия, осталось девять.
Общие характеристики (1903 г.)- 8 × Babcock & Wilcox котлов, 2 × вертикальных двигателя тройного расширения, 8 500 л.с. Скорость 18 узлов Вооружение- 11 × 127 мм / 40 калибра, 8 × 6-фунтовых (57 мм орудий, 2 × однофунтовые (37 мм ) пушки, 1 × картечница Гатлинга
Крейсера имели элегантный гладкопалубный стальной корпус с двумя дымовыми трубами на миделе, одной боевой мачтой с марсом и одной сигнальной мачтой, с обязательным таранным форштевнем.
Силовая установка состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения общей мощностью 10 000 л.с. , шести цилиндрических котлов и двух гребных винтов. При проектной скорости в 19 узлов, на испытаниях "Цинциннати" показал 19,91 узла при 7070 л.с., а "Рейли" 21,12 узла. Нормальный запас угля в 556 тонн обеспечивал дальность плавания 8652 мили на 10 узлах. При этом максимальный запас угля мог быть увеличен до 700 тонн. В эксплуатации силовая установка показала неспособность к длительному ходу на максимальных скоростях и повышенный расход угля. В 1901 году котлы и машины были заменены при модернизации.
Крейсера по проекту несли парусное вооружение типа шхуны, но есть упоминания, что паруса так и не установили.
Броневая палуба в плоской части имела толщину 25 мм, а на скосах от 51 до 64 мм. Боевую рубку защищали 51 мм стальные стены, а казематы бортовых спонсонов имели толщину 102 мм.
Согласно принятым тогда представлениям , для погонной стрельбы предназначалось самое мощное орудие корабля-152-мм Mark 7, с длиной ствола 40 калибров. Установка весом 11 535 кг могла вести стрельбу 47,7 кг снарядами с начальной скоростью 655 м/с на дальность до 16 460 м . Скорострельность составляла 1,5 выстрела в минуту, боекомплект на борту 150 снарядов.
Еще десять пушек 127 мм / 40 Mark 3 стояли вдоль бортов, два на кормовой палубе, остальные в бортовых спонсонах. Крейсера стали одними из первых обладателей этих орудий, наряду с "Олимпией" и "Монтгомери". Установка весом в 6440 кг отправляла 22,7 кг снаряды с начальной скоростью 701 м/с на дальность 14 630 метров. Орудие имело техническую скорострельность в 12 выстрелов в минуту и к нему полагался боекомплект в 100 снарядов на ствол.
Для борьбы с миноносцами были предусмотрены восемь 6-фунтовых 57 мм скорострельных орудий, два 1-фунтовых 37 мм скорострельных орудия и одна картечница Гатлинга . Их скорострельность-до 25 выстрелов в минуту.
На борту крейсеров также имелось четыре 450 мм торпедных аппарата.
Судьба и командование американского флота разлучили близнецов. "Цинциннати" отправили служить на Атлантику, а "Рейли" на Тихий океан. Именно там они и встретили испано-американскую войну.
После ввода в строй "Рейли" еще несколько месяцев доводили до ума на верфи, устанавливали торпедное вооружение и лишь 25 января 1895 года отправился на соединение с Североатлантической эскадрой, находящейся в Карибском море. Полтора года крейсер провел в учебных походах по южному побережью страны. Летом 1896 года корабль привлекли к обучению резервистов флота из Южной Каролины и Луизианы , осень-зиму 1896-1897 года направили на патрулировании берегов Флориды в связи с кубинскими событиями.
В апреле 1897 года, после капремонта, "Рейли" участвовал в церемонии освящения мавзолея генерала Гранта в Нью-Йорке.
11 июня 1897 года крейсер встал стационером в турецкой Смирне, откуда посещал Марокко и Италию. Обострение отношений с Испанией привело к отправке "Рейли" в состав Азиатской эскадры, в Гонконг, куда он прибыл 18 февраля 1898 года.
26 апреля американский Конгресс объявил войну Испании. На следующий день уже подготовленная эскадра коммодора Дьюи вышла в сторону Манилы.
На подходе к Маниле крейсер был обстрелян испанской батареей с острова Эль-Фрайл. Батарея была подавлена совместным огнем "Рейли", "Бостона" и "Конкорда".
1 мая 1898 года эскадра коммодора Дьюи вошла в Манильский залив. Американская историография приписывает первый выстрел в этой битве 127 мм орудию "Рейли".
