Найти тему
Parnas on-line gallery

Что грустного в картине «Новые хозяева»?

Оглавление
Новые хозяева. Чаепитие. Фрагмент
Новые хозяева. Чаепитие. Фрагмент

Произведение Богданова-Бельского можно считать шедевром сюжетной живописи. Ведь в идиллической сценке домашнего чаепития кроется глубокая психологическая подоплека.

Картина довольно большого формата (124,2 х 160 см.) содержит красочную сцену уютного семейного застолья: большая семья за круглым столом, который венчает блестящий самовар – старинный символ русского гостеприимства и домашнего очага.

На столе угощение, дети с удовольствие поедают бублики, запивая выпечку чаем из красивых, даже изысканных чашек. Отец семейства – явно выглядящий старше своих лет – с красным, обожжённым и обветренным лицом и задумчивыми глазами – иллюстрация того, что перед нами человек привыкший к тяжелому крестьянскому труду.

«Новые хозяева. Чаепитие», Богданов-Бельский. 1913
«Новые хозяева. Чаепитие», Богданов-Бельский. 1913

Все члены семьи одеты довольно просто, по-крестьянски, некоторые дети сидят за столом босиком, и что-то настораживает зрителя при просмотре этого произведения. Парадигма восприятия сдвигается, и вот мы уже не понимаем, что все присутствующие вообще делают в такой обстановке. Ведь это, совершенно очевидно, дом дворянского семейства.

Новые хозяева. Чаепитие. Фрагмент
Новые хозяева. Чаепитие. Фрагмент

Часы – признак дворянского рода, на стене картина в одном углу, в другом – портрет человека аристократической наружности, слегка обветшалые стены и колонны, прекрасные, но явно требующие побелки. Что же за вывод мы можем сделать?

Николай Богданов-Бельский. Автопортрет. 1915
Николай Богданов-Бельский. Автопортрет. 1915

Для начала обратимся к автору. Николай Петрович Богданов-Бельский был талантливейшим русским художником. В своих жанровых произведениях он обращался к образам всех сословий: писал, как людей высокого происхождения, так и простых крестьян. Отношение к последним у него было особо трепетное, ведь сам художник был выходцем из деревни, сыном простой батрачки.

Воскресное чтение в сельской школе, 1895
Воскресное чтение в сельской школе, 1895
Талант позволил ему продвинуться в самые верха, особенно хорошо пошли дела, когда его картина «Будущий инок» была куплена императрицей Марией Фёдоровной.

К теме сельской жизни и ее характерных образов Богданов-Бельский обращается на протяжении жизни во многих своих работах.

Итак, действие картины «Новые хозяева. Чаепитие» действительно разворачивается в сельской дворянской усадьбе. И здесь художник наглядно иллюстрирует проблему обеднения дворянства и кардинального смещения сословных весов после реформы по отмене Крепостного права.

Новые хозяева. Чаепитие. Фрагмент
Новые хозяева. Чаепитие. Фрагмент

Содержать большие загородные усадьбы многим становится не по карману. Вместе с тем, предприимчивые и работящие крестьяне получают возможность улучшить свое материальное положение до такой степени, чтобы, например, выкупить небольшой, обветшалый, но все же дворянский дом. Порой даже вместе со всей обстановкой.

И хотя держатся они с достоинством, крестьянские привычки говорят сами за себя. Дети высшего сословия никогда не сели бы за стол в таком виде. Предметы роскоши – свидетели чужой жизни – не убирают намеренно, хоть они и чужды менталитету новых хозяев, но дают им право возвыситься над собой и своей прежней натурой.

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского.», 1895
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского.», 1895

Искусство в данном случае является мерилом самосознания человека, готового или не готового к непрактичной эстетической жертве. Эта жертва кроется как раз в предметах искусства, их элитарной и бесполезной сути.

А какие мысли вызывает этот сюжет у вас? Делитесь мнением в комментариях под статьей и подписывайтесь на наш канал о мировом искусстве!