Каждый учитель знаком с необходимостью разминки перед уроком – её задача с одной стороны определить готовность к уроку, с другой подготовиться к уроку, если готовность недостаточная – «разогреваемся».
Бывает, что приходится менять планируемый ход занятий, когда на разминке вскрываются важные пробелы.
Одним из ведущих трендов современного образования называют анализ KPI – анализ результатов тестирования, диагностики, т.н. индикаторов эффективности обучения. На выходе - оценка готовности учеников к тому или иному этапу.
Автоматизация. Протестировали – оценили результаты – выдали новую информацию на основе оценки, потом снова тесты и так далее по обучающему циклу. Всё хорошо, но этот анализ KPI... узкое место. Индикаторы разные, свести всё в единую систему и адекватно оценить сложно.
Готовность. Есть высказывание: «Когда ученик готов появляется учитель». При этом кто-то справедливо замечает, что обычно ученики ищут учителя, а не наоборот.
На самом деле оба заинтересованы друг в друге – как мужчина и женщина - это взаимный интерес, только тогда есть шанс создать новую жизнь, шанс на развитие. В идеале это взаимное притяжение. Жажда познания друг друга.
Представляете себе робота, который бы подбирал девушке идеального парня, а парню идеальную девушку? Смех, да и только!
Но чем лучше оценка готовности ученика роботом? Миллионы факторов, которые может учесть человек и замучается учитывать машина. Лучшего теста, оценки готовности, чем простая беседа ещё не придумали и едва ли придумают. В любом современном экзаменационном центре в тестирование входит собеседование.
Конечно, «человеческий фактор» никто не отменял – ошибки, слабости разного рода – весь этот букет толкает создателей беспристрастных роботов к дальнейшим трудам, наряду с букетом своих далеко небеспристрастных интересов.
Ведь заказчикам автоматизации хотелось бы не просто оценить готовность, а ещё и выводить ученика на искомую оценку за заданный отрезок времени, который очевидно постепенно будет сокращаться. В этом вся философия технологического прогресса – быстрее и больше, и полное согласие с заданными параметрами, по которым оценивается готовность продукта. Узнаете последние «тренды»?
Да, они в самих людях, мы пропитаны ими. Посмотрите на «свободный» рынок образования. «Обучу за месяц!» «Обучу за неделю!» «Обучу за 1 день!» «И на Марсе будут яблони цвести…».
Но разве это не часть профессионализма? Профи может всё! Разве не в этом проявляется мастерство? Если ты - Мастер, то сделаешь так, как я хочу!
И если вдруг человек слышит в ответ: "К этому времени нет, ещё не созреет, не готов", то начинает искать профессионалов, кто исполнит желание. Надо ведь к сроку. Мы не привыкли ждать созревания, учитывать зрелость ситуации, не привыкли доверять природе, доверять людям, друг другу.
Посмотрите на эту коронавирусную суету - с каким диким скрежетом столкнулись законы природы и законы общества, наши привычки. Зовут профи, подключают институты, вкладывают средства, чтобы мастера сделали кнопку, которая бы отключила природу, причём эргономичную, удобную, с учётом нашей природы.
В нас самих заложено стремление к автоматизации, к роботизации нас самих, но при этом мы упускаем что-то очень важное – мы теряем себя, теряем нашу человечность.
Интересно? Подписка здесь, лайки - рядышком, комментарии - чуть далее. Спасибо за внимание и поддержку!