Рон Джонс, преподававший историю в одной из калифорнийских школ в 1967 году, вовсе не собирался проводить никаких экспериментов. Он только хотел доходчиво объяснить ученикам всю неприглядную сущность нацизма и это ему блестяще удалось.
С чего всё начиналось
Вторая мировая война была самым страшным и самым суровым испытанием 20 столетия. В неё оказалось втянуто 80% населения Земли и целых 62 государства из 73 существовавших в то время стран. Эта толпа людей была поставлена под ружьё только лишь потому, что всю Германию в 1930-1940-х годах охватило нечто вроде приступа массового безумия, схожего с манией величия. И когда война, наконец-то закончилась, спасённый мир решил, что этого больше не повторится.
Но увы, оказалось, что безумие, именуемое нацизмом — явление заразное. Что, подпадая под влияние идеи, человек теряет здравый смысл, как это случилось с немцами в первой половине 20 века.
Надо сказать, что Германия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне, в начале 20 века растеряла былую военную мощь и превратилась в одно из беднейших европейских государств. В стране, охваченной нищетой, люди ни на что больше не надеялись и ни к чему не стремились. Они просто жили, как придётся, если только не сказать, выживали.
Казалось бы, откуда в таком, «униженном и обиженном» государстве было взяться нацизму? Но именно из-за выше перечисленных причин Германия оказалась самым подходящим местом для появления подобных мировоззрений. Вот почему Гитлер, придя к власти, так быстро убедил немцев в превосходство арийской расы над всеми другими народами. Ну, а о том, что было дальше, написано во множестве умных книжек, в том числе и в школьных учебниках.
Только вот, к сожалению, не все дети, да и взрослые тоже, хотят читать подобные книги. Во всяком случае ученики Рона Джонса их не только не желали читать, но ещё и хихикали на уроках, когда учитель рассказывал им об ужасах Второй мировой войны.
«Если эти нацисты были такими нехорошими, то почему же тогда весь немецкий народ их поддерживал?» — спрашивали дети.
И в самом деле, почему? Рон Джонс и сам в точности не смог бы ответить на этот вопрос. По крайней мере, прямо сейчас он не знал, что сказать своим ученикам. По этой причине учитель и решился на столь отчаянный эксперимент. Ведь должен же он был, в конец концов, объяснить этим ребятам, живущим в 1967 году, почему же столько людей в Германии оказались под властью идеи о расовом превосходстве.
Увлекательная игра или «Так в чём же сила?»
На следующий день мистер Джонс, придя в класс, чуть не с порога начал разговор о том, что же делает человека по-настоящему сильным. Что заставляет людей добиваться цели и приводит их на вершину успеха? Дисциплина. Ради того, чтобы мечты стали реальностью, порой приходится ломать себя и, порой, делать не самые приятные вещи.
«Хотите добиться чего-то в жизни? — в завершение разговора сказал Рон Джонс своим ученикам. — В таком случае давайте будем учиться самодисциплине».
Он добавил, что теперь дети должны сидеть за партой ровно, а входить и выходить из класса не толпой, а организованно. И прежде чем что-то сказать на уроке, им следует поднять руку и обратиться к учителю. Да и отвечать нужно коротко и по существу.
Детям эта идея понравилась и они с радостью её подхватили. Во время другого урока мистер Джонс сказал своим ученикам, что сила - в единстве. Ребята подхватили эти лозунги и, сплотившись, стали единым коллективом.
А их учитель придумал для них новые «плюшки». Он объявил, что отныне все школьники становятся частью организации «Третья волна» и показал им жест-приветствие, по которому все участники «ордена» могли бы узнавать друг друга. А ещё мистер Джонс каждый день придумывал новые лозунги, среди которых был и «Сила — в гордости!»
В игру вскоре оказалась втянута вся школа, включая преподавателей и технический персонал. Вместе придумывали эмблему для «Третьей волны» и то, как должно выглядеть её знамя. Школьный повар даже предложил рецепт особого «фирменного» печенья, а школьный библиотекарь вывесил на всеобщее обозрение флаг организации.
Далее мистер Джонс отобрал трёх учеников, которым дал важное задание: поручил им следить за всем, что происходит в школе - о настроениях, реакциях и разговорах и обо всём этом докладывать ему.
Только вот кроме «уполномоченных» доносчиков тут же появились ещё и десятки добровольных «помощников». На переменках они подбегали к учителю и ябедничали на тех школьников, которые не поддерживали всеобщее увлечение «Третьей волной». А несколько старшеклассников вызвались стать телохранителями мистера Джонса, хоть в этой и не было никакой необходимости.
Все участники организации чувствовали себя счастливыми гордились собой. На тех же ребят, которые не пожелали к ним примкнуть, они взирали сначала недоуменно, а позже — с презрением и плохо скрываемой злостью. Со временем эти настроения только усиливались и даже начинали приобретать пугающий масштаб.
Тогда-то Рон Джонс и объявил своим ученикам, что «Третья волна» — это не просто весёлая игра, а секретная организация, являющаяся частью общенационального движения целью которое является обновление Америки.
«Вместе мы сделаем нашу страну великой!» — пообещал детям учитель.
Эффектное завершение игры
После того, как директор школы пожелал вступить в организацию, мистер Джонс понял, что дети, да и его коллеги тоже, слишком уж заигрались в эту далеко не безобидную игру и что пора бы её уже и заканчивать.
На одном из уроков он объявил своим ученикам, что «Третья волна» решила сбросить пелену секретности. Она выходит из тени, а её глава собирается выступить на телевидении.
В назначенное время в актовом зале собрались все, кто считал себя причастным к «Третьей волне». Все они — и дети, и взрослые, с нетерпением поглядывали на экран телевизора, с нетерпением ожидая выступления своего идейного вдохновителя, которого они до этого никогда прежде не видели.
Поднявшись на сцену, Рон Джонс включил телевизор, но на экране не было ничего, кроме помех.
И тогда учитель истории сам обратился к участникам «Третьей волны». Он спросил, понимают ли его ученики и коллеги, зачем они здесь? В полной ли мере осознают произошедшие с ними перемены? И о какой ещё новой Америке они мечтают?
Рон Джонс добавил, что для улучшения качества жизни не нужны никакие секретные организации. И уж тем более ради этого нельзя делить людей на «своих» и «чужих». Ведь то, что произошло за неделю эксперимента со всеми собравшимися в этом зале, ничем не отличается от того, что случилось с немцами в начале 1930-х годов.
«Хотите увидеть, чем всё это тогда закончилось?» — спросил учитель, включая кинопроектор и на экране замелькали кадры, отснятые во время Второй мировой в фашистских концлагерях.
Зрители весь киносеанс сидели молча, не произнося ни слова. А те из школьников, кто некогда хихикал на уроках, посвящённых теме войны, наверняка жалел сейчас о том, что насмехался над такими серьёзными и страшными вещами.
А после того, как фильм закончился, мистер Джонс предложил своим ученикам и коллегам навсегда забыть о «Третьей волне» и никогда больше не вспоминать о своём участии в этой, к счастью, несуществующей организации.
Вместо заключения
Рон Джонс и сам никому не рассказывал об этом своём эксперименте в течение 16 лет. И лишь после случайной встречи с одним из своих бывших учеников, назвавшим своё участие в «Третьей волне» ярчайшим из воспоминаний своего детства, учитель нарушил молчание.
Впоследствии результатам его эксперимента были посвящены десятки исследований, а также художественных и научных фильмов. И в каждом из этих произведений красной нитью проходит одна и та же мысль: то, что суть нацизма — это стремление к господству и эгоизм. А эти две черты характера в той или иной мере свойственны большинству людей и являются неотъемлемой частью самой человеческой сущности.