Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

Первородство за чечевичную похлебку: история Иакова и Исава

Оглавление

Исав и Иаков родные братья, близнецы, которые родились у Исаака и Ревекки. Братья были совершенно разные и еще в утробе матери стали биться, в последующем от них произошли два разных народа. Первым родился Исав, затем Иаков, как описывается в Библии (Быт. 22-26). Далее в Библии описываются события, где Исав и Иаков уже взрослые.

«Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришёл с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же своё первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство своё Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошёл; и пренебрег Исав первородство.» (Бытие 25: 27-34).

От Иакова произошел богоизбранный народ Израиль, а от Исава произошел языческий Едом, который стал врагом Израиля и врагом Бога. «Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение, за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча. И совершу мщение Моё над Едомом рукою народа Моего, Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Моё, говорит Господь Бог.» (Иез. 25: 12-14).

Это ветхозаветное повествование показывает нам два разных мировоззрения, которые враждуют друг с другом. Исав является образом плотского человека мира сего, который выбирает временные удовольствия этого мира и пренебрегает своим первородством и честью быть сыном Божиим. Под «чечевичной похлебкой» понимаются временные удовольствия мира сего, услаждение плоти и наслаждение от получения материальных благ этой временной жизни. Такой человек не думает о вечности, для него важна только эта жизнь временная, плотская. «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт. 25:32).

Иаков же, напротив, отдает чечевичную похлебку и приобретает за нее первородство. Это образ мышления человека духовного, который мыслит о духовном и готов отдать временные земные блага, ради приобретения первородства и усыновления Отцом Небесным, которое мы достигаем, исполняя заповеди Божии. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Такой человек мыслит о духовном, а не о земном. Собирает сокровище на небесах. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф. 6: 19-21).»

Иаков был меньшим братом, но приобрел первородство. Так часто и в этом мире люди, ищущие небесных благ, а не земных, бывают в мире сем меньше, чем люди мира сего, но приобретают первородство и достоинства быть сынами Всевышнего Бога. «Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.» (Лк. 13: 18-19).

Как мы видим Иаков, приобрел первородство и благоволение Божие. Именно от него произошел богоизбранный народ Израиль, в котором в последующем родился Господь Иисус Христос. «Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.» (Быт. 28: 10-15).

Едом же стал врагом Израиля и Господа, «как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». (Рим. 9:13).

Также и теперь люди, мыслящие о духовном, выполняющие заповеди Божии – это духовный Израиль, избранный народ Божий, как говорит Апостол Павел, «и не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): «в Исааке наречется тебе семя»» (Рим 9: 7-8), а люди, имеющие плотское мудрование продают свое первородство за «чечевичную похлебку», наслаждения этого мира и становятся врагами Бога, «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.» (Рим. 8:7). «Ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.» (Рим. 8: 13-14).

«Бедные слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими». Игумен Никон (Воробьёв).

«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.» (Иак.4: 4). Под дружбой с миром следует, как раз понимать любовь к мирским удовольствиям и земным благам и страстям, которыми наполнен этот мир. Именно о таких, христианах, которые, верят на словах, но пристрастились к этому миру и пекутся более о земном, нежели о небесном сокровище, Господь говорит: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.» (Откр. 3: 15-19). Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Лк. 11:23).

У каждого человека есть возможность покаяться и отвратиться от греха к праведности, к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные». (Иак. 4: 8).

«Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Исаия 55: 3-9).

А как Вы думаете?

Если понравилась статья, то подписывайтесь на канал и ставьте лайки!

Спаси Вас Господь!