Найти тему
Ларискин Бор

Что какой цвет означает в исламе?

Московская Соборная мечеть
Московская Соборная мечеть

При строительстве и оформлении пространства мечети часто используется белый цвет (абйад). Обычно он не рассеян там и сям среди малых деталей, а занимает большие площади. В исламском искусстве белый цвет символизирует Свет, который исходит от Бога и самого Бога[1]. Таким образом, применение большого количества белого сакрализирует «пространства и формы исламской архитектуры и создает ощущение присутствия Единого — "куда бы ты ни повернулся, всюду лик Божий"»[2]. Кроме того, интенсивный белый знаменует «чистоту пустыни и равенство всего многообразия перед Единым»[3]. Подобные идеи выражает также использование большого количества светлых оттенков, которые тоже являются светоносными.

Из хадисов известно, что белый цвет любил и хвалил Пророк Мухаммед.

Белый цвет преобладает во внутреннем оформлении Московской Соборной мечети
Белый цвет преобладает во внутреннем оформлении Московской Соборной мечети
В белых тонах оформлен рабочий кабинет председателя Совета муфтиев РФ
В белых тонах оформлен рабочий кабинет председателя Совета муфтиев РФ

Интерьер рабочего кабинета председателя Совета муфтиев РФ
Интерьер рабочего кабинета председателя Совета муфтиев РФ

Зеленый цвет упомянут в Коране как цвет рая. Зелеными будут одеяния праведников в раю и подушки, на которых они будут возлежать[4]. Зеленым светом заливало горизонт, когда Пророк получал Откровение[5]. И на зеленой, сияющей ткани рафраф был он вознесен к престолу Бога. Поэтому зеленый цвет ассоциируется в сознании мусульман с образом рая.

Купола московской мечети Ярдям окрашены в зелёный цвет
Купола московской мечети Ярдям окрашены в зелёный цвет

Зелёные ковры в Исторической мечети в Москве
Зелёные ковры в Исторической мечети в Москве

Видную роль играет в исламе черный цвет (асвад). Он символизирует глубочайшую тайну и мудрость — состояние Бога до начала творения и вне творения[6]. С этими понятиями ассоциируется Черный камень.

Хаджар аль-Асвад - чёрный камень Каабы
Хаджар аль-Асвад - чёрный камень Каабы

Поэтому именно черного цвета кисва[7]— покров Каабы. Такой цвет подчеркивает безусловную связь Каабы с основой основ Мироздания. Черный «наряду с зеленым — является цветом семьи… Пророка»[8]. Таким образом, демонстрируется, насколько велико значение Пророка Мухаммеда для всей Вселенной. Напоминает черный и о глубинах человеческой души.

Священная Кааба во дворе Запретной мечети в городе Мекка
Священная Кааба во дворе Запретной мечети в городе Мекка

Голубой цвет напоминает обо всем небесном. Особенно любим он был в Османской империи. Кроме того, в Коране во многих случаях упоминается вода (море, реки и др.), которая тоже, как известно, обладает большим числом голубых и синих оттенков. Она необходима для существования жизни на Земле. Поэтому все оттенки «водных» тонов издавна ассоциировались у людей с благами, которые дарует вода, а упоминание ее в самой главной священной Книге наделило сакральностью не только ее саму, но также присущие ей оттенки.

Голубые ковры на полу Московской Соборной мечети
Голубые ковры на полу Московской Соборной мечети

Использование интенсивно окрашенных культовых сооружений и наполняющих их предметов является попыткой дизайнеров показать «земное отражение райских состояний»[9]. Если белое символизирует единство всего мира в Боге, то разноцветное обозначает Его проявления через множественность. А поскольку в основе всех цветов лежит белый цвет, то многоцветность мечети подчеркивает происхождение всего сущего от одного Начала и великое разнообразие сотворенного.

Разноцветный витраж в Московской Соборной мечети
Разноцветный витраж в Московской Соборной мечети

Серый цвет обычно наделяется негативным значением, с ним соотносится смерть, прах, пепел, ничто. Но небольшим элементам серого место в мечети находится для того «чтобы глаз врага… веры отвлекся на них и не мог сглазить божественную красоту остального»[10].

******************************************************************************

Ссылки на источники и литературу.

[1] «Бог — Свет небес и земли», — сказано в священном Коране в суре «Ан-Нур» [34, с. 318].

[2] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 81.

[3] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 64.

[4] Коран. Сура «Ар-Рахман» [55:76]. Перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова, — СПб.: ДИЛЯ, 2016. С. 481.

Коран. Сура «Аль-Инсан» [76: 20-21]. Перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова, — СПб.: ДИЛЯ, 2016. С. 527-528.

[5] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 95-96.

[6] Тема черного, как цвета Ночи и Божественной Тайны, звучит в 92-ой суре Корана, которая так и называется «Ночь» (араб. «Аль-Лайл»).

[7] Кисва — покров, которым закрывают стены Каабы. Он изготавливается из плотного шелка черного цвета, по которому золотыми нитями вышиваются изречения из Корана.

[8] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 82.

[9] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 64.

[10] Серов Н.В. Символика цвета. — СПб: Издательство «Страта», 2015 г., https://culture.wikireading.ru/33216 Online: 13.03.17