Двухэтажные автобусы - самый настоящий символ туристической индустрии. Хотя подобные автобусы используются во всем мире (в основном в туристических целях), но самые известные из них все же это ярко-красные автобусы, курсирующие по Лондону.
О том, почему поездка на таком автобусе по Лондону это действительно экономия, можно прочитать тут.
В этой статье я опишу историю появления двухэтажного общественного транспорта в Лондоне.
Началось все конечно давненько, и как это не странно, во Франции. Именно там с 1662 года начали курсировать первые кареты запряженные лошадьми и являвшиеся предками современного общественного транспорта. Не буду тут вдаваться в подробности об этом виде транспорта, он нас интересует только лишь как прародитель двухэтажных автобусов.
Так вот, уже в 1820-х годах, во Французском городке Нанте жил не бедный человек, желавший приумножить свой капитал - Станислав Бодри. Он открыл в своем городе общественную баню и намеревался с ее помощью увеличить собственное благосостояние. Но в виду определенных перипетий между гражданами высшего и низшего сословия в стране, и в частности, в городе Нанте тоже, начались сложности с тем, чтобы нанять экипаж и благополучно добраться до вожделенных бань или вообще куда-нибудь. Поэтому, в 1823 году месье Бодри со своей командой придумал новый вид транспорта в виде двухэтажных экипажей, запряженных лошадьми, которые курсировали аккурат от бань к центру города (точнее к Банку) и обратно. Назвали его "Омнибус".
Однако, через определенное время он заметил, что такой общественный транспорт для граждан был важнее чем сами бани. Ведь многие спрыгивали с него на ходу, не доезжая до конечной остановки, а значит в баню так и не попадали. Поэтому бани он закрыл, а свое творение решил выводить на мировой уровень. Начал он конечно же с того, что его экипажи поехали по улицам Парижа.
Но для строительства подобных экипажей необходимы были надежные рабочие руки. Поэтому в 1820-х годах молодой англичанин, работник автобусной компании, Джордж Шиллибер, получил предложение из Франции поучаствовать в строительстве нового вида экипажей - таких, которые вмещали бы в себя более 20 человек. Он с радостью согласился, и вот в 1827 году, на улицы Парижа выкатился первый двухэтажный экипаж, запряженный лошадьми, который мог за раз перевести 22 человека.
Этот необычный, для того времени, общественный вид транспорта имел непревзойденный успех! Поэтому сэр Шиллибер (насчет "сэр" не уверенна, т.к. о нем на самом деле известно весьма мало) вдохновленный идеей месье Бодри, и безусловно, успехом его творения, вернулся на родину, прихватив с собой один из построенных "омнибусов".
Так двухэтажные экипажи, запряженные лошадьми появились на улицах Лондона. Они получили название в народе"Автобус Шиллибир". Проезд в нем стоил 1 шиллинг в обе стороны. Поэтому доступны они были лишь среднему классу. И если одной части граждан (а именно, пассажирам), данный вид транспорта пришелся по душе, то другие его активно критиковали.
Так, к примеру в Morning Post от 7 июля 1829 г. о первом выходе транспорта в свет писалось следующее:
"В субботу новый автомобиль, названый Омнибусом (это было его официальное название - примечание автора), начал движение из Паддингтона в Сити и вызвал много внимания как новаторской формой экипажа, так и элегантностью, с которой он был оборудован. В нем могут поместиться от 16 до 18 человек, все внутри, и мы опасаемся, что его почти невозможно повернуть из-за большой ширины кареты... Ширина, которую занимают лошади, сделает транспортное средство довольно неудобным для поворота или проезда по некоторым улицам Лондона" (перевод с английского авторский).
Из положительного в этом же выпуске газеты было указанно, что транспортное средство выполнено по последней французской моде. Это тогда имело вес в обществе.
Также на него жаловались сами водители. Их пугала конкуренция на дорогах. Еще им доставляло много неудобств то, что пассажиры не хотели ехать до конечной остановки, а просили останавливать в разных местах по пути следования маршрута.
Однако, не смотря на проблемы, кажущиеся действительно большими, данный вид транспорта просуществовал в Лондоне довольно долго. Вытеснили его лишь конные трамваи на рельсах. Которые к 1870-му году уже во всю "правили балом" на дорогах Британской столицы. Ведь они были дешевле и удобнее в эксплуатации. А значит пользоваться им смогли все горожане, включая рабочий класс.
Первая версия двухэтажного автобуса на двигателе, дебютировала в 1920-х годах. Но о ней я напишу уже в следующей статье. Поэтому, не забудьте поддержать меня, нажав палец вверх. А чтобы не пропустить продолжение, обязательно подпишитесь.
Спасибо, что дочитали! В комментариях можете поделиться, что еще интересного об истории Англии Вы хотели бы узнать. Буду рада воспользоваться Вашими идеями.