Самым удачливым командиром подводных лодок всех времен стал немецкий подводник Первой мировой войны, капитан-лейтенант кайзеровского флота Лотар фон Арнольд де ла Перьер, командовавший подводными лодками U-35 и U-139. Действуя в основном на Средиземном море, этот офицер потопил 197 судов и кораблей общим водоизмещением около полумиллиона брт (в разных источниках тоннаж потопленных судов дается разный: 453.700, 457.179 и даже 548.346 брт).
Лотар фон Арнольд де ла Перьер (нем. Lothar von Arnauld de la Periere) родился 18 марта 1886 в Позене (Пруссия). Он носил не немецкую, а французскую фамилию: ведь Лотар был потомком французского офицера, поступившего в середине 18-го века на службу к прусскому королю Фридриху II, и осевшему в Пруссии навсегда.
В 1903 году 17-летний Лотар вступил в Императорские военно-морские силы Германии; он начинал свою карьеру на линейных кораблях. Затем молодой моряк пошел на повышение: в 1911—1913 годах Лотар занимал должность минного офицера на лёгком крейсере «Эмден». Когда началась Первая мировая война, Арно де ла Перьер находился в Берлине – служил адъютантом адмирала Гуго фон Поля; но с началом боевых действий Перьер подал рапорт о переводе в военно-морскую воздухоплавательную службу. Лотар рассчитывал стать командиром дирижабля, однако «не сложилось». Молодая еще тогда авиация, овеянная ореолом героизма, привлекала многих романтически настроенных офицеров, и в результате в воздухоплавательной службе флота создалась целая очередь из претендентов даже на малые командные должности, не говоря уже о должности командира дирижабля. Тогда нетерпеливый фон Арнольд решил «сменить ориентацию»: рухнуть с недосягаемых для него небес в самую пучину моря! Его рапорт о переводе в службу подводного плавания был удовлетворен, и после прохождения курса обучения подводному делу в 1915 году Лотар фон Арно де ла Перьер отправился на Средиземноморский театр военных действий. 18 ноября 1915 г он был назначен командиром подводной лодки U-35 (типа U-31).
Подводная лодка U-35 вступила в строй 3 ноября 1914 года; она принадлежала к относительно небольшой серии ранних субмарин (от U-31 до U-41), на которой отрабатывалась возможность строительства массовых серий. Лодки серии U-31 имели надводное водоизмещение 685 т и подводное - 878 т. Двигателями для надводного хода служили 2 дизеля мощностью по 925 л.с. (скорость до 16,4 узла), а для действий под водой - 2 электромотора мощностью по 600 л.с. (скорость до 9,7 узла). Субмарины этой серии могли пройти без дозаправки (8-узловым ходом) 8.790 миль, а под водой (5-узловым ходом) – до 80 миль; предельная глубина их погружения составляла 50 м. Экипаж в этих лодках мог находиться под водой около 3 суток. Вооружение каждой субмарины состояло из 1х88-мм пушки (в 1916 сменили на 1x105-мм) и 4х500-мм торпедных аппаратов (2 носовых и 2 кормовых); полный боекомплект – 6 торпед. В экипаже лодок серии U-31 числилось 35 человек (из них 4 офицера).
Первым командиром U-35 был капитан-лейтенант Вольдемар Копхамель (Kophamel). Он и вывел U-35 после завершения подготовки экипажа в первый боевой поход в марте 1915 г. До назначения командиром корабля Арнольда де ла Перьера U-35 под командой Копхамеля успела совершить 6 боевых походов (4 – в Атлантику, и 2 – в Средиземном море). В этих походах лодка потопила 34 транспортных судна общим грузовым тоннажем 87.330 брт, вспомогательный крейсер (1.862 т) и сторожевик (298 т). Кроме того, подлодка повредила транспортное судно и сторожевой корабль. И это было только начало: Перьер на U-35 в 14 боевых походах потопил еще 189 судов грузоподъемностью не менее 446.708 брт. Общий счет этих двух капитанов сделал U-35 самой результативной субмариной в мировой истории!
При уничтожении вражеских транспортов фон Арно де ла Перьер всегда действовал строго в рамках международного призового права: он останавливал судно предупредительным выстрелом из пушки, и досматривал его. При обнаружении грузов военного значения весь экипаж ссаживался на шлюпки и отправлялся в направлении берега, а судно топилось артиллерийским огнем или подрывом специальными зарядами. Отбиться от подводной лодки транспорты не могли: мирные торговые суда в начале той войны вооружения не имели; пушки на них стали устанавливать только с осени 1916. Однако артиллерии на всех не хватало, поэтому многие транспорты и в конце войны совершали рейсы безоружными. Тем не менее, даже при практическом отсутствии вооружения на большинстве транспортных судов подобное «джентльменское» поведение Перьера грозило гибелью и ему самому, и его экипажу: англичане для борьбы с подлодками противника придумали Q-ships (суда-ловушки). Q-ship’ы выглядели, как безобидные транспортные суда, но были очень опасны: на их палубах стояли замаскированные под ящики с грузами артиллерийские орудия и торпедные аппараты. Когда подлодка подходила к такому «транспорту» для досмотра достаточно близко, щиты, прикрывавшие пушки, падали, и снаряды из открывшихся орудий летели прямо в субмарину, которая уже не успевала погрузиться. Таким способом англичане потопили не менее 12-ти немецких подлодок.
Понятно, что на прицел подобной «подсадной утки» в основном попадались именно «порядочные джентльмены» - подводники вроде Перьера, люди, соблюдавшие международные правила. Что делать: война – вещь жестокая, и она не знает сантиментов и правил. В ней прав тот, кто остался жив. Однако Лотар де ла Перьер отличался большой осторожностью, и потому не стал жертвой «замаскированных охотников», хотя и ему пришлось уже в своем первом походе столкнуться с Q-ship’ом. Этот случай, который будет подробно описан во 2-й части, едва не закончился гибелью U-35. Он приучил фон Арно к еще большей осторожности но, тем не менее, не заставил Лотара перейти к потоплению встреченных судов внезапными ударами торпед из-под воды, как то стали делать многие командиры других немецких подлодок. Перьер упорно продолжал использовать свою субмарину в качестве «погружающейся канонерки»: он действовал обычно в надводном положении, и уничтожал суда в основном артиллерийской стрельбой - после обязательного досмотра груза и изъятия судовых документов. Под воду U-35 уходила только при встрече с боевыми кораблями противника или при обнаружении конвоев, сопровождаемых кораблями охранения. А торпеды фон Арно берёг для крупных судов, которые трудно было быстро уничтожить артиллерией, или для вражеских боевых кораблей, тягаться с которыми в артиллерийской дуэли U-35 с одной своей пушкой была просто неспособна.
Именно такое упрямое следование правилам международного морского права принесло «немецкому французу» уважение со стороны британцев; и фон Арно, в отличие от многих менее результативных своих коллег, по окончании войны не был включён Великобританией в список военных преступников.
Тем не менее, осторожное поведение Перьера и его щепетильность в отношении соблюдения правил даже в условиях войны ничуть не сказались на результативности U-35. Правда, из своего первого боевого похода (7-й поход для самой U-35), продолжавшегося с 11 по 21 января 1916, Лотар вернулся, потопив всего 3 транспорта (малое время нахождения в море было связано именно с повреждениями, полученными подлодкой при встрече с Q-ship’ом). За последующие два выхода в море (в феврале и марте 1916) U-35 потопила еще 5 целей: 3 грузовых транспорта, крупный войсковой транспорт (бывший пассажирский лайнер), и противолодочный шлюп. Зато летние рейды принесли «настоящий урожай»: за июньский поход Перьер уничтожил 40 судов (56.818 брт), а за три недели августовского патрулирования - еще 54 судна общим водоизмещением 92.517 брт! Причем в этом рейде U-35 истратила около 900 снарядов калибра 105 мм и всего 4 торпеды (одну из торпед Перьер выпустил по французскому броненосному крейсеру «Waldeck Rousseau» водоизмещением 14.000 т, но промахнулся).
Однако в своих рейдах Лотар не только сражался с противником, но и выполнял особые задания командования. Так, 21 июня 1916 года U-35 нанесла визит в испанскую Картахену, где фон Арно передал королю Испании дону Альфонсо письмо от германского кайзера Вильгельма с благодарностью за гуманное отношение к немецким беженцам.
Последний в 1916 году поход U-35 совершала с 14 сентября по 9 октября. В этом рейде Перьер уничтожил еще 22 цели: 20 грузовых транспортов, 1 войсковой транспорт (бывший пассажирский лайнер) и боевой противолодочный шлюп. Таким образом, Лотар де ла Перьер и его U-35 завершили 1916 год рекордсменами, потопив за год 124 цели: 119 грузовых транспортов суммарной грузовместимостью 226.614 брт, 3 войсковых транспорта (пассажирских лайнера) общим водоизмещением 42.196 т, и 2 боевых корабля - противолодочных шлюпа общим водоизмещением 2.500 т. За столь высокую боевую результативность Лотар фон Арнольд де ла Перьер был удостоен 11 октября 1916 высшей награды Пруссии – креста «Pour le Merite», известного так же под прозвищем «Голубой Макс»; это была самая вожделенная награда для всех военнослужащих кайзеровской Германии, вручавшаяся только за особые заслуги.
