Произведение Богданова-Бельского можно считать шедевром сюжетной живописи. Ведь в идиллической сценке домашнего чаепития кроется глубокая психологическая подоплека.
Картина довольно большого формата (124,2 х 160 см.) содержит красочную сцену уютного семейного застолья: большая семья за круглым столом, который венчает блестящий самовар – старинный символ русского гостеприимства и домашнего очага.
На столе угощение, дети с удовольствие поедают бублики, запивая выпечку чаем из красивых, даже изысканных чашек. Отец семейства – явно выглядящий старше своих лет – с красным, обожжённым и обветренным лицом и задумчивыми глазами – иллюстрация того, что перед нами человек привыкший к тяжелому крестьянскому труду.
Все члены семьи одеты довольно просто, по-крестьянски, некоторые дети сидят за столом босиком, и что-то настораживает зрителя при просмотре этого произведения. Парадигма восприятия сдвигается, и вот мы уже не понимаем, что все присутствующие вообще делают в такой обстановке. Ведь это, совершенно очевидно, дом дворянского семейства.
Часы – признак дворянского рода, на стене картина в одном углу, в другом – портрет человека аристократической наружности, слегка обветшалые стены и колонны, прекрасные, но явно требующие побелки. Что же за вывод мы можем сделать?
Для начала обратимся к автору. Николай Петрович Богданов-Бельский был талантливейшим русским художником. В своих жанровых произведениях он обращался к образам всех сословий: писал, как людей высокого происхождения, так и простых крестьян. Отношение к последним у него было особо трепетное, ведь сам художник был выходцем из деревни, сыном простой батрачки.
Талант позволил ему продвинуться в самые верха, особенно хорошо пошли дела, когда его картина «Будущий инок» была куплена императрицей Марией Фёдоровной.
К теме сельской жизни и ее характерных образов Богданов-Бельский обращается на протяжении жизни во многих своих работах.
Итак, действие картины «Новые хозяева. Чаепитие» действительно разворачивается в сельской дворянской усадьбе. И здесь художник наглядно иллюстрирует проблему обеднения дворянства и кардинального смещения сословных весов после реформы по отмене Крепостного права.
Содержать большие загородные усадьбы многим становится не по карману. Вместе с тем, предприимчивые и работящие крестьяне получают возможность улучшить свое материальное положение до такой степени, чтобы, например, выкупить небольшой, обветшалый, но все же дворянский дом. Порой даже вместе со всей обстановкой.
И хотя держатся они с достоинством, крестьянские привычки говорят сами за себя. Дети высшего сословия никогда не сели бы за стол в таком виде. Предметы роскоши – свидетели чужой жизни – не убирают намеренно, хоть они и чужды менталитету новых хозяев, но дают им право возвыситься над собой и своей прежней натурой.
Искусство в данном случае является мерилом самосознания человека, готового или не готового к непрактичной эстетической жертве. Эта жертва кроется как раз в предметах искусства, их элитарной и бесполезной сути.