Корабли Дьюи колонной проходили мимо стоявших на якоре испанских кораблей, обстреливая противника из всех стволов. За два часа американцы пять раз провели такие проходы. После "завтрака" эскадра вернулась и уже почти без сопротивления уничтожила остатки испанского флота. Затем были подавлены береговые батареи арсенала Кавите. 2 мая на берег были высажены офицеры, потребовавшие сдачи Коррехидора, а уже 3 мая был высажен отряд для вывода из строя орудий и боеприпасов форта.
Вечером 3 мая были высажены отряды для нейтрализации батарей в Пало Кабальо. Сам "Рейли" занимался патрулированием и дозорной службой.
12 мая к Маниле подошла испанская колониальная канонерка "Кальяо". Она занималась патрулированием берегов Лусона и ее экипаж не знал о начале войны с США и гибели эскадры Монтохо. Встреченнные корабли испанцы приняли за свои, а обстрел с крейсеров "Рейли", "Балтимор" и "Олимпия" вначале посчитали учебными стрельбами моряков Монтохо по мишеням.
Осознав весь трагизм ситуации, "Кальяо" спустил флаг и сдался призовой партии с "Рейли". Американский флот пополнился канонеркой USS Callao, а капитана испанского корабля, по слухам, в Испании приговорили к смертной казни за сдачу без сопротивления.
В июле крейсер перешел в залив Суби-Бей, 7 июля он обстрелял испанские укрепления у Гранд-Айленда, вынудив испанцев сдаться, с 10 июля и вплоть до сдачи Манилы участвовал в ее осаде.
В декабре 1898 года крейсер отправили на родину через Суэцкий канал. 15 апреля 1899 года он был торжественно встречен в Нью-Йорке, осыпан наградами и подарками.
28 апреля 1899 года в Филадельфии крейсер принял на борту президента Уильяма МакКинли и министра флота Джона Дэвиса Лонга, лично отметивших успехи корабля.
После пребывания в резерве, 5 января 1903 года корабль вновь вошел в строй и был отправлен в Азиатскую эскадру в китайском Чифу. По дороге он доставил припасы американским кораблям, сеящим семена демократии у берегов Гондураса. 26 августа "Рейли" встал на якорь в Чифу. Несколько лет крейсер провел в корейских , китайских, японских и филиппинских водах, демонстрировал флаг и неся службу стационера.
Один из матросов крейсера, помощник главного плотника Роберт Кляйн , получил Почетную медаль за спасение 25 января 1904 года сослуживцев от отравления парами скипидара во время работ в отсеке двойного дна.
12 августа 1907 года служба крейсера в Азии завершилась и он направился в Сан-Франциско, где и был законсервирован на верфи Мар-Айленд.
21 февраля 1911 года крейсер вновь вернули в строй и в составе Тихоокеанской резервной эскадры он два года нес службу при портах, пока 6 декабря 1913 года не направлен на четыре года стационером в мексиканские порты. В Мексике было неспокойно, там шла революция против диктатора Диаса. Хотя в Никарагуа и Гватемале крейсер тоже побывал.
Когда США в 1917 году вступили в Первую мировую войну, "Рейли" немного подшаманили в Мэр-Айленде и с 5 мая 1917 года (слава Панамскому каналу!) он присоединился к Атлантическому патрулю в Ньюпорте. Зоной ответственности ему назначили бразильские воды. Отлучался только в мае 1918 года, возил боеприпасы правительству Либерии.
Правда когда немецкие подводные лодки были обнаружены у восточного побережья США, крейсер отозвали и он вошел в состав патрульного отряда в Ки-Уэсте, конвоировал корабли в Мексиканском заливе вплоть до конца войны.
21 апреля 1921 года в арсенале Чарльстона крейсер был списан окончательно, а 5 августа он был продан на лом компании Henry A. Hitner's Sons Co., Филадельфия, Пенсильвания.
"Цинциннати" свой первый поход совершил по восточному побережью. Первым же его заданием стало патрулирование пролива между Флоридой и Кубой, при базировании на Тампу и Ки-Уэст в сентябре 1895- по январь 1896 года. Крейсер обеспечивал соблюдение "законов о нейтралитете" в ходе Кубинского восстания против испанцев. Затем год (с сентября 1896 по июль 1897) крейсер провел в восточном Средиземноморье, в сентябре 1897 года перешел на Южно-Атлантическую станцию.