В 1917 году U-35 выходила в боевые рейды в январе, феврале и апреле, потопив за это время еще 43 транспорта (112.927 брт); кроме того, 2 транспорта было повреждено. Затем наступил большой перерыв: изношенная походами субмарина требовала ремонта, а уставший экипаж нуждался в отдыхе. Вновь Перьер и U-35 отправились в море только в октябре, а завершили год декабрьским походом, потопив за осень-зиму 1917 еще 19 транспортов на 57.691 брт. Последний рейд на U-35 фон Арно совершил в феврале-марте 1918, уничтожив напоследок на этой лодке еще 7 транспортов (25.003 брт). Сразу по возвращении из похода Лотар отбыл в Киль, к новому месту службы: прославленного подводника назначили командиром строившейся, более крупной субмарины.
Принятый Перьером достраивавшийся подводный крейсер U-139 был кораблем более высокого ранга, чем старенькая U-35; так что, назначение на него являлось серьезным повышением по службе. Эта огромная для периода 1-й мировой войны субмарина, в отличие от меньших по размерам и водоизмещению «номерных» лодок имела даже собственное имя, что являлось привилегией крупных кораблей. U-139 несла название «kapitan-leutnant Schweiger» - в честь погибшего подводного аса Германии. Субмарина предназначалась для действий на удаленных коммуникациях Атлантического океана – вплоть до берегов США, Канады, Южной Америки и Южной Африки. Ее надводное водоизмещение составляло 1.930 т, а подводное – 2.483 т. Два дизеля мощностью по 1.650 л.с. разгоняли крейсер в надводном положении до 15,3 узлов, а под водой два электромотора по 845 л.с. позволяли дать ход до 7,6 узлов. Дальность в надводном положении (8-узловым ходом) - около 12.630 миль, под водой (5-узловым ходом) – около 50 миль. Необычайно мощным для подлодок того времени было вооружение: 2х150-мм орудия, 6х500-мм торпедных аппаратов (4 в носу, 2 в корме) с боезапасом 19 торпед. Экипаж подводного крейсера состоял из 66 человек.
Однако, несмотря на мощное вооружение нового корабля, Лотару на подводном крейсере не удалось добиться результативности, сравнимой с достигнутой им на U-35. U-139 вступил в строй в мае; все лето 1918 г Перьер занимался боевой подготовкой экипажа и освоением новой техники. Поэтому крейсер вышел в боевой поход только 11 сентября, взяв курс к берегам США. Но в Атлантике фон Арно не везло. До окончания похода ему попались всего 3 транспорта, увеличившие сумму потопленного асом тоннажа на 6.233 брт (по другим сведениям – 5 судов на 7.008 брт). Кроме того, Перьер потопил 1 боевой корабль: из-за отсутствия целей он «для развлечения» торпедировал небольшой португальский минный заградитель (всего на 485 т).
14 ноября крейсер U-139 вернулся в Киль, и сошедший на берег фон Арнольд обомлел: город был наполнен пьяными солдатами и матросами, повсюду развевались красные флаги, и на каждом перекрестке толпы слушали каких-то ораторов. На вопрос Перьера: «Что происходит?» прохожие ответили: «Революция!». Лотар вернулся на корабль, сдал его помощнику и, переодевшись в штатское, уехал из Киля. Не приняв германскую революцию, Перьер с февраля 1919 в должности командира штурмового батальона морской пехоты принимал активное участие в борьбе против революционеров.
После установления Веймарской республики Лотар де ла Перьер остался в рядах поредевшего военно-морского флота Германии; он служил навигационным офицером на броненосцах «Ганновер» и «Эльзасс», а затем совершал заграничные походы в качестве командира нового германского крейсера «Эмден». В 1931 году Перьер получил звание капитан цур зее (капитан 1-го ранга), и вышел в отставку. C 1932 по 1938 год Лотар работал преподавателем в военно-морской академии в Турции.
В 1939 году вернувшийся в Германию де ла Перьер вновь был призван на военную службу. В чине контр-адмирала он с марта 1940 года служил морским комендантом Данцига, затем командовал германскими морскими силами в захваченных Вермахтом Бельгии и Нидерландах. После оккупации Франции Перьер стал руководителем морских баз по всему французскому атлантическому побережью. В феврале 1941 фон Арно был произведен в вице-адмиралы и назначен командующим германскими морскими силами Средиземного моря. Но 24 февраля при вылете к новому месту службы самолет, на котором находился Перьер, потерпел катастрофу во время взлета с аэродрома Ле-Бурже. Знаменитый подводник был похоронен в Берлине на старинном Кладбище Инвалидов, на котором покоятся многие известные германские военные деятели.
Лотар фон Арнольд де ла Перьер в бою: самые значительные победы аса
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…