В курортной части Турции давно и прочно обосновалась большая русская диаспора. Но несмотря на общие корни, она очень неоднородна. Каждого связала с Турцией своя личная история. Однако если внимательно присмотреться к стажу турецкой жизни россиян - можно четко выделить четыре основные группы. Причины, которые привели их сюда настолько различны, что и между собой эти группы практически непримиримы. Итак - кто они?
Первая волна - челночная
Знакомство россиян с современной Турцией началось раньше, чем сюда хлынул массовый турист. В ранние 90-е на заработки из России устремилось огромное количество предприимчивых и энергичных женщин - те самые челночницы.
Деньги в турецкую торговлю тогда полились рекой. Достаточно было знать буквально несколько слов на русском и вовремя оказаться неподалеку от групп наших челноков. Отведи их за товаром в нужное место - и получай свою комиссию.
Эти товарно-денежные отношения вскоре породили первую волну волну интернациональных браков. Все, как водится, на взаимовыгодной основе. Здесь подсказал, тут отнес тяжелые сумки - и вот уже ко 2-3 поездке есть теплое местечко, где можно остановиться. Стороны пришли в полный восторг друг от друга - каждый нашел в своей половинке именно то, чего так не хватало в своей отечественной среде.
Сейчас русские жены первой волны уже не так молоды - это возраст 50+. Большая часть таких семей потратила молодость на заработки, и сейчас пожинают достойные плоды. Дорогая недвижимость, собственный магазин, а дети выросли и учатся в престижных ВУЗах.
В отличие от представителей следующих волн, они живут довольно замкнуто - сосредочены на семье, бизнесе, имеют парочку надежных подруг из старой жизни и не стремятся жить жизнью русской диаспоры. В Россию ездят редко и только по делам, а отдыхают в Европе или Азии.
Не уважают более молодых турецких жен за безделье, зависимость от мужей и отсутствие желания развиваться. Избегают и шумных представителей 4 волны, имея ничтожно мало точек пересечения.
2 волна - курортная
Свежая кровь подтянулась к турецкому берегу уже в середине 2000-х. Дешевые "нефтедоллары", легкая жизнь, офисная скука - богатые 2000-е принесли с собой совсем другой тип русских невест.
- Они приезжали на отдых, были молоды, хороши собой - но недовольны жизнью "работа-дом-работа". В своих турецких возлюбленных они увидели прежде всего возможность реализовать себя в материнстве, и жить комфортно, не просиживая сутками в офисе. Замуж выходили за представителей курортного среднего класса - владельцев агентств или лавочек.
Большая часть таких жен не работает, полностью посвятив себя семье. Забот у них достаточно - найти подходящие развивашки для новорожденных младенчиков, частную школу - для старших, не пропустить хорошую распродажу. В отличие от жен первой волн - эти женщины общительны, постоянно нуждаются в русскоязычных подругах. С ними они отмечают многочисленные праздники - 8 марта, Пасху, Новый год, день Космонавтики - в общем, была бы компания, а повод найдется.
Летом места их обитания пустеют - прихватив с собой детей, они отправляются на родину. Показать внуков бабушкам, навестить старых подруг. Этих каникул ждут с нетерпением - своя турецкая жизнь кажется им слишком скучной.
Вот там - в Москве, Питере, Казани, Чебоксарах - жизнь совсем другая. Детские спектакли и музеи, парки с аттракционами, мастер-классы и куча развлечений!
Не забывают они и о себе - ведь на родине можно, наконец, передохнуть от материнства, перепоручив детей своим родителями. Девочки уходят в долгожданный отрыв, зная, что впереди 9 месяцев скучного болота турецкой домохозяйки.
3 волна - кризисная
Но родина не состоит из Москвы и Петербурга. 2 волну сменили "кризисные" жены. Сюда они приехали либо из более депрессивных регионов России, либо - попав под раздачу и безработицу в кризисы 2008 и 2014 годов.
Они приехали сюда работать, и стараются не бездельничать, даже создав семью. К слову, в отличие от предыдущих, эти девочки вышли замуж за своих же коллег по туризму - гидов, барменов, фотографов. В чем то они похожи с женами образца 90-х, стараясь придумать свое ноу-хау и не сидеть на месте. Они стригут, шьют, фотографируют, пекут, дают частные уроки. Цель - встать на ноги покрепче и из мелкой нелегальной подработки создать собственное предприятие: детский клуб, кафе, салон красоты.
Общительны, но предпочитают не растрачивать время впустую. В разы меньше времени тратят на сплетни и перемывание косточек, в женах второй волны видят не подруг, а клиентов. Умеют совмещать работу и материнство. На родину ездят не часто, ведь поездка с детьми стоит недешево, а совместить отпуск со школьными каникулами не всегда получается.
4 волна - со своим чемоданом
15-20 лет назад Аланья была домом для британских и немецких пенсионеров. Заработав свою ренту, они скупали здесь целые комплексы. Одни реконструировали, другие отстраивали. Но европейцы практичны - как только поездки в Турцию начинали их тяготить (в силу возраста или даже политических колебаний), они немедленно избавлялись от бремени лишней недвижимости. Продавали они быстро и дешево. Свято место не пустовало - первые удачные сделки заключали россияне. Еще бы - ведь 10-15 лет назад на самую дешевую квартиру в столице можно было купить несколько отличных объектов на побережье.
Пошел спрос - подтянулось и предложение. Так самый непопулярный район банановых плантаций и ветхих домиков- Махмутлар, начал стремительно развиваться и расцвел. Всего 10 лет - и из отдаленного пригорода с непригодными каменистыми пляжами и городской тюрьмой родилось любимое россиянами "Махмутларово".
Сначала сюда потянулись самые смелые - цены на новые дома начинались от 25 тысячи евро. Местные аланийцы этого района избегали - селились здесь в основном те, кого называют "цыганами". Было много воровства и мрачных криминальных личностей. Но сейчас все изменилось. Набережная с велозоной, озеление, хорошая инфраструктура. В добавок к прочим плюшкам добавился и собственный аэропорт - и застройщики как с цепи сорвались. Высотное строительство, быстрый снос остатков старого фонда - новые комплексы с туристической инфраструктурой растут как грибы, а спрос не уменьшается. И эта популярность растет как снежный ком - сначала сюда ехали, потому что было дешево, потом - потому что можно комфорно жить в микро мирке русскоязычных, сейчас спрос продолжается за счет все более роскошной застройки. Цены взлетели и продолжают рост, стартуя от 60 тысяч евро за самую скромную новостройку.
Четвертая волна из России - это те, кто любил отдыхать в Турции настолько, что решил обосноваться здесь насовсем. Сначала - прикупив дачку для сидящей с малышами в декрете жены, потом - переселив сюда пожилых родителей и наконец, перебрались сюда и сами отцы семейств.
В отличие от 3 первых волн они не пытаются ассимилировать, но интегрировались довольно удачно. В хороших отношениях с местным населением, достаточно обеспечены, любят ЗОЖ. Дружат между собой аккуратно, выбирая похожие по статусу семьи, не жалуют турецких жен, считая их неудачницами и ощущают себя больше туристами, чем местными.
Представители 4 волны волны быстро освоились и даже начали потихоньку качать права. Часто недовольны размером айдата и работой управляющего, любят сутяжничать и жаловаться, увлечены борьбой то с турецкими соседями, то со своими же соотечественниками.
Состав этих гостей из России меняется - некоторых жизнь в Турции быстро разочаровала, но на их место тут же пришли другие. Есть и интересный момент - те, у кого очарование не спало, за несколько лет устали от курортной жизни и постепенно начали миграцию из "гетто для отдыхающих" с инфраструктурой люксовых отелей вглубь города. Такие старожилы выбирают уединение - виллы подальше от моря, городские квартиры в центре без туристической инфраструктуры. Их любовь к Турции начинает выходить за пределы курортов - они путешествуют по стране, стараясь с каждым разом отыскать все более необычную и неизвестную туристам точку.
А как же сами местные жители?
Конечно, глядя на дикий рост цен на покупку и аренду, турки вздыхают. Но условия игры принимают охотно и радушно. Ведь большое количество иностранцев, ощущающих себя туристами, не дает жизни останавливаться в низкий сезон. Русских приняли - да так, что на днях, заметив приближающееся к нам белобрысое семейство, мой знакомый турок - продавец выдал:
Нет, это же не туристы. Это наши, русские! Они здесь всегда живут.