В апреле 1898 года, после начала войны с Испанией, занимался блокадой Гаваны и обстрелял Матансас. В мае дежурил в Вест-Индии в ожидании флота адмирала Серверы, направленного из Испании. Когда испанцев все-таки обнаружили, крейсеру пришлось возвращаться в Штаты для ремонта. На службу он вернулся лишь в августе, пропустив битву при Сантьяго.
Ему досталось конвоировать транспорты с войсками из Гуантаномо для захвата Пуэрто-Рико, патрулировать возле Сан-Хуана и сопровождать трофейный испанский крейсер, флагман Серверы, "Инфанта Мария Тереса" в Норфолк. Гордый испанский корабль избежал позора, затонув по дороге.
У Пуэрто-Рико "Цинциннати" принял участие в интересном инциденте. Прибывшая к концу июля 1898 года к острову американская эскадра планировала высадку войск у города Фахардо, у побережья заняли свои позиции мониторы "Пуритан" и "Амфитрит", а также несколько вспомогательных судов. "Цинциннати" подошел позже. Американский генерал Майлз изменил место высадки и командование американских кораблей у Фахардо, так и не дождавшись транспортов с десантом, своими силами провело две вылазки на берег и захватило испанский маяк на мысе Сан-Хуан. Узнав о появлении американцев, испанцы вывели свои войска из Фахардо. "Лучшие люди города", оставшись без защиты, снарядили делегацию к американцам, прося защиты и покровительства. В городе было создано антииспанское ополчение. Однако силы американцев ограничивались парой десятков "синих курток" на маяке.
Узнав об измене в Фахардо, испанское командование отправило две сотни солдат захватить мятежников. Когда информация о приближающихся испанцев достигла города, ополчение и "лучшие люди города" разбежались и попрятались в ближайших горах и деревнях, руководителей мятежа приютили на "Амфитрите". 60 женщин и детей приняли на американском уже маяке, а еще 700 жителей пристроились лагерей рядом. Испанцы вошли в практически пустой город.
Ближе к полуночи 8 августа испанский отряд попытался атаковать маяк. Американцев выручил прожектор с "Цинциннати" (единственный рабочий во всей эскадре), осветивший гору и наступающих испанцев, по которым сразу начала работать артиллерия крейсера и монитора.
На следующий день американцы эвакуировали десант и беженцев на корабли, а испанцы, с чувством глубокого удовлетворения, сорвали американские флаги с таможни и мэрии Фахардо. Сейчас эти флаги как трофеи хранятся в военном музее Мадрида.
Это был единственный случай отступления американцев за всю операцию в Пуэрто-Рико.
С мая 1902 по январь 1903 года крейсер находился в Гаити, Доминикане и Панаме во время начавшихся там беспорядков, охранял американские интересы. После извержения вулкана Пеле доставлял гуманитарку на остров Мартиника.
Затем почти 5 месяцев нес службу в Средиземном море, после чего через Суэцкий канал перешел на Азиатскую станцию, где 4 года провел в походах по филиппинским, китайским, корейским и японским портам.
12 октября 1907 года в Мэр-Айленде списан в резерв, откуда возвращен на службу 11 октября 1911 года и заступил на 6-летнюю службу на Азиатской станции. Вернуться в Сан-Диего крейсер смог только 16 декабря 1917 года. Он доставил отсюда гуманитарку пострадавшему от землетрясения населению гватемальского Сан-Хосе.
16 января 1918 года он прибыл в Хэмптон-Роудс и с 1 февраля 1918 по 28 марта 1919 года возглавлял патрульный отряд Атлантического флота. В его зону ответственности входил Мексиканский залив у Ки-Уэста, с активным транзитом нефти.
20 апреля 1921 года заслуженный крейсер был списан в Новом Орлеане и 4 августа продан на слом.
Эти небольшие , элегантные и довольно удачные крейсера прошли с Новым флотом весь период становления и укрепления. Они, для своего веса были неплохо вооружены и достаточно быстроходны. В отличие от своих испанских визави были защищены броневой палубой и орудийными казематами.
В период эксплуатации были отмечены и недостатки. Часть удалось устранить (заменой 152 мм носовой пушки, перетяжеляющей носовую часть), а часть осталась до конца. Машины в небольшом корпусе стояли слишком тесно, вентиляция не справлялась и при полной мощности температура достигала 93 градусов. Это ограничивало возможность набрать полную скорость. Частично проблему решили во время модернизации, установив более компактные и менее мощные машины.
Благодаря тому, что часть карьеры кораблей пришлась на начало 20 века, сохранились видеозаписи, позволяющие увидеть корабль в движении.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам