Найти в Дзене
ScrollsOfFantasy

"Гибель Богов" Ника Перумова - книга, незаслуженно объявленная переоценённой?

Я вдруг с ужасом осознал, что настолько постарел, что перестал пропускать описания природы в книгах. (Шутка, конечно. В фэнтези я почти никогда этого не делал).

И это навело меня на интересные мысли о "Гибели Богов" - одной из ранних книг известного нашего писателя-фантаста Ника Перумова.

Насколько я понимаю (могу врать) "Гибель Богов" писалась долго, и, по мнению автора, "в стол". Когда в наступающих 90-х стало вообще не понятно, в чём есть потребность у читательской аудитории, решили попробовать издать и эту книгу: честно говоря, большой вопрос, какие шансы у неё были бы раньше или позже.

Позвольте мне не пересказывать сюжет или пытаться объяснить, "о чём" эта книга: прочитавшие в целом помнят, не прочитавшим это мало что даст. Я лишь скажу, что композиция "Гибели" довольно непривычная для "стандартного фэнтези": первая треть повествует об исполнении поручений тремя разными персонажами (таном Хагеном, Фроди и Гудмундом) плюс к тому содержит предысторию разворачивающихся событий, которую описывает от первого лица Истинный Маг Хедин. Вторая и третья части уже происходят без временных зазоров, хотя "взгляд" Хагена всё ещё чередуется с повествованием Хедина; однако действующих лиц так много и их мотивация так непрозрачна, что, пожалуй, до последних десяти процентов книги окончательно так и непонятно, кто на чьей стороне.

Вообще, придуманный Перумовым мир полон своей жизни, и в "Гибели Богов" есть очаровательное ощущение недосказанности, которая потом зачастую не вызывает вопросов, - а лишь желание принять мир, полный загадок, тайн и вращения вокруг собственных непостижимых целей. Например, автор упоминает эльфийские крепости, которые держались лишь при поддержке Дальних сил. Лишь через много лет кто-то спохватился и задал Нику Перумову вопрос, против кого держались эти крепости? Кто воевал с эльфами, которые, как считалось, имеют покровительство Богов? Но, оказалось, что автор никогда об этом не думал... Это просто приятная недосказанность, пространство для фантазии.

-2

Безусловной находкой, как мне кажется, стал "голос" Хедина. Половина повествования ведётся от его лица, и это лицо весьма примечательно. "Гибель Богов" - это эпическое фэнтези от названия "и до самых кончиков". Размах событий ставит на кон существование вселенной (в "Гибели Богов" появляется Упорядоченное - основная мультивселенная в последующем творчестве Перумова), а значительная часть действующих лиц появилась в первые дни существования мира. А то и раньше.

И на фоне этого "голос" Хедина звучит любопытным контрапунктом. Он - диссидент-интеллигент этого эпического мира; его взгляд на происходящее полон иронии, а по адресу большинства Магов и Богов Хедин прямо-таки сочится сарказмом, нарастающим по мере хода повествования. Например, борьбу с заклятьями противников-Магов Хедин сравнивает с поиском связывающей нитки в метле - если не перережешь эту нитку, получишь по пятой точке той самой метлой.

Вообще, в мир таинственного и непостижимого Хедин вносит ноту того самого "Понедельника", который "начинается в субботу". Он - Маг по расе, но учёный по призванию. Для Стругацких, как мне кажется, будничные чудеса - это лишь аллегория деятельности научно-исследовательских институтов. Для Хедина таким институтом стал весь мир, причём он один из немногих в этом институте, кто реально хочет работать.

Любопытство Хедина особенно сказалось в годы его изгнания, когда он почти вынужденно обратился к Магии Смертных (и порой Бессмертных); этот сюжетный ход - прекрасная возможность развернуть перед читателем панораму Хьёрварда, мира, в котором развивается значительная часть событий.

И Хьёрвард - тоже показательное место действия. Там, конечно, как и положено миру, есть всё: пустыни и южные тропические леса, океаны и моря... но значительная часть описаний сосредоточена на севере Восточного Хьёрварда. И, пожалуй, мало кто в фэнтези вообще уделял так много времени изображению природы, а особенно природы северной, причём зачастую совершенно не чародейской, а самой обыкновенной. Я имею в виду природу в широком смысле слова: не только описания леса, но и холодные звёздные ночи, и посеревшие крепкие ворота деревянных домов, и ржавую воду болот...

И здесь видно, насколько автор вложился в книгу, насколько он в ней раскрылся: научный сотрудник из Петербурга, он пишет о Маге-учёном в мире хвойных лесов и окружающих болот. И бесконечные острова - Хединсей, главное место действия в книге, Авалон, межмировой остров Главы Совета Поколения (нарочито южно-европейский), Брандей, лишь упоминаемый в этой книге (появившийся в последующих) таинственный остров Чёрных Магов ... Да и само Упорядоченное - остров посреди волн океана того самого Хаоса, которому преданно служат Чёрные Маги.

И вот какой парадоксальный вывод я извлёк из тщательного перечитывания описаний природы в "Гибели Богов": это "питерский роман". Там нет Петербурга, да и к Земле лишь несколько отсылок мельком, но именно этот город - а точнее, "питерский загород" бесконечно отражается, как в зеркалах, в этом эпическом фэнтези-романе.

И именно из-за какого-то странного сродства с реальностью значительной части происходящего, магия в "Гибели Богов" выглядит действительно волшебной. Она непохожа не только на то, что мы знаем на Земле - она не похожа на быт хьёрвардских крестьян, она причудливыми глазами Болотных Видящих смотрит из старых топей, она бесконечно многообразна и способна удовлетворить бесконечное любопытство Хедина.

И для того, чтобы показать это, автору потребовалось и детальное изображение вещей не-магического мира, и продуманная система магии, одновременно полная громадного количества изящных придумок.

Я думаю, если на "Гибель Богов" посмотреть в этой стороны - она стоит не только прочтения, но и перепрочтения.

P.S. Кстати, я собираюсь по косточкам разобрать "Не место для людей" - второй том "Не времени для драконов", написанный Перумовым в соавторстве с Лукьяненко. Можете просигнализировать в комментариях, если вам такое будет интересно.