Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О признании незаконным предписания о досрочном прекращении права пользования участком недр

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2020 г. по делу № А14-8503/2018

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа о досрочном прекращении права пользования участком недр.

Решение суда:

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Административного органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил решение и постановление судов нижестоящих инстанций без изменений.

Фабула дела:

По результатам проведенной проверки Административный орган выявил систематическое нарушение Обществом существенных условий лицензии на пользование недрами.

По данному факту Административным органом выдано предписание Обществу с требованием устранить допущенные нарушения.

Полагая, что предписание Административного органа является незаконным, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование:

1.В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии со ст. 6 Закона «О недрах» недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.

2.Согласно п.п. 4 и 5 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах» недропользователь обязан обеспечить предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.

В соответствии со ст. 23 Закона «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию недр являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними замечающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

На основании изложенного, суд отметил, что установленные действующим законодательством обязанности Обществом не исполнены.

3.При этом суд установил, что земельный участок, в пределах которого находится предварительный горный отвод, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим Условиями пользования недрами была установлена обязанность недропользователя изменить категорию земельного участка.

Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенным для сельскохозяйственного производства, не предполагает осуществление пользования недрами на данном земельном участке, поскольку в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статьи 7, 77, 78).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

4.Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для иных целей лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования ограничен его целевым назначением.

Резюме суда:

Решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения, соразмерного досрочному прекращению лицензии, с учетом специального характера такой меры государственного принуждения, направленной на защиту государственных интересов.

Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенным для сельскохозяйственного производства, не предполагает осуществление пользования недрами на таком земельном участке.

При этом добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в рамках разрешенного вида деятельности (на основании лицензии) и при условии последующего перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Комментарий:

Следует отметить, что перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию для целей, связанных с добычей полезных ископаемых, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Данная позиция находит своё отражение в решении Арбитражного суда Новгородской области от 5 июня 2019 г. по делу № № А44-2580/2019.