Найти тему
Золотой Запас

Позднее средневековье и монеты континентальной Европы. Мировая история денег

Оглавление

Переход власти от франков к германским императорам в X веке привела к тому, что серебряные денье распространились по центральной и северной Европе. На Востоке распад Византийской империи отразился в обесценивании ее золотых монет.

Объединение Испании и испанский доллар / фото © Золотой Запас
Объединение Испании и испанский доллар / фото © Золотой Запас

После временного падения Константинополя из-за вторжения западных крестоносцев в 1204 году византийская традиция была продолжена в чеканке серебряных монет в империях Трапезунда, Никеи и других. Возрождение золотых монет в Италии в XIII и XIV веках привело к необходимости в серебряном номинале большем, чем денье. Так появился гроссо и его эквиваленты.

Итальянская серебряная монета Гроссо / фото © Золотой Запас
Итальянская серебряная монета Гроссо / фото © Золотой Запас

С XIV века чеканка стала терять готическую суровость: итальянский ренессанс указал путь к натурализму в портретной живописи и орнаменте. В XV веке были проведены первые эксперименты с механическими методами чеканки, а к XVI веку они стали общепринятыми. Традиционно привилегированные негосударственные монетные дворы были неспособны производить механическую энергию, необходимую для интенсивной чеканки не только крупных золотых монет, появившихся в результате притока испанско-американских сокровищ после 1493 года, но и столь же крупных серебряных талеров, или долларов, которые начали производиться из серебра — Йоахимсталер.

Серебряная монета Йоахимсталер / фото © Золотой Запас
Серебряная монета Йоахимсталер / фото © Золотой Запас

Рост объемов выпусков золотых и серебряных монет и их более крупная номинальная стоимость подчеркнули необходимость ввести чеканку токенов, которые начали производить с XVII века. Великобритания, как и Португалия, фактически использовали золотой стандарт с конца XVIII века, но континентальная Европа последовала их примеру только во второй половине XIX века. Бумажные валюты этого периода можно было обменять на золотые монеты, но от золотого стандарта отказались во время Первой мировой войны.

Дизайн монет позднего средневековья был относительно примитивным. Портретная живопись, схематично жесткая на более поздних византийских деньгах, была возрождена с поразительным реализмом, особенно в Италии эпохи Возрождения, и после этого процветала. Реверс выявил феодальное влияние в гербах. Эти нововведения установили общий образец современной чеканки монет, обычно с портретом на аверсе и каким-либо национальным значком или гербом на реверсе. Примерно с 1800 года этот дизайн был в значительной степени стандартизирован.

Португалия

В Португалии монеты начали чеканить после изгнания мавров. Граф Афонсу I (1128–1185 гг.) выпустил золотые мараведи, изготовленные по примеры золотых монет берберских Альморавидов. Они сохранили некоторые арабские черты в дизайне. Также было отчеканено некоторое количество серебряных монет. Права на чеканку монет с самого начала принадлежали почти исключительно королям. Педру I (1357–1367 гг.) реформировал чеканку монет на основе золотой добры весом около 4,9 грамма, дизайн которой был скопирован с монет Франции: король на троне на аверсе и орнаментальный крест на реверсе.

Золотая монета Мараведи / фото © Золотой Запас
Золотая монета Мараведи / фото © Золотой Запас

Кроме того, в Португалии выпускали имитации серебряного турского гроша, основанного на весовом стандарте Тура, Франция. Преемники Педра усовершенствовали его монетарную систему. С XV века начали чеканить медные монеты. С XVI по XVIII века золотые монеты изготавливались в большом количестве и в крупных номиналах. В XIX веке основным золотым номиналом выступала крона.

Испания

Как и в Португалии, чеканка монет после изгнания мавров была почти без исключения королевской. История Наварры началась при короле Санчо III Гарсесе (ок. 1000–1035 гг.), который ввел монеты на основе денье Каролингов. Кастилия и Леон начали также выпускать монеты по стандарту денье при Альфонсо VI (1065–1109 нн.), а Арагон при Санчо Рамиресе (1063–1094 гг.).

Одним из самых первых золотые монеты в Испании начал чеканить Альфонсо VIII Кастильский (1158–1214 гг.). Его монеты копировали арабский золотой динар, но с христианскими мотивами. В XIII веке при Санчо IV в Кастилии и Леоне появились золотые доблы (двойной мараведи) с портретом. А монеты с портретом, выпускавшиеся при Педру I в XIV веке отличались невероятным мастерством чеканки.

Испанский серебряный доллар / фото © Золотой Запас
Испанский серебряный доллар / фото © Золотой Запас

В XV веке начали выпускать больше золотых монет. Объединение корон Кастилии и Арагона в 1479 году, а затем и приток американских драгоценных металлов привели к обильной чеканке золотых и серебряных монет. В то же время появился известный всем испанский доллар. Он пользовался огромной популярностью, а его дизайн (аверс — королевский портрет; реверс — Геркулесовы столбы с PLVS VLTRA на свитке) был широко известен.

Источник: Британника | Перевод: Золотой Запас

Другие статьи из серии «Мировая история денег»: