Монголо-татар на Руси не было, как и в Европах всяких — тема всем знакомая, смешная, очень популярная среди пациентов больниц им. Фоменко-Носовского и целой плеяды их последователей рангом ниже. Наша задача сегодня — найти возможные следы участия Руси в деяниях монгольских. Начать брать в анализ и обработку всякую дичь. Писаную «ниспровергателями» и летописями, академической наукой и любителями хайпа. Начнем с «гуру»…
Русские идут?
Это самая вкусненькая тема. Не знаю, кто был первым в этом «революционном открытии», но анализ фантазийной литературы в Тырнетах и на книжных полках прямо указывает — чаше всего «альтернативщики» пользуются утверждением Фоменко и Носовского:
«О составе войск Батыя сохранились записки венгерского короля и письмо к римскому папе, в котором сообщается, что в составе монгольских войск действовали русские войска».
Само собой, придется эти письма проверять. Они сохранились, подлинность их сомнения не вызывает ни у кого. Из адекватной публики, конечно. В апреле 1241 года одно было писано, сразу после вторжения монголов в венгерские земли:
«Мы вам достоверно сообщаем о несчастном и горестном уделе, доставшемся нам и венгерскому королевству от свирепствующего подобно жестокому зверю татарского войска. Ибо недавно, во время близкое к празднику Воскресения Господня (31 марта 1241 г.), с великой силе и в большом числе они пришли в Венгрию…
Итак, пусть вашему святейшеству будет известно, что называемые «татарами» недруги Того Кто был распят, как мы полагаем — во искупление наших грехов, внезапно и словно из ниоткуда вторглись в Венгрию и сильно опустошили это королевство до самой реки Дунай».
Что-то не находятся «русские» в этом письме. Но фоменкоиды готовы процитировать короля Бэлу вот таким способом:
«Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню и, как овчарня, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга».
Минуточку. Оригинал Послания венгерского короля Папе Римскому выглядит несколько иначе. Читаем:
«Когда государство Венгрии от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и, как овчарня изгородью, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока; булгарами и босняками, еретиками с юга, они (татары) заставили себе платить дань (другие нации), и особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством, именно Русь, Куманию, Бродников, Булгарию».
Разбор короткий будет:
- Письмо это писано в 1254 году, подлинность установлена и признана научным миром. Не в 1241-ом, когда вторжение состоялось. И как это пытаются «математики» представить, считая всех клиническими идиотами.
- Бэла IV не пишет, что «русские, бродники, болгары и босняки» вторгались в Венгрию. Они на момент написания Послания — просто окружали его страну «как овчарню изгородью». В 1254 году.
- «Болгары и босняки» даже с совами на глобусе — не могли участвовать во вторжении Батыя 1241 года. Были изрядно потрепаны (или обложены данью) уже после разорения Венгрии монголами.
Так были ли русские в рядах захватчиков во время вторжения? Возможно. Другой источник читаем, плененного монголами магистра Рогерия, его «Горестную песнь о разорении Венгерского королевства татарами».
«Татары, небольшим числом своих воинов собрав множество плененных русинов, команов и венгров, со всех сторон окружили большое поселение и выслали вперед на битву захваченных венгров, а после того, как все они были перебиты, русинов, исмаилитов и команов. Татары же, стоя позади них, смеялись над гибелью их и падением, и те из них, кто отступал, попадали в водоворот мечей».
Тут описание действий «хашара». Фантастическое. Выслать на битву превосходящее по числу подневольное воинство, ну-ну. Могло такое быть в принципе — вполне. При штурме «большого поселения» нужно много рабочих рук, саперов и дармовой рабочей силы. Писано на канале было. Могли быть там пленники с Руси? Сколько угодно, по южным русским княжествам захватчики прошлись жестоко. Брали немало городов. С определенной целью, наверняка. Пополнить ряды осадного корпуса.
Что еще известно из мифов?
Небывалая жестокость монголов на Руси. Хорошо. Очень странная она. Вегетарианская и милосердная для XIII века. Батый взял в 1237-1238 гг. три больших города — Рязань, Владимир, Суздаль. Одиннадцать — куда меньших. По оценкам научным — всего существовало в Залесской Руси их около 70-ти. Никакого чудовищного разгрома не было, уничтожения тотального — тоже.
Взять хотя бы миф о полном геноциде Рязани. После которого город продолжал оставаться столицей княжества, подозрительно быстро восстановленный и людный. Кажется, до начала XIV века развивался непрерывно. Согласно исследованиям Института археологии РАН, так же пышно происходит расцвет многих городов Владимирской Руси. Речь идет о второй половине XIII века.
Крепнут сильно Тверь, Москва, Коломна, Вологда, Великий Устюг, Нижний Новгород, Переяславль-Рязанский и ряд других. Хиреют — Торжок, Владимир, Белоозеро, Ростов. Если с первыми двумя все можно объяснить «нашествием и разорением», то последняя пара городов в глаза не видывала агрессоров. Налицо другие причины. Экономические, переориентация маршрутов торговых потоков. В новой политической конфигурации.
Киев разоренный?
Это-таки да. Летописи рыдают, описывая небывалое упорство и драматизм осады и захвата города. Им вторит другой независимый источник — папский посланник, монах-францисканец Джованни де Плано Карпини. Заехав в разоренный Киев спустя пять лет после нашествия, так написал:
«… они (монголы) пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие в поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию».
Головы и кости не погребенных русских людей сразу снесем на помойку. Это намёк на «ересь» дикой страны, как минимум. Не способной за пятилетку похоронить (по любому обряду) не упокоенных. Неслыханный навет для придания литературности. О том, как Карпини демонизировал монгол, с какой целью — почитайте здесь.
Теперь научными данными проверим. Начнем с двух сотен оставшихся дворов. Согласно исследованиям к.и.н. Вадима Ставиского, занимавшегося всю жизнь исследованиям города, — на момент вторжения существовал Городской Совет из «знатных горожан». Числом — 200. Это как новгородские 300 «золотых поясов». Каждый досточтимый муж Совета владел крупнейшими городскими дворами-усадьбами внутри городских стен. Эти усадьбы были планировочной единицей города, состояли из нескольких построек, теремов, жилых и не очень помещений. Размеры колебались от 300 до 2000 м2.
Так что имел в ввиду Карпини? Какой смысл вкладывал в термин “domus”? Перевести можно всяко: жилище, место обитания, хозяйство, семья, имущество, организация, церковь. Или наобум цифру все же тиснул, послушав местного? Посчитав, что 200 дворов — это мало. Не зная об «единицах планирования» городов Руси.
Дальше. Изучаем археологию Киева. Глеб Ивакин копал в Киеве всё: самые старые церкви и соборы, Лавру Киево-Печерскую, Подол и окрестности. Его вывод о монгольском этапе жизни города таковы:
«Кроме Десятинной церкви, пострадавшей во время штурма города полчищами Батыя, сохранился весь архитектурный ансамбль Киева, поражавший своим великолепием восточных и европейских путешественников вплоть до XVII в.».
То есть, совершенно определенно археологией доказано — пострадала только Десятинная церковь, 200-летняя. Эту крепость не колупали из китайских камнеметов (там гаубица дивизионная три боекомплекта потратила бы). В нее, спасаясь от ворвавшихся монголов, набилась тьма народа со скарбом и ценностями. Забили все церковные хоры, сводчатые балконы, даже на крышу поналезть могли. Судя по состоянию раскопанных фундаментов… она просто рухнула. Своды ветхие не выдержали, перекрытия деревянные не удержали.
Другие каменные сооружения Киева образца 1240 года — числом около 50-ти, благополучно пережили XIII-XIV века, в их числе — знаменитая Ротонда и Софийский Собор (в нем даже Золотые ворота не выбивали, как оказалось). Великолепный киевский Златоверхий собор продолжал существовать в первозданном виде и после «татаро-монгольского нашествия». Золотая кровля была нетронута. Ободрали ее только во времена поляков.
Фиксируемся. Летописи безбожно привирают о тотальном разрушении Киева. На Подоле (кстати непрерывно расширяющемся после 1240 года) из трех известных тогда церквей, — две продолжили существовать. Ничего, кроме Десятинной — не пострадало непоправимо. Упадок наступил в каменном зодчестве города только после штурмов Киева в 1416 и 1482 гг. крымскими татарами с артиллерией. И после запрета поляков ремонтировать и восстанавливать православные храмы.
Вопрос.
Задавать его придется нашему «очевидцу-фантазеру» Плано Карпини. Что за ужастики, для чего? Как вполне очевидный ответ: церковная Большая Политика. Сообщение всему «цивилизованному миру» — еретическое Православие сломлено, сожжено, погибло. С учетом того, что в Константинополе сидят крестоносцы папские. А единственный оплот греческой веры — Русь… лежит в костях и черепах. Полностью разрушены города. Чего и близко не было. Да, перепало знатно Руси, никто не спорит. Но не всей, не столь чудовищно. Другим доставалось куда крепче.
Так ходили русские на Европу с Батыем?
Или нет. Неизвестно доподлинно. Но. Монголы абсолютно везде и всегда принимали в своё войско вспомогательные отряды, пополняли основные тумены. Об этом многие писали. Послушаем Юлиана, папского информатора, побывавшего перед нашествием на Русь в Булгаре и Владимире. Он опять дает дикую оценку другим нациям, входящим в состав войска монгол:
«Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой вперед себя»Гильом де Рубрук, монах-соглядатай французского короля, побывавший у «моалов» (монголов) в 1254 году, так описал судьбу мордвы: «… живут два рода людей, именно: моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию».
Однако. Из глухих мордовских лесов гнать на австрийский берег Дуная — толпы «хашара»? С головой у этих описателей (Карпини, Рогерий, де Рубрук) что-то не то. Или превратно понимали принцип комплектования армий Батыя, других чингизидов. Объясним другой статьей. Есть кое-что в «Хронике» Матфея Парижского. Он приводит письмо двух венгерских монахов. Они сообщают о войске Бату-хана: «называются тартарами, много в их войске лжехристиан и команов».
Кого понимать под «лжехристианами»? Наверняка — не «еретиков-несториан». Православных, значит. Там же можно найти отчет «главы францисканцев в Кельне»: «численность их день ото дня возрастает, … великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, превращают в своих воинов».
Более поздний источник, в лице Рашил ад-Дина уточняет, что в корпусах вторжения были: русские, черкесы, кипчаки, маджары, многие другие. Да, вполне может быть, какие-то русские князья в качестве «отступного» от разорения — пошли с Батыем. По военному договору. Потому как подкрепления нужны были.
Тумены Менгу и Гуюка не участвовали в европском походе (отозваны Угэдэем). Только силы Улуса Джучи и корпус Субэдэя остался. Кто угодно мог с ними идти. Имен князей, численности, принадлежности к городам и землям — нет. Мифы плодить не нужно.
Реальность такая была.
Северо-Восточной Руси нужны были силы, чтобы сдерживать Тевтонский Орден. Новый Великий князь Ярослав Всеволодович должен был распорядиться теми ресурсами, что у него были, — грамотно. Что было и сделано. В 1239-1242 гг. он воюет с Литвой и крестоносцами, дает дружины сыну Александру Невскому. В 1239 году совершает поход в Южную Русь, выполняя союзнический долг перед монголами. Громит черниговцев: «град взя Каменец, а княгыню Михайлову со множеством полона приведе к своя си».
Вряд ли это частная инициатива. «Великий предатель» выступает против своего заклятого врага, Киевского князя Михаила Черниговского. Что крови попортил немало Ярославу. И… Отказался склониться перед новыми «союзниками» Руси, сбежал за границу. Хоть Ипатьевская летопись в упор не видит Ярослава Всеволодовича в этом эпизоде, все лавры разгрома приписывает Менгу — шила в мешке не утаишь. Русские воют против русских, в прямых интересах монгольской Империи.
Что еще. Дружбу и понимание между монголами и Владимирскими Ярославом Всеволодовичем (с Александром Невским) вряд ли кто оспорит. Тем более, в 1242 году тон Бату-хана к Руси сменился. На самый дружелюбный. Молодой владетель Улуса Джучи оказался между двух огней: родиной и разворошенным муравейником Европ с перспективой близкого «крестового похода» против него любимого.
Ссора с будущим Великим Ханом Гуюком привела к невиданному оскорблению памяти и Ясы Чингисхана, домой не примут, подмоги не пришлют. Бату-хан не едет на курултай выбирать нового Великого, не присягает ему. Только собственная расторопность (или союзники в Золотой Семье) позволяют избавиться от неминуемой гибели. В 1248 г. Гуюк пошел войной на непокорного двоюродного брата, в районе Самарканда «внезапно скончался».
Но до этого счастья сложилась интересная конфигурация: Улус Джучи против всей Империи. С четырьмя тысячами разверстанных на Батыя «кибиток» собственно монгольских (которых в глаза не видели на берегах Волги) — такие войны не выигрываются.
В этой ситуации русские князья повели себя независимо. До 1257 года Русь не платила монголам регулярной дани. Только разовые «выходы» да подарки возила. Даниил Галицкий, Андрей Ярославич и Александр Невский творят что хотят, до хана Берке даже не считают нужным ездить в Орду. Согласовывать свои военно-политические шалости.
Но кризис управленческий у монгол миновал. С 1252, почти пять лет они заново завоевывают Русь. Уже более кроваво получилось у «Неврюевой рати», чем во времена Батыева нашествия. Но это другая история, грязная и подлая, в другой раз.
Наперстки двинем,
как водится. Еще над одним мифом размыслим. Про «иго окаянное» и кто Золотую Орду создал. Монголы додумались? А может быть, русские князья подсказали, не? Вот что предложу для зарубы в комментариях. Сложим небывало дружеское отношение к Церкви, щедрая раздача Бату-ханом ярлыков на правление. Всем ведь досталось своё, родное. Только приезжай в Сарай-на-Итиле, оговори взаимные условия сосуществования. Никто не был обижен. Кроме недальновидного Михаила Черниговского, рукоплескавшего в Лионе за крестовый поход против татар. Этого под нож показательно, по совокупности грехов (начиная с Калки). В назидание. Добрая поговорка степная: собака лижет только ту руку, которая бьет.
Это ли не давняя, подспудная мечта большинства Рюриковичей, особенно мелкотравчатых? Чтобы всё решалось не сильной родней на великокняжеских столах, не усобицами и численностью личных дружин… А справедливым «царем-кесарем», который ценит за личные заслуги. За правильную лесть привечает, к полному информированию о замыслах окружающих относится внимательно. Наградить может. За счет земель и городков упокоенного по навету конкурента-родственника. Не жизнь, а малина. Да еще народец слишком вольно себя чувствует. Чуть не по укладу — гонит в шею. Дисциплину ему привить, как в тумене монгольском, — государственное благо.
Так что. «Иго» — это не заранее спланированная монголами конструкция. Ушли бы, как из Венгрии и Болгарии. Те долго не верили потом в такое «халявное» обретение независимости. А Орда Золотая… Это горячо желаемый Рюриковичами инструмент. Для внутрикняжеских разборок. И приведения слишком вольного население — в нормальное феодальное общество. Как в Европах хотим, ага…
Продолжение следует…