Путешествие моё сегодня состоится на гору Хрони, которая находится вблизи поселка Глазовка. Я ни разу не ходил в это место и надеюсь увидеть там что-то интересное. Наверняка там есть то, чего я не встречал еще на других горах и холмах интереснейшего места Керченского полуострова.
В 1942 году немецкие формирования с этой горы бомбили переправу и уничтожали всячески всех желающих переправиться на таманский берег. И поэтому тоже, добраться к этому месту мне еще больше хочется, чтоб поставить в свое жизни еще одну веху и там я был.
Путешествие моё начато с улицы Гагарина, а точнее с того места где улица уже заканчивается и начинается Аджимушкайское шоссе. Я прошел два железнодорожных переезда, с правой стороны степи и поля незасеянные, с левой стороны поля засеянные, впереди поселок Аджимушкай. Но я решил пойти другой дорогой, не основной дорогой по трассе, а срезать путь через Аджимушкайское каменоломни, точнее над ними я пройду, после выйду к лесному массиву и к нескольким лесополосам, ограждающим поля, засеянные пшеницей и потом от этих полей, выйду к деревне Глазовке, поднимусь на гору Хрони с которой я буду спускаться через поселок Стройгородок, от него к поселку Капканы и вернусь на ул. Гагарина. И все что увижу и замечу я внесу в свой журнал. Не помешает отметить, что упоминаемая мной гора не отмечена на карте, и что само по себе слово гора несколько преувеличено, но то что это возвышение больше 60 метров над уровнем моря это, без сомнения. Горой Хрони ее называют в простонародье, по каким-то древним преданиям. Наверняка еще с греческих времен.
Огибаю поселок со стороны города по краю и направляюсь в сторону царского кургана, достопримечательность которую я тоже, когда ни будь посещу и отдельно о ней поговорим.
Температура на улице комфортная примерно 9 – 10 градусов по Цельсию, ветер южный, скорее юго-восточный. Машин на этом участке дороги стало значительно меньше, моросит не большой дождик.
По этой дороге проходя, я заметил одинокое дерево, которое бросило свои плоды на асфальт силой северо-восточного ветра.
Подходя к Царскому кургану, вижу с права от меня большой столб, опора электропередачи, собранная из крепких металлических профилей. Эта опора подписана № 3ЦЛ. Слева разбросанные беспорядочно шпалы, горы строительного мусора и строительного материала. Прохожу я между этой опору и куч строительного мусора и сворачиваю на лево строну поселка, и эта улица ведет меня прямо к наземной части аждимушкайских каменоломен именно в то место где по личному приказу Гитлера на каменоломни сбрасывали полуторные авиабомбы, для уничтожения 51-й армии, которая осталась на территории г. Керчи. На этой улице мало домов, много небольших пустырей. Царский курган остаётся справа от меня.
Подхожу к мемориалу и вижу, что там производят какие-то ремонтные работы.
А чуть дальше работники музея проводят расчистку завалов, которые как раз таки и остались с тех времен. Теперь они расчистят их и поставят там дополнительные двери, чтоб ни кто не смог проникнуть на территорию музея из других мест. Видимо такие случаи бывали.
На фото можно видеть насколько мощные были взрывы от попаданий снарядов.
Так же расчищают завалы и не связанные с внутренними входами в музей. Эти работы производятся для того чтоб поисковые отряды продолжали поиски затерянного архива 51-й Армии. Ну и возможно для расширения туристических маршрутов. Потому что посмотреть на все это с наружи и изнутри, спустится в каменоломни и проникнуться атмосферой, не одно и то же.
Прошел я каменоломни, прошел два карьера наземной добычи камня, они конечно заброшенные давно и сказать, что это были карьеры, может только тот, кто знает, что здесь когда-то вырабатывали камень. Этот открытый карьер состоит из двух частей, одна часть ближе к поселку Аждимушкай, а другая ближе к поселку Глазовка. Хотя правильней будет сказать, что не к поселку Глазовка, а лесу, который находится по пути к поселку Глазовка. Тот который ближе к Аждимушкаю, я прошел по краю он и на много глубже и протяженнее, а второй я прошел поперек. Все поросло травой, дождь не прекращается, вид кругом мрачный, пейзаж так себе на троечку. Впереди вижу лесополосу, которую местные жители называют аджимушкайский лес. В этом лесу есть сосны, есть лиственные деревья, есть кусты и заросли, валежник и признаки леса именно, а не лесополосы преобладают. Именно поэтому его и называют видимо лесом. Судя по всему пересекая этот лес, я выйду к другому лесу, который находится ближе к Глазовке. Мне предстоит выбрать одну дорогу из нескольких. Одна дорога огибает лес с левой стороны, другая идет через лес, а третья огибает лес с правой стороны.
Лес немного жутковат, когда подходишь к нему ближе, местами валежник, сухие кусты и умершие деревья, скрючившиеся в неестественной позе. Ветки погибших деревьев свисают вниз, как тонкие пальцы странного сюрреалистического животного.
