Майский велопоход. Краснодарский край. 4, 5, 6 дни похода.
Нитка всего маршрута: Новороссийск — Мысхако — Широкая Балка — Южная Озереевка — Абрау Дюрсо — Мал. Утриш — Сукко — Анапа — Благовещенская — Бугазская коса — Соленое озеро — Волна — мыс Панагия — Тамань — Приморский — Сенной — Волна Революции — Кучугуры — Приазовский — За Родину — Голубицкая — Темрюк — Варениковская — Гостагаевская — Натухаевская — Раевская — Новороссийск.
Ссылка на общий трек https://www.gpsies.com/map.do?fileId=kouqspfqeqcjdozx
4 день. 04.05.2019.
В нашем изначальном плане было проехать две косы Витязевскую и Бугазскую, но потом, не совсем представляя, как быстро мы сможем двигаться по песку, решили остановится на одной — Бугазской, её уж никак из маршрута не выкинешь. Мой совет — не бойтесь, идите две косы (однако, имейте ввиду, летом на косе негде укрыться от солнца). Выйдя на песок, приспустите камеры, давление в колесах должно быть не более полутора-двух (спуская колеса, учитывайте свой вес и вес вещей на багажнике). По возможности разгрузите багажник. Если нет сильного шторма, смело катитесь вдоль кромки воды по мокрому песку (увязнуть можно только на участках с ракушечником), скорость в 7 — 8 км/ч вам обеспечена (это скорость в движении, без учета остановок).
При шторме придется двигаться тропой вдоль лимана, ехать здесь гораздо тяжелее, скорее идти, рассчитывайте на 4 — 5 км/ч. И конечно, не забудьте запаситесь продуктами на один день и водой. На Бугазской косе воду также можно попросить в рыбхозе.
Вход на Бугазскую косу без проблем. Никаких казачьих постов, взимающих дань с туриста и потому столь бурно обсуждаемых на форумах про Бугаз, не было. Проход через Рыбхоз тоже свободный. Мост через канал соединяющий лиман с морем на месте. На протяжении всей косы много мусора!
Всю косу за день не прошли (2/3 прошли), встали на ночевку, как только солнце коснулось воды.
5 день. 05.05.2019.
В состав почв Таманского полуострова преимущественно входит глина. Глина вместе с илом присутствует в черных лечебных грязях залегающих на дне лиманов (например, Витязевский и Кизилташский лиманы, озеро Соленое в Веселовке), глина — основа целебной жижи выбрасываемой многочисленными грязевыми вулканами-блеваками. Таманский полуостров сполна наделен этим чудом природы!
С утра быстро (за 1 час) преодолели оставшуюся часть косы. Остановились на завтрак у Соленого озера.
По дороге к Соленому озеру, проезжая мимо расположенных здесь баз отдыха, видели магазинчики и кафешки, но в мае они, как и базы отдыха, были еще закрыты. Поэтому за продуктами и водой послали двух гонцов в Веселовку. Воды нам налила местная бабушка из расположенной у нее во дворе колонки.
Соленое озеро представляет собой мелководный залив, отделенный от Черного моря песчаной косой. Согласно карте Кавказского края 1847 г., этого озера тогда не было. В то время на всем полуострове был только огромный Кубанский лиман, который позднее распался на несколько более мелких: Бугазский, Витязевский, Кизилташский и Цокур.
Глубина озера от "по щиколотку" до 1/3 голени. Является природным гидрологическим памятником регионального значения. Под слоем соли и ила в Соленом озере залегает черная лечебная грязь пелоид. Правда, я никогда не видела, чтобы поверхность озера была покрыта белой коркой, в сентябре 2014 нам не повезло из-за шторма накануне, а в мае было слишком рано - озеро еще не пересохло. Пелоид успешно используется в медицине и в косметологии. Целебными свойствами обладает также воздух вокруг Соленого озера. Он насыщен микроэлементами морской воды и сильно ионизирован. Содержащиеся в нем высокодисперсные примеси хлорида натрия очищают дыхательную систему организма и восстанавливают нормальную работу бронхов. И еще оказалось, что по высохшей у берега поверхности Соленого озера ехать гораздо удобнее, чем по песчаной дороге.
