Найти в Дзене
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Хорошо ли вы знаете биографию Ф.М. Достоевского и его роман «Преступление и наказание»?

Оглавление

В помощь учителям литературы мы продолжаем серию статей «Угадай-ка», в которых предлагаются вопросы для викторин, олимпиад, уроков по творчеству писателей, изучаемых в школе. Сегодня наши вопросы о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского.

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

-2

1. Где учился Ф.М. Достоевский по окончании Московского пансиона?

2. Перевод чьего произведения стал первой печатной работой писателя?

3. Какова причина ареста Достоевского?

4. Какую книгу подарили жены декабристов Достоевскому по пути на каторгу?

5. Какие журналы издавали братья Достоевские?

6. Какой роман Достоевского был назван Белинским первым социально-психологическим романом в русской литературе?

7. В каком из романов Достоевский поставил себе целью создать образ положительно прекрасного человека и посмотреть, что с ним произойдет в людском сообществе?

8. Кому из героев Достоевского принадлежит афоризм: «Красота спасет мир»?

9. Кто из героев Ф.М. Достоевского исповедовал теорию «целых кафтанов?

10. Какие романы Ф.М. Достоевского составляют так называемое пятикнижие?

Узнай героя романа «Преступление и наказание»

-3

1. Кому принадлежат следующие слова?

1) Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

2) Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва?

3) Будем переводить и издавать, и учиться, все вместе. Теперь я могу быть полезен, потому что опыт имею. Вот уже два года скоро по издателям шныряю и всю их подноготную знаю: не святые горшки лепят, поверьте.

4) Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело.

а) – Раскольникову; б) Разумихину; в) – Свидригайлову; г) – Лужину.

2. Кому принадлежат комнаты, описание которых приведено ниже?

1) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый… другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

2) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

3) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…

а) – Алене Ивановне; б) – Соне; в) Раскольникову; г) – Разумихину.

-4

3.Кому принадлежат слова?

1) Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит насмерть!

2) А по-моему, хорош человек – вот и принцип, и знать я ничего не хочу.

3) Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!

4) Ну как же, как же без человека-то прожить.

а) - Соне; б) - Раскольникову; в) - Разумихину; г) - Порфирию Петровичу.

4. Кто так характеризуется в романе?

1) Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать.

2) Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице.

3) Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача.

4) Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле свежевыбритого блиставшего подбородка.

5) … высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледном, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь.

6) Лицо его было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание, как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки.

7) Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

8) …худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная.

а) - Разумихин; б) – Свидригайлов; в) – Лужин; г) – Порфирий Петрович; д) – Раскольников; е) Лебезятников; ж) – Зосимов; з) – Мармеладов.

-5

Ответы

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.

1 – Военно-инженерное училище в Петербурге; 2 – роман Бальзака «Евгения Гранде»; 3 – участие в кружке петрашевцев; 4 – Евангелие; 5 – «Время», «Эпоха»; 6 – «Бедные люди»; 7 – «Идиот»; 8 – князь Мышкин из романа «Идиот»; 9 – Лужин из романа «Преступление и наказание»; 10 – «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы».

Узнай героя романа «Преступление и наказание»

1. 1) – а; 2) – в; 3) – б; 4) – г.

2. 1) – б; 2) – а; 3) – в.

3. 1) – г; 2 – в; 3 – б; 4) – а.

4. 1) – г; 2) – в; 3) – а; 4) – б; 5) – ж; 6) – з; 7) – д; 8) – е.