Выбрал ту дорогу, которая мне более не знакома и пошел по ней. Эта дорога через лес. Так я поступил из любопытства и конечно же для того чтоб путешествие моё было интересней.
Дорога через лес похожа больше не на дорогу, а на браконьерскую тропу, укатанную редко проезжающими машинами. Колея слабая вокруг больше кустов чем деревьев. Здесь тоже встречаются холмы, остатки открытой разработки камня. А вот с лева от меня я вижу большие сосны, которые находятся за стеной непроходимых порослей. Дождик не прекращается. Когда я переходил от карьера к лесу я прошел по траве и стал замечать, что у меня намокают ноги. Через отверстия в красавках начала просачиваться влага. Так же и мой пуховик набирается влаги, я чувствую, как он потяжелел, но пока что на его свойства, а именно сохранение тепла, это никак не отразилось. Потерю тепла не заметил. Дождь моросит не усиливаясь, но и не прекращаясь.
В конце дороги через лес мне встретился какой-то самострой. Это похоже на какую-то деревню. Около двадцати домов, расставленные в разном порядке, многие из них заброшенные. Дорога разветвляется в разные стороны. По логике мне бы лучше пойти в право, так будет ближе, но я боюсь, что я зайду в дебри этого непонятного поселка. Вижу надпись на калитке 88. Это больше чем двадцать домов. Решил идти в право. Мне видится что в правую сторону идти вернее, наверняка так дорога меня приведет быстрее к поселку Глазовка. А ведь я и иду в Глазовку именно там и находится гора Хрони. А вот и поселок.
Если бы не залаяли собаки, то я бы наверняка предположил что в этом поселке пусто, но вот одна собака гавкает, а следом и еще одна и я начинаю понимать что селение это не такое и пустое. Здесь явно есть люди. Хотя домов заброшенных тоже не мало. Вижу впереди доску объявлений. Вероятно, сейчас мне и станет ясно что это за поселение. И так подхожу, читаю. Уважаемые члены СНТ «ЛУЧ» 23.12.18 в 12-00 возле участка №12 состоится отчетно-выборное собрание, просьба всем членам кооператива явиться на собрание. И подпись правление СНТ «Луч». Теперь понятно, что это садовый кооператив, а не самострой.
Местность здесь живописная, домик иметь здесь, чтоб отдыхать летом одно удовольствие. Единственно что из всех удобств проведено лишь электричество.
Внезапно за поворотом мелькнули тени животных. Это оказалось стадо баранов. А где бараны, там и пастух, а где пастух там и собаки. И они вряд ли будут приветливы. Я начал искать какую ни будь палку, чтоб отмахиваться от собак. Из стаи вышел пастух с двумя огромными алабаями. Я сглотнул слюну. С алабаями я уже встречался как-то по дороге из Казантипа. Ехал я и одна моя знакомая на мопеде с фестиваля. И вдруг на перекрестке выскочила собака и давай кусать девушку, сидящую сзади, а я скорость не могу прибавить потому что впереди трасса скоростная и несутся машины. Пришлось воевать с алабаем, который охранял стоящую неподалёку кафешку. Отмахивался я от него найденной бутылкой из-под пива. Но алабаи упертые и с ним было справиться тяжело, в итоге пробился к кафешке, разбудил хозяина и заставил его отвезти девушку в больницу, в общем все обошлось, шрамы не остались, бешенства у собаки не было.
Сегодня мне никак не хотелось воевать сразу с двумя. Я взял палку и встал в сторонке от дороги. Пастух, увидев меня понял, что собак лучше попридержать и взяв их за ошейники провел мимо меня со словами они еще щенки, не бойся. Но на самом деле боятся было чего, мне показались они огромные и агрессивные.
Вслед за стадом баранов, как будь-то из другого мира появился мужчина, одетый в костюм и с ним женщина в платье, они элегантно держали в руках зонты и переступали осторожно через лужи шли в ту же сторону куда и пастух. Выйдя к окраине, я прошел мимо подстанции и по тропинке устремился в чащу леса.
Этот лес как настоящий. Дождик стал не так интенсивно идти. Сфотографировал несколько интересных картин. В этом лесу видно часто празднуют, на полянках видны следы костров и посиделок.
Неожиданность случилась сразу после того как закончился лес. Потому что закончился он полями, засеянными какой-то зелёной травкой. Озимые, подумал я и пошел по полю. Кроссовки промокли, грязь комками слетает с обуви и кое как я перешел это поле к тому лесу, который находиться по дороге к Героевке. Через этот лес я вышел к трассе.
Ну и по трасе понятно уже вышел к поселку.
Я начал ощущать потерю энергии от того что намокла куртка и обувь.
Тут я могу сказать, что полпути я уже прошел, или одну треть. Все зависит от того как я буду добираться обратно. Если пешком, то одна треть, а если сяду на маршрутку, то половина. Вот уже и деревня Глазовка показалась, вижу холм, гору Хрони.
