Lo-D HA-400 (Hitachi) - бюджетный полный усилитель выпуска середины 70-х годов. Стоил он, судя по информации из Интернета, 49000 японских Йен, что по курсу на 1974 год составляло 167 Долларов США, по имеющейся у меня таблице перевода курсов валют. Усилитель имеет двухтактную схемотехнику, но однополярное питание, поэтому нет задержки подключения АС и защиты от постоянного напряжения - выход на АС идет через электролитические конденсаторы. В сети встречается описание этого усилителя, где пишут, что он однотактный, но это не соответствует действительности. Попал он ко мне в практически коллекционном внешнем состоянии, но в достаточно сложном техническом. Аппарат работал, но слушать его было сложно: зажатый звук, совсем без баса, ядовитые высокие и режущая слух середина. В дополнение к этому, сильный посторонний дробовой шум в одном канале, по уровню раза в два громче треска не сильно пиленной пластинки.
Технические параметры, заявленные производителем:
По характеристикам видно, что усилитель маломощный и нагрузка 4 Ом не указана. Мало того, вскрытие показало, что она ему противопоказана:) Слабый блок питания и одна пара транзисторов в корпусе ТО-220 (квазикомплементарный оконечный каскад), с допустимым током коллектора 3 А постоянно и 8 А в пике, никак не рассчитаны на нагрузку 4 Ом, как и выходные электролиты емкостью всего 1000 мкФ. При таком номинале на нагрузке 4 Ом будет явно подрезан бас.
Компоновка усилителя стандартная для своего времени, но в данном случае она имеет очень хорошую ремонтопригодность - на шасси всего две платы и при снятии нижней крышки открывается полный доступ к обратной стороне этих плат.
Как видно по фото, поменяны все электролиты на Nichiсon FW, FG и PW. Емкость выходных электролитов увеличил с 1000 мкФ до 2200 мкФ, и силовых в полтора раза. С такими электролитами усилитель хотя бы имеет диапазон частот от 10 Гц на 8 Ом и от 20 Гц на 4 Ом.
После замены емкостей появился бас и со звуком вообще стало все в порядке, в соответствии с классом усилителя, но посторонний шум остался и уровень его не изменился. Честно говоря, была надежда на то, что это проделки одного из разделительных электролитов и что после их замены все нормализуется автоматически, но этого не произошло:) Сервис мануала на Lo-D HA-400 в сети нет, поэтому на поиски причины этого дробового шума времени ушло больше. Виновником оказался транзистор во входном каскаде, который мультиметром звонится как рабочий, но это не мешает ему генерить этот странный шум. Теперь усилитель вполне можно слушать.
Усилитель имеет Регуляторы громкости и баланса, неотключаемый темброблок, фильтр ВЧ, режим моно\стерео, тонкомпенсацию (отключаемую), два входа для ММ головок, один из которых с изменяемой чувствительностью, два линейных входа и может коммутировать два магнитофона (еще два линейных входа). Аппарат имеет акустические терминалы на две пары АС, которые переключаются с передней панели, выход на наушники и микрофонный вход с регулятором уровня. Для бюджетного усилителя вполне неплохое оснащение.
Акустические терминалы довольно неудобные и не поддерживают бананы. Вот, фото покрупнее:
Питание 100 В и трансформатор имеет только одну первичную обмотку, поэтому переключить его на 230 В возможности нет.
Для подключения магнитофона есть и разъем DIN.
По звуку ничего выдающегося из себя не представляет - скорее, его ценность больше коллекционная, учитывая очень хороший внешний вид. Однако слушать аппарат вполне можно - бюджетный, но добротный винтажный усилитель.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.
Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:
Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555
Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver
Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650
Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099
Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450
Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90
Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A
Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919
ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7
Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100
Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11
Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000
Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80
Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040
Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F
Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W
Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD
Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A
Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S
Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880
Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2
OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X
Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50
Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a
Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000
Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8
Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907/// Musical Fidelity A-1
Yamaha CX-2000 /// Pioneer SA-6200 /// Marantz PM-80 /// Sansui B-2102
Tandberg 3002A /// Leak 3900A /// Exclusive M4A /// Kyocera A-710
QUAD 405 /// Marantz PM-66SE /// Tandberg 3006A
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)