Публикация в честь 130-летия со дня рождения О. Мандельштама, поэта от Бога. «Широкий ветер Орфея» бессмертен.
«Одиссей возвратился, пространством и временем полный...» Муза, праздник и поэзия. Вера Боссе-Судейкина-Стравинская — актриса русского немого кино и Камерного театра, художница прикладного искусства, живописец. «Коломбина 10-х годов», так ее называли.
Томас Манн говорил о Вере Стравинской: — Это типичная русская красавица!..
Каким-то особым образом Вера умела создавать уют и одним своим присутствием успокаивать окружающих.
В августе 1917 года они общаются с Осипом Мандельштамом, который после посещения дачи Судейкиных в «профессорском уголке» Алушты посвятил паре прекрасное стихотворение:
Золотистого мёда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем,— и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки,— идёшь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни:
Далеко в шалаше голоса — не поймёшь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены тёмные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: виноград, как старинная битва, живёт,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке:
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.
Ну а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала,
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена,—
Не Елена — другая — как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжёлые волны.
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
Вера снялась в нескольких фильмах, и роль Элен Безуховой в фильме Я. Протазанова и В. Гардина "Война и мир" (1915 г.) ей определенно удалась. Да и внешность у неё была яркая и киногеничная.
Но она отказалась от собственных устремлений и выбрала иной путь – служение тому, кто гениален, став женой с большой буквы. Связав свою жизнь с Судейкиным, Вера записывает правила, которым с этих пор должна следовать:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, её замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Портреты В. Судейкиной этого времени работы С. Судейкина, фотографии из фильмов и архивов.
Вера впитывает в себя все, что может дать ей художник. Она становится не только его музой, но и помощницей. Свой союз с Судейкиным Вера понимает как служение и, отводя упреки окружающих в том, что она забывает себя и не имеет самостоятельности, пророчит:
«Я <...> приобретаю большее тем, что позирую ему, тем, что вместе с ним создаю произведения искусства, и, кроме того, что бы ни случилось <...> я так знаю и понимаю теперь искусство, что этого богатства ничто и никто у меня не отнимет»..
У неё открылся художественный дар, она приобщилась к живописи и стала рисовать сама.
В феврале 1921 года происходит еще одна судьбоносная встреча – Сергей Дягилев знакомит Веру с именитым композитором, большой величиной в культуре ХХ века, Игорем Стравинским. Между ними вспыхивает страсть. Композитор отбил даму у художника и уже в 1922 году она ушла от Судейкина.
Игорь и Вера старались держать свой роман в тайне, чтобы не ранить близких (у Веры ревнивый муж, у Стравинского больная жена и четверо детей). Она всё знала и не возражала. Переписку вели через секретаря музыканта. Но долго так продолжаться не могло. И весной 1922 года Вера уходит от Судейкина и становится доверенным лицом Стравинского в делах.
С. Судейкин после расставания с Верой перебрался в США. И хотя он продолжал много работать (его приглашали оформлять спектакли крупнейшие театры мира), надо полагать, что пережить разрыв с женщиной, которая была для него всем, он так и не смог. Последние его годы были горькими, ему не хватало движущей силы, он болел и нуждался.
Супругой Стравинского Вера стала в 1940 году, после этого они обосновались в США.
Вера Артуровна была человеком волевым, деловитым, предприимчивым и уверенным в себе. Она умела заботиться, умиротворять и создавать такой порядок, который бы способствовал творческой деятельности подверженного перепадам настроения, впечатлительного и нервного Стравинского. Именно будучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Также он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 году, и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов.
Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года. Он был погребен в Венеции на "русской" части кладбища Сан-Микеле. Вера Артуровна пережила мужа на 11 лет, похоронена рядом. Вера издавала книги о нём и считала единственным великим человеком, которого ей удалось встретить в жизни.
Дневник Веры Артуровны Судейкиной (урожд. де Боссе, в последнем браке Стравинская) (1888–1982), актрисы немого кино и художницы, второй жены художника С. Судейкина (1882–1946), содержит описание их жизни в Петрограде накануне Февральской революции, затем в Крыму и Тифлисе (до отъезда из России).
На страницах дневника встречаются имена многих известных художников, литераторов, музыкантов, актеров, издателей, политиков, религиозных деятелей, среди них: А.Бенуа, И.Билибин, Ф.Блуменфельд, П.Богданова-Бельская, Л. и Р.Браиловские, о. С.Булгаков, М.Волошин, О.Глебова-Судейкина, С.Городецкий, З.Гржебин, Л.Гудиашвили, С.Дягилев, братья Зданевичи, Л.Коренева, М.Кузмин, А.Лурье, В.Каменский, К.Коровин, С.Маковский, О.Мандельштам, В.Д. и В.В.Набоковы, Л.Рындина, братья Рябушинские, С.Сорин, Т.Табидзе, И. и М.Чеховы, С.Щербатов.
О, небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
24 ноября 1911
Чудесно читает стихи Алла Демидова: Театр поэзии Аллы Демидовой, О. Мандельштам