Зашел на остановку, чтоб немного отдохнуть, хотя ветер дует так что и в остановке от дождя не спрячешься. На остановке приклеено объявление разыскивается бабушка. Помогите найти Челенедвиненко, пропала и фото. Бабушку позже нашла в соседнем полуразрушенном доме обезвоженную, но спасли.
Вот такие пейзажи в самом поселке, есть даже поле от которого пахнет папоротником в радиусе двадцати метров.
До горы осталось пол километра, и я вышел на финишную прямую. В самом поселке так же много разрушенных домов и заброшенных, вижу подобие какой-то школы или детского садика, дом юношества и творчества. Неподалёку кладбище, огороженное и опрятное, ни чета многим кладбищам в самом городе Керчь. Хотя поселок Глазовка является поселком, который расположен на территории Ленинского района. Под ногами глинистая почва и водой она просто пропитана на столько что складывается ощущение, будто вода не сверху накапала от дождя, а выдавлена из-под земли. Несмотря на уклон в сторону возвышенности вода как будь-то стоит и не стекает. Сама дорога побита копытами коров и на верху, ближе к горе пасется корова и жует травку. Стоит корова под дождем без зонта, без попоны все ей ни по чем.
Когда-то эта деревня называлась Баксы с ударением на букву «Ы» и в ней были «Баксянские родники». Было время, воду из этих родников разливали по бутылкам и продавали по всему Крыму.
А вот и сарайчик, сарайчик снабжен трубой и из трубы течет вода. Неподалёку валяется шланг с переходником, видимо из этой трубы качают воду в машины и развозят по колодцам. Вот этот сарайчик, закрытый на болт.
Вода в этом источнике вкусная и ничем не уступает воде, которая течет в Топловском монастыре. А ведь вода в Топловском монастыре славится на весть Крым и за ней едут все из соседних деревень. Почему-то здесь вода не хуже, но за ней никто не ездит.
Поднимаясь выше я увидел как на земле сформировалась выраженная дорожка зеленой травы вероятно от того что здесь вода протекает под землей от источника, до того места где стоит сарайчик.
Сам источник накрыт металлическим сооружением в виде водонапорной башни и сделан он так давно, что от ржавчины уже образовались отверстия, через которые брызжет вода. Конечно же видно, что здесь какие-то работы проводят иногда и отверстия эти подваривают, но то что эта конструкция устарела это факт. Вот так выглядит это со стороны.
Видно, что когда-то вваривали трубу чтоб из нее подавать воду, наверное, в посёлок, но теперь эта труба забита деревянным чопом. Кто-то написал надпись о том, что здесь запретная зона, но я не повстречал никого кто бы это контролировал. Вот такой родник.
На самой возвышенности я повстречал разрытые могилы, причем большая часть могил выбита в породе камня. Размером примерно метр семьдесят на семьдесят и глубиной около метра. Так же я видел выбитый в скале колодец, который забросали камнями. И остатки каких-то строений. Сложилось впечатление что здесь тоже когда-то был город или какое-то святилище, или кладбище.
Я нахожусь в густом тумане, а вернее сказать в облаках, я вижу, как они бегут и проходят сквозь меня оставляя на память следы влаги на моих джинсах.
Впереди из тумана появилась еще какой-то холм.
Рядом с этим холмом черные копатели пытались откопать металлический предмет, который оставлен здесь еще со времен великой войны.
Перевалив через гору, очутился я у дороги, которая ведет в деревню «Маяк».
Дорога размокла и идти по обочине тоже не очень-то было приятно, потому что к этому времени я уже достаточно промок. И именно здесь я могу с уверенностью сказать, что это была середина моего пути. На этот момент я был в пути уже три часа.
Поселок Маяк ближе
я прошел его насквозь, минуя кладбище неприглядного вида и не огороженное.
В начале поселка со стороны переправы я набрёл на заброшенный дворец культуры, такие было модно строить шестидесятых годах. А теперешний вид говорил о том, что культура уже не та что была раньше и дворец уже не дворец, а полуразрушенная громада, на которую приходят подростки попробовать себя в роли арт художника граффитчика или наркоманы уединяются для принятия дозы.
Курточка с правой стороны, и джинсы мокрые, уже началась потеря тепла. Теперь стоять на месте нельзя иначе можно простыть. Ветер с юга и шел я чаще всего правой стороной к югу, так и промок. К этому времени дождь закончился и ветер теперь стал моим другом и начал мене сушить одежду.
Теперь моя цель выйти на асфальтную дорогу и идти домой через поселок Жуковка, через переправу, и через крепость Еникале домой.
В деревне Маяк запели петухи со всех сторон. Ни когда не слышал, чтоб птица так радовалась окончанию дождя. Они как будь-то, ознаменовали окончание дождя.
Очень интересный пешеходный переход сделали на подъезде в деревню в лучших традициях «качественных» дорог.
Вот и вышел я на прямую дорогу, на финишную прямую к дому.
Это впереди керченская переправа
Это я немного задержался у крепости Еникале. В этом месте нашел камни кремниевые для каминов.
А это конец дороги в районе завода Войкова.
Всем Привет.