При строительстве и оформлении пространства мечети часто используется белый цвет (абйад). Обычно он не рассеян там и сям среди малых деталей, а занимает большие площади. В исламском искусстве белый цвет символизирует Свет, который исходит от Бога и самого Бога[1]. Таким образом, применение большого количества белого сакрализирует «пространства и формы исламской архитектуры и создает ощущение присутствия Единого — "куда бы ты ни повернулся, всюду лик Божий"»[2]. Кроме того, интенсивный белый знаменует «чистоту пустыни и равенство всего многообразия перед Единым»[3]. Подобные идеи выражает также использование большого количества светлых оттенков, которые тоже являются светоносными.
Из хадисов известно, что белый цвет любил и хвалил Пророк Мухаммед.
Зеленый цвет упомянут в Коране как цвет рая. Зелеными будут одеяния праведников в раю и подушки, на которых они будут возлежать[4]. Зеленым светом заливало горизонт, когда Пророк получал Откровение[5]. И на зеленой, сияющей ткани рафраф был он вознесен к престолу Бога. Поэтому зеленый цвет ассоциируется в сознании мусульман с образом рая.
Видную роль играет в исламе черный цвет (асвад). Он символизирует глубочайшую тайну и мудрость — состояние Бога до начала творения и вне творения[6]. С этими понятиями ассоциируется Черный камень.
Поэтому именно черного цвета кисва[7]— покров Каабы. Такой цвет подчеркивает безусловную связь Каабы с основой основ Мироздания. Черный «наряду с зеленым — является цветом семьи… Пророка»[8]. Таким образом, демонстрируется, насколько велико значение Пророка Мухаммеда для всей Вселенной. Напоминает черный и о глубинах человеческой души.
Голубой цвет напоминает обо всем небесном. Особенно любим он был в Османской империи. Кроме того, в Коране во многих случаях упоминается вода (море, реки и др.), которая тоже, как известно, обладает большим числом голубых и синих оттенков. Она необходима для существования жизни на Земле. Поэтому все оттенки «водных» тонов издавна ассоциировались у людей с благами, которые дарует вода, а упоминание ее в самой главной священной Книге наделило сакральностью не только ее саму, но также присущие ей оттенки.
Использование интенсивно окрашенных культовых сооружений и наполняющих их предметов является попыткой дизайнеров показать «земное отражение райских состояний»[9]. Если белое символизирует единство всего мира в Боге, то разноцветное обозначает Его проявления через множественность. А поскольку в основе всех цветов лежит белый цвет, то многоцветность мечети подчеркивает происхождение всего сущего от одного Начала и великое разнообразие сотворенного.
Серый цвет обычно наделяется негативным значением, с ним соотносится смерть, прах, пепел, ничто. Но небольшим элементам серого место в мечети находится для того «чтобы глаз врага… веры отвлекся на них и не мог сглазить божественную красоту остального»[10].
******************************************************************************
Ссылки на источники и литературу.
[1] «Бог — Свет небес и земли», — сказано в священном Коране в суре «Ан-Нур» [34, с. 318].
[2] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 81.
[3] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 64.
[4] Коран. Сура «Ар-Рахман» [55:76]. Перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова, — СПб.: ДИЛЯ, 2016. С. 481.
Коран. Сура «Аль-Инсан» [76: 20-21]. Перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова, — СПб.: ДИЛЯ, 2016. С. 527-528.
[5] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 95-96.
[6] Тема черного, как цвета Ночи и Божественной Тайны, звучит в 92-ой суре Корана, которая так и называется «Ночь» (араб. «Аль-Лайл»).
[7] Кисва — покров, которым закрывают стены Каабы. Он изготавливается из плотного шелка черного цвета, по которому золотыми нитями вышиваются изречения из Корана.
[8] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 82.
[9] Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009. С. 64.
[10] Серов Н.В. Символика цвета. — СПб: Издательство «Страта», 2015 г., https://culture.wikireading.ru/33216 Online: 13.03.17