Найти в Дзене
Московские истории

Возле Мажорова переулка: Не могу вспомнить бабушкин дом - только липовую аллею

Читательница канала "Московские истории" Елена Горская не может вспомнить, где находилась пятиэтажка, куда переехала бабушка, но точно помнит, как пахло липами и соседи все время пытались ее накормить.

Пятиэтажка, куда переселили Пашулю. Мажоров переулок, вид от Большой Семеновской улицы, 1952 г.
Пятиэтажка, куда переселили Пашулю. Мажоров переулок, вид от Большой Семеновской улицы, 1952 г.

Откормить меня пытались многие. Дело в том, что при росте 165 см весила я 48 кг, и, кто бы что ни делал, ни грамма больше. Это вызывало у всех членов семьи опасения и раздражение. Меня даже называли глистой в обмороке. Пашуля каждый год давала клятву меня откормить, но никакие пироги, блины и оладушки делу не помогали. Даже моя бабушка, кулинарные способности которой ограничивались умением вскипятить воду в чайнике, как-то сказала, когда я приехала на дачу:
- Алена, что ты такая бледная? Съешь яичко!
Видимо, после этого я должна была сразу стать румяной.

Бабушка с дочерьми (мама - младшая) в Мажоровом переулке, 1925 г.
Бабушка с дочерьми (мама - младшая) в Мажоровом переулке, 1925 г.

В середине 60-х годов прошлого века всех обитателей дома № 14 по Мажорову переулку, где я до сих пор помню каждую половицу, расстановку мебели, наш крошечный садик с сиренью, расселили по разным местам. Дом-то был казенный, принадлежал заводоуправлению. Туда, насколько я знаю, переехала бухгалтерия завода. Пашуля получила комнату в том же Мажоровом переулке. А бабушке дали комнату в 5-этажке, подальше. И вот тут у меня провал в памяти.

Сколько ни силюсь, не могу вспомнить, где был этот дом. Хорошо помню, что до него надо было подъехать две остановки вроде бы на трамвае. Но вот откуда? От метро "Электрозаводская"? Полазив по картам, поняла: нет, так быть не могло. Сейчас мне кажется, что, когда я ехала со своей улицы Чернышевского, где мы жили с родителями, то делала пересадку с 25-го троллейбуса где-то за метро. Совершенно точно помню, что улица или переулок, где поселилась бабушка, был маленький, тихий (никакого движения транспорта) и напоминал липовую аллею. Вдоль него росли старые роскошные липы. Летом, особенно после дождя, стоял необыкновенный аромат. Такой густой, что казалось, его можно есть ложкой.

Бабушка, мама, её старшая сестра и дедушка еще в Мажоровом переулке.
Бабушка, мама, её старшая сестра и дедушка еще в Мажоровом переулке.

Квартира бабушки была 2-комнатная. Во второй комнате жила пожилая супружеская пара. Люди они были необыкновенной доброты, гостеприимности и доброжелательности. Бабушку они старались всячески оберегать. Когда она уже сильно болела, они ее поддерживали, как могли. Даже не требовали, чтобы бабушка убирала места общего пользования, хотя так было принято в коммунальных квартирах. И, конечно, они ее подкармливали. Кормить они были готовы, по-моему, всех. Причем должна отметить - весьма вкусно!

Отбояриться от кормежки было совершенно невозможно. Кухня находилась рядом с прихожей. Меня дальше просто не пропустили бы. Приходилось вспоминать бабушкино наставление: в гостях надо есть всегда. Друзья порадуются, а врагов не грех и обожрать! Но это были настоящие друзья и они искренне радовались, что могут меня накормить

Была одна особенность: они были евреями и говорили с чудовищным, анекдотическим акцентом. Я в то время параллельно со школой училась в театральной студии. Дверь мне, как правило, открывали они. И начиналось:
-- Ой, кто это к нам приехал? Это наша Аленушка!
- Деточка, что ты такая худенькая, иди сюда скорее, мы тебя сейчас кормить будем!
В ответ я кивала головой и мычала что-то нечленораздельное. В конце концов, бабушка мне стала выговаривать, что я веду себя неприлично:
- Ты почему людям не отвечаешь нормально? Что ты себе позволяешь? Ты что, не понимаешь, что они тебя уже за идиотку считают?
Я пыталась оправдаться:
- Бабушка, я ничего не могу поделать. Нас в студии учат быстро перенимать любой акцент. Я боюсь, если начну отвечать, они подумают, что я их передразниваю. А я ничего плохого даже не думаю! Просто нас так учат!
Безвыходное положение.

Еще про Мажоров переулок: «В другие 6 комнат нашего дома въехали семьи рабочих с детьми — я была счастлива».

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru