Найти в Дзене
КБ Михалёва

Первый Ардуино-проект своими руками

Ардуино-проект Сейф с программируемым замком
Ардуино-проект Сейф с программируемым замком

Для ребят, занимающихся в кружках робототехники, рано или поздно, предстоит выбирать свой первый проект, который они будут делать своими руками. Те, кто занимаются в моих лабораториях детской робототехники этот выбор возникает на втором году обучения. Первый год, как правило, проходит в изучении основ электроники, принципов работы электронных элементов, изучения правил построения принципиальных схем, сборки и программирования своего первого робота. Об этих этапах я писал в предыдущих статьях, ссылки на которые вы найдете в конце статьи.

Разнообразие Arduino-проектов
Разнообразие Arduino-проектов

Интернет изобилует различными вариантами проектов, на основе Ардуино контроллеров. Это очень удобный и простой для создания собственных проектов контроллер. Однако есть одно существенное "НО" - оно заключается в том, что эти проекты рассчитаны на знающих язык программирования Си, а ребята 8-11 лет за редким исключением этот язык не знают и дается он достаточно трудно. На своих занятиях я постепенно усложняю задания с тем, что освоив Scratch-языки и научившись на них понимать алгоритмы, могли уже эти алгоритмы реализовывать в более сложных языках программирования.

Конечно же, можно научить ребят загружать программу в контроллер, но это не научит их конструированию.

Что не так:

1. Ребята не понимают алгоритма работы своей программы. Как говорится тупо загружают и ждут что случится чудо и все сразу заработает. Увы такое случается очень-очень редко.

2. К сожалению, большинство программ для проектов написаны с ошибками, разобраться с которыми достаточно проблематично даже профессионалу, не говоря уже о ребятах, только начинающих свой путь в робототехнике и программировании. Ошибки нужно найти и исправить, что бы проект запустился. Будет обидно, если перед этим ребенок несколько часов вложил в создании самой конструкции, а запустить его так и не сможет.

По этой причине, нужно изначально быть готовым, что руководитель кружка будет помогать разбираться в коде и при необходимости исправит или перепишет отдельные участки кода.

2. Это требует от руководителя быстро понимать чужой код. Он в лучшем варианте развития событий, должен адаптировать проект под знания и опыт ребят. Желательно переделать код на Scratch-язык, сильно упростив отдельные куски программ.

Переделайте существующие программы под Scratch-язык.

3. Сама конструкция существующих проектов часто требуют применения специализированного оборудования, обрабатывающих станков. Токарных, шлифовальных, сверлильных, отрезных ("болгарка") - что по понятным причинам ребенок не осилит.

Конструкция проекта должна быть понятна и возможна для изготовления их ребенком. Основным материалом для изготовления проекта должны быть фанера, акриловый пластик, оргстекло. В качестве коробочек для корпусов лучше использовать разветвительные коробки из магазина электротоваров. Электроинструменты необходимо использовать с ограничениями, а отдельные конструкции лучше выполнить полностью руководителю кружка.

Хорошим вариантом для базовых конструкций в проекте может быть использование радиоуправляемых машинок, катеров и т.п. Оставляем двигатели с колесами и меняем всю электронику управления.

Примеры и рекомендации по существующим проектам

Удобный корпус для Arduino-проекта
Удобный корпус для Arduino-проекта

1. Проект "Катер на воздушной подушке". За основу взят корпус радиоуправляемого катера. Была заменена электроника и система управления. Управление движением через пульт или мобильное приложение. Программа пишется самостоятельно на Scratch-языке.

Проект "Лазер для кошки"
Проект "Лазер для кошки"

2. Проект "Лазер для кошки". Простой для сборки и для программирования. Интересный в применении. Конечно же при условии, что дома есть домашний питомец.

Проект "Манипулятор на мобильной платформе"
Проект "Манипулятор на мобильной платформе"

3. Проект "Манипулятор". Рекомендуется как развитие для собранного робота 4х4 или после прохождения курса образовательного робота-манипулятора.

Если вы планируете делать своей проект, то в первую очередь рекомендовал бы начать улучшение уже собранного первого робота. Это может быть использование уже готовой конструкции (платформы) как например в проекте "Катер на воздушной подушке", так и собрать полностью собственную платформу на которой уже будет наращиваться функционал.

Что делают ребята в наших кружках с первым собранным роботом:

  • оснащение передними фарами и задними стоп-сигналами
  • ставят динамики
  • делают схему контроля заряда аккумулятора
  • оснащают дополнительными датчиками препятствия

По программированию дополнительных функциональностей:

  • движение по лабиринту (правый / левый обход)
  • контроль заряда аккумуляторов с выводом результата на индикатор
  • звуковое оповещение, мелодии старта или сигнализации
  • управление фарами/стоп сигналом в процессе движения

На старших курсах роботы оснащаются манипулятором и видео-камерой для создания робота-шпиона.

Предыдущие статьи:

Группа в ВК: https://vk.com/kb_mikhaleva

Список отобранных для ребят проектов