"Игра престолов" - отличный сериал, который навсегда останется в сердцах фанатов. Даже несмотря на не самый удачный и, откровенно говоря, разочаровывающий финал, будто бы заставивший всех разом забыть о том, насколько качественными были первые сезоны, и сколько же эмоций они нам подарили.
Да, в наше время почему-то если и вспоминают "Игру престолов", то лишь в контексте отвратительной концовки, что ужасно несправедливо. Неужели, все фанаты резко отвернулись от Вестероса? Какие же они после этого фанаты? Впрочем, относительно недавний успех "Дома дракона" наглядно показал, что люди по-прежнему любят эту вселенную. Даже я, пусть, как обычно, и с большим запозданием, но все же решил вспомнить о "Песни Льда и Пламени".
Приветствую, студенты-подписчики и просто вольные слушатели Оксенфуртской Академии. Как вы могли понять, я люблю "Игру престолов". И хотя мое знакомство со вселенной Джорджа Мартина началось с книги, именно сериал помог мне проникнуться этой историей. Это была замечательная адаптация, пусть и далекая от мифического идеала экранизации, в точности следующей букве оригинала.
Сериал, хоть и повторяет основной сюжет книг, имеет множество отличий от первоисточника. Что-то было упрощено, что-то вырезано, ну, а кое-что сценаристы просто изменили без видимых на то причин. Это нормально. Учитывая, что конечный результат, даже несмотря на все расхождения, получился отличным, никто по этому поводу особо не возмущался. До определенного момента...
Но сегодня мне хочется поговорить не о банальных отличиях сериала от книг, расхождениях сюжета, отсутствующих персонажах и прочих прелестях, а об утраченном колорите Вестероса и Эссоса, который так и не добрался до "Игры престолов". Скоро вы поймете, что я имею в виду. Приятного просмотра!
Если Вестерос - это некий аналог классической средневековой Европы с её королями, рыцарями и замками, то вот Эссос - настоящее воплощение разнообразия. На этом материке можно встретить представителей всех возможных рас, а также десятков непохожих друг на друга народов и культур. По крайней мере, так это задумывалось.
Да, в сериале, как и в книгах, земли за Узким морем являются экзотичным и диким местом, которое резко контрастирует с Семью Королевствами. Вот только версия из экранизации и в подметки не годится яркому и разнообразному Эссосу из текстов Джорджа Мартина.
По ощущениям, в сериале материк населяют либо дотракийцы, либо гискарцы из Залива Работорговцев. Да и те, честно говоря, отличаются друг от друга лишь образом жизни и парой мелочей. А кто-нибудь вообще помнит лхазарян, тот самый "ягнячий народ" из первого сезона? А чем вам, например, запомнился Кварт, кроме лысого мага с кучей клонов? Про вольные города, за исключением разве что Браавоса и, отчасти, Волантиса, я вообще молчу. Почти везде нас встречают одинаковые, ничем особо не выделяющиеся люди, что очень далеко от книжного описания материка.
Первое, на что следует обратить внимание - одежда. И на самом деле, это общая проблема большинства фильмов и сериалов, пытающихся казаться мрачными, серьезными и приземленными. Вот любят костюмеры наряжать актеров (особенно массовку) в какие-нибудь серые, коричневые, ничем не примечательные одежды, нередко напоминающие обноски. А потом ещё и выливать на них сверху пару ведер грязи. Видимо для того, чтобы добавить происходящему на экране "реалистичности".
Но вот парадокс. Если обратиться к историческим фактам, то оказывается, что люди, имевшие хоть какой-то доход, практически во все времена, напротив, предпочитали яркие разноцветные одежды. А это значит, что даже исторические фильмы зачастую показывают прошлое куда более неприглядным и серым, чем оно было в реальности. По крайней мере, в плане одежды.
Конечно же, "Игра престолов" - далеко не исторический сериал. Это полностью вымышленная история, которая разворачивается в неком фэнтезийном мире, лишь напоминающем реальное Средневековье. И, фактически, у создателей проекта были развязаны руки. Они могли показать буквально всё, что угодно, не опасаясь вездесущих обвинений в "неисторичности". Однако, им в то же время явно хотелось, чтобы окружение соответствовало мрачному и относительно реалистичному тону истории, а потому многие вещи, которые могли показаться зрителям нелепыми, неуместными или попросту странными, безжалостно вырезали.
Конечно же, свою лепту мог внести и ограниченный бюджет (у первых сезонов он был скромноват), а также тот факт, что не все детали, описанные в книгах, хорошо смотрелись в экранизации. Яркий тому пример - колокольчики дотракийцев. Согласно Мартину, кочевники, одержавшие победу над противником, заплетали косы и украшали их колокольчиками. Такая вот у них традиция.
Длинная черная коса кхала блестела, умащенная маслом. На усах играли золотые кольца, коса пела золотыми колокольчиками, тяжелый пояс литого золота перехватывал середину его тела, но грудь оставалась нагой.