Если в районе пляжей — песок и дороги песчаные, то высокий обрывистый берег моря, по которому лежал наш дальнейший путь, сложен другими породами, песка здесь совсем нет, один сплошной глинозем. Интересно, что в сухую погоду глиняные грунтовки не хуже асфальта, а значит, в отличии от разбитых грунтов средней полосы России, в Таманских раскисших грунтах при дожде глубокие колеи почему то не образуются. Но глина есть глина и, размокая при дожде, она полностью блокирует колеса велосипеда, что делает грунтовые дороги Тамани совершенно непроезжими в непогоду. Это надо учитывать.
С погодой нам пока везло, поэтому мы беспрепятственно смогли проехать от Соленого озера до поселка Волна, в котором построен и продолжает расти новый грузовой мега-порт Тамань.
Заранее нам было не известно, открыта ли дорога от пос. Волна в сторону автотрассы ведущей на Крымский мост, готова ли развязка, и удастся ли объехать порт Тамань, не выезжая на автотрассу.
Проезд оказался открыт. Ушли с шоссе на грунты через виноградники.
Теперь здесь скорее всего новые дороги. А тогда их только начинали укатывать и укладывать. Две параллельные дороги: асфальтированная ведущая в западную часть порта, и грейдер...
Мы не рискнули воспользоваться грейдером полностью, полагая что он ведет на стройку. Ушли обратно в поля и лишь оттуда, свернув на юг, снова оказались на берегу моря, где и встали на ночевку. Из-за этого мыс Панагия и руины форта 743-й артиллерийской батареи пришлось посещать радиально. Оставив вещи, ребенка и дежурных у палаток, вдвоем поехали к форту. Тогда-то и поняли, что если ехать по грейдеру, огибая строящиеся портовые сооружения с запада, то как раз попадаешь к развилке мыс Панагия — развалины форта.
А вот новый космоснимок. Интересно, что это строят на месте старого форта? Точки взяты из моего навигатора и спроецированы на космоснимок.
Не знаю что там сейчас, но вот так там было в мае 2019 года.
6 день. 06.05.2019.
В этот день мы не на долго покинем берег Черного моря. Географическая граница между Черным и Азовским морями проходит в Керченском проливе по линии мыс Такиль — мыс Панагия. Однако грунтовые дороги остаются всё того же свойства — для катания в дождь не пригодны! Но в этот день много асфальта.
Радиально съездили к Памятнику защитникам Таманского полуострова. Посвящен погибшим десантникам в 1943 году и состоит из камня с мыса Панагия как символа-очевидца победного Керченского сражения 1790 года под командованием Ф. Ф. Ушакова и поднятой со дна моря пушки с погибшего от прямого попадания авиабомбы в 1943 г. бронекатера БКА №73 Азовской флотилии Черноморского флота. От памятника пытались разглядеть строящийся Крымский мост, но дымка над морем не позволила сделать хороших снимков.
По новой автомобильной развязке Крым-Тамань свернули на дорогу в Тамань.
Кроме моря и пляжа в станице Тамань имеется не плохой для небольшого поселка набор достопримечательностей: этнокомплекс Атамань, раскопки древнего городища Гермонасы (Тмутаракани), историко-археологический музей, музей Лермонтова, Турецкий фонтан — средневековый конденсатный источник (по понедельникам, а тогда был, конечно, понедельник, закрыт). Есть магазин велозапчастей в торговых рядах у рынка, недалеко от танка на постаменте. Сама собой тут напрашивается днёвка или хотя бы полудневка. К сожалению, мы поехали дальше.
До поворота на Юбилейный мы ехали по шоссе с более менее терпимым трафиком. И все же, когда свернули с асфальта в поля почувствовали некое облегчение.
В Кучугурах сняли жильё на одну ночь. Кстати, маршрут характерен отсутствием автономки, еда и вода в магазинах (исключение только при прохождение косы). Если нет желания тащить кемпинговое снаряжение, вполне можно рассчитать так, чтобы и ночевки были в домах или на турбазах.
В Кучугурах песчаный пляж с отмелями, глубина небольшая. Здесь хорошо отдыхать с детьми, поселок тихий, много гостевых домиков за приемлемую цену.