Некоторые люди думают, что история Агасфера - так называемого "Вечного жида", относится к библейским сюжетам. Однако это не так. Легенда возникла гораздо позже того времени, когда была написана Библия - а именно в позднем Средневековье. Имя Агасфера является стилизованным именем царя Ксеркса, которого на древнееврейском языке называли «Ahashwerosh». Впервые оно было использовано в 1602 году в одной из книг. В более ранних версиях легенды персонаж был безымянен или носил имена Эспера-Диос, Бутадеус, Картафил.
Суть данной истории в том, что, когда Иисус Христос шел на Голгофу, изнемогая под ударами бичей и тяжестью креста, он попросил Агасфера дать ему возможность немного отдохнуть в его доме, но тот ему грубо отказал. После этого Агасфер был проклят и лишен покоя. Он должен был до второго пришествия Христа скитаться по свету, не зная отдыха. И только, явившись во второй раз, Иисус может снять с него это проклятие.
Нетрудно заметить, что в этой легенде нашел свое отражение ветхозаветный сюжет про Каина, которого Бог обрек на вечные скитания за его грех братоубийства.
Кроме того, в образе Агасфера воплотилось и представление средневековых людей об евреях как народе, постоянно меняющем место проживания, не имеющем своей земли, но при этом не растворяющемся в других народах и поразительно сохраняющем свою национальную и религиозную идентичность. Особое положение евреев в средневековой Европе, их обособленность, их умения, знания, а также тот факт, что это
- народ Писания, заставляли смотреть на них, с одной стороны, настороженно, а с другой - восхищенно.
Именно из этого народа мог выйти человек, который преступает закон всеобщей смертности и ждет конца света, чтобы лично присутствовать при этом событии, получив вместе с ним свое освобождение.
Агасфер воплощает собой противоречивость человеческого существования. Это сложный образ, обычный обыватель, вдруг ставший фактически бессмертным. Он грешник и недоброжелатель Христа, одновременно несущий в себе тему покаяния и примирения с Христом, когда тот его простит на краю мира. То есть в основе этой легенды лежит парадокс, притом двойной: добро и зло сменяют друг друга дважды.
Какой человек не хотел бы жить вечно? Бессмертие - давняя мечта человечества, в истории Агасфера она оборачивается проклятием. А потом это проклятие обернется милостью.
Именно этой своей философской подоплекой легенда об Агасфере привлекала и продолжает привлекать разных художников и писателей, каждый из которых через этот образ выражал свое понимание смысла жизни и смерти, идеи воздаяния, оппозиции добра и зла. К образу Агасфера обращались И.В. Гёте, П. Б. Шелли, В. А. Жуковский (неоконченная поэма «Агасфер, Вечный жид»), Э. Сю (роман «Вечный жид») и другие.
Несомненно, именно о Агасфере думал и Х. Л. Борхес, когда писал свой рассказ «Город бессмертных».
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
Из блога мужа:
Интересуют средние века? Вам в музей Клюни, когда будете в Париже