- "Игра престолов"
На бумаге звучит круто и необычно, а по факту толпа из пары сотен статистов с колокольчиками в волосах создавала бы такой шум и гам на площадке, что и врагу не пожелаешь. Поэтому от этой детали отказались. До итоговой версии добрались только косы. Никаких колокольчиков! Причем, как многие заметили, Дейенерис до самого финала следовала этой традиции, заплетая новые косы после каждой одержанной победы.
Чхику заплела ее на дотракийский лад, привесив к косе серебряный колокольчик.
— Но я не одержала никакой победы, — сказала служанке Дени.
— Ты сожгла мейег в их доме праха и послала их души в ад, — возразила Чхику.
Это победа Дрогона, а не моя, хотела сказать Дени, но смолчала. Колокольчики в волосах обеспечат ей уважение дотракийцев.
- "Битва королей"
И в этом весь Эссос. Материк пестрит необычными, странными, порой пугающими традициями. Но сериал, к сожалению, не сумел передать всего этого культурного разнообразия. Да, нас посвятили в особенности быта гискарцев и дотракийцев, но вот весь остальной Эссос сделали серым и невзрачным, либо вырезав всю экзотику, описанную в книгах Мартина, либо задвинув её куда-то глубоко на задний план.
И одежда является одним из самых показательных примеров этого. Если в книгах даже у дикарей-дотракийцей во время визита в Вольные города принято наряжаться в дорогие наряды, то вот в сериале они никогда не снимают своих традиционных костюмов. А уж если говорить о самих жителях Вольных городов, наемниках, торговцах и просто путешественниках, то можно просто с ума сойти от всего этого разнообразия одежды.
Но, пожалуй, сильнее всего в адаптации досталось жителям Кварта. В книгах они сильно выделяются даже на фоне остальных обитателей Эссоса (неудивительно, учитывая положение города), а вот в сериале всех просто одели в стандартные "богатые одежды", которые ничем толком не выделяются и не запоминаются.
Квартийцы толпились на улицах и на балконах, которые казались слишком хрупкими, чтобы выдержать их вес. Высокие, светлокожие, они были одеты в полотно, шелка и тигровый мех - каждый казался Дени лордом или леди. Женские платья оставляли открытой одну грудь, мужчины носили шитые бисером шелковые юбки. Дени чувствовала себя нищенкой и варваркой, проезжая мимо них в своей львиной шкуре с черным Дрогоном на плече.
- "Битва королей"
Странно, что в сериале, который славится, в том числе, обилием обнаженки, отказались от подобных платьев. Это же чуть ли не самая узнаваемая особенность Кварта. Не думаю, что тут могли возникнуть какие-то проблемы. Быть может, шоуреннеры просто испугались, что зрителям будет трудно сосредоточиться на сюжете? Что ж, с этим я спорить не буду.
Воины Кварта, разъезжающие на верблюдах в вычурных доспехах тоже не добрались до экранизации. Но в этом уже явно стоит винить скромный бюджет 2 сезона, которого с трудом хватило даже на Битву при Черноводной. В таких условиях было бы довольно странно тратиться на создание уникальных доспехов для воинов, которые появятся в кадре буквально на пару минут.
Колонна всадников на верблюдах вышла из ворот, чтобы с почетом проводить её в город. На верховых были чешуйчатые медные доспехи и шлемы в виде звериных морд с медными бивнями и длинными плюмажами из черного шелка, седла украшали рубины и гранаты. Верблюдов покрывали попоны из ста различных цветов.
- "Битва королей"
Помимо одежды стоит отметить и чудные прически жителей Эссоса, а также их тягу красить волосы в яркие цвета, которую никак не раскрыли в сериале. Например, Даарио Нахарис - довольно важный персонаж, роль которого в "Игре престолов" исполнили аж два актера (каждый со своим подходом), в книге обладал совершенно невообразимой внешностью: волосы синего цвета, борода, заплетённая в форме трезубца (тоже окрашенная в синий) и золотые усы.
Видимо, такая внешность любовного интереса Дейнерис Таргариен показалась создателям сериала слишком уж нелепой. Но жаль, что даже массовку обделили яркими и необычными прическами, которые лишний раз подчеркнули бы экзотичность Эссоса. Но да, у нас же "мрачный и реалистичный сериал", так что все должно быть серым и невзрачным.
То же самое касается архитектуры. Многие локации претерпели серьезные изменения, лишившись тех или иных деталей, описанных в книгах. Ваэс Дотрак, например, растерял многочисленные статуи, похищенные дотракийцами из разоренных ими городов. До сериала добрались лишь Конные ворота.
Позади Конных ворот выстроились краденые боги и герои. Забытые божества мертвых городов грозили небу обломившимися молниями. Дени ехала возле их ног. Каменные короли глядели на нее со своих престолов, лица их выщербились и покрылись пятнами, даже имена потерялись в туманах времен. Гибкие молодые девы плясали на мраморных плитах, одетые в одни только цветы, или же выливали воздух из разбитых кувшинов. Возле дороги в траве стояли чудовища: черные железные драконы с драгоценными камнями вместо глаз, ревущие грифоны, мантикоры, занесшие колючие хвосты для удара, и другие звери, имени которых она не знала. Некоторые статуи были настолько очаровательны, что от их красоты захватывало дыхание, другие вселяли такой ужас, что Дени даже не хотела разглядывать их.
- "Игра престолов"
Белоснежный, но давно заброшенный городок Вайес Толорро даже не был показан в экранизации, в Волантис герои заглянули буквально на мгновение, а Старомест и Браавос лишились немалой части своего великолепия, хотя и сохранили величественный образ. Но, наверное, сильнее всего при переносе на экраны вновь пострадал Кварт.
Все краски, которых недоставало в Вейес Толорро, собрались здесь, в Кварте. Дома, точно в горячечном сне, пестрели розовыми, лиловыми и янтарными тонами. Дени проехала под бронзовой аркой в виде двух совокупляющихся змей – их чешуя блистала яшмой, обсидианом и ляпис‑лазурью. Стройные башни были выше всех виденных Дени, и на каждой площади стояли фонтаны с фигурами грифонов, драконов и мантикоров.
- "Битва королей"
Но, разумеется, самым интересным являются традиции местных народов. В книгах их описано так много, что одной этой теме можно посвятить отдельную статью. Так что в этот раз я упомяну лишь некоторые из них.
Пожалуй, начнем с простого. Одним из подарков, который преподнесли Дейенерис на её свадьбе с Дрого, была мантия, сшитая из шкурок тысячи мышей. Магистр Иллирио отметил, что это великолепный дар, который сулит счастье. А уже в Кварте (никак мы от этого города не отлипнем), одна женщина подарила кхалиси труп своего мужа. И окружающие восприняли это нормально. Вот это я понимаю "другая культура". После такого даже как-то неловко упоминать, что среди даров была зебра, которую Дени в итоге продала (как и почти все подношения от желающих посмотреть на её драконов).
Вдова принесла высохший труп своего мужа, покрытый коркой посеребренных листьев — считалось, что такие останки имеют великую силу, особенно если покойник был колдуном, как этот.
- "Битва королей"
К слову, о Кварте. Это город с тысячей необычных традиций. И лишь единицы были показаны в сериале (например, традиционный подарок для жены и мужа). Так, чтобы получить аудиенцию у Чистокровных (правителей города), Дейенерис не только пришлось одеться по квартийскому обычаю, но и пройти через целую цепочку необходимых для этого действий, включая "традиционную взятку".
Она совершила традиционное жертвоприношение в Храме Памяти, вручила традиционную взятку Хранителю Длинного Списка, послала традиционную хурму Открывателю Дверей и наконец получила традиционные туфли из голубого шелка, чтобы войти в Зал Тысячи Тронов.
"Битва королей"
В Кварте была даже своя гильдия убийц - Жалостливые (да, Безликие - не единственные убийцы в этом мире). И известны они были тем, что шептали своей жертве "Сожалею", прежде чем выполнить заказ. И на подобных традициях в Кварте строится чуть ли не всё.
– А что, если ночью в мой дворец явится один из Жалостливых и убьет тебя во сне? – Жалостливые были древней священной гильдией убийц и назывались так потому, что всегда шептали жертве «Сожалею», прежде чем убить ее. Вежливость – отличительная черта квартийцев. – Верно говорят: легче подоить Каменную Корову Фароса, чем выжать золото из Чистокровных.
- "Битва королей"
Кроме того, квартийцы часто плачут. И не от горя или сожаления, а просто потому, что так принято. Такой вот они народ.
– Они сказали «нет». – Вино имело вкус гранатов и жарких летних дней. – С величайшей учтивостью, конечно, но под всеми красивыми словами это все-таки «нет».
– Ты льстила им?
– Самым бессовестным образом.
– Ты плакала?
– Кровь дракона не плачет, – возмутилась она.
– Надо было поплакать, – вздохнул Ксаро. Квартийцы плакали часто и с большой легкостью – это считалось признаком просвещенного человека.
- "Битва королей"
Но даже если забыть о традициях разных народов, в сериале и без того не хватает множества колоритных мелочей, которыми наполнил свою историю Джордж Мартин. Например, волосы Дейенерис сгорели в огне (сама она при этом не пострадала), а после этого девушка некоторое время разгуливала в шкуре белого льва.
Волосы ее сгорели в погребальном костре Дрого, и служанки облачили ее в шкуру храккара, белого льва Дотракийского моря, убитого покойным кхалом. Его устрашающая морда покрывала голый череп Дени, как капюшон, а мех плащом окутывал плечи и спину.
- "Битва королей"
Русе Болтон обожает пиявок, считает их полезными и часто позволяет им пить свою кровь. Арье неоднократно приходилось их ставить, а затем снимать с тела лорда. А порой обнаженный Болтон, покрытый пиявками, даже проводил свои небольшие военные советы.
На службе у Тайвина Ланнистера, а позже у того же Русе Болтона, состоял отряд разношерстных наемников, известный как "Кровавые скоморохи". Странная компания, состоящая из людей всех возможных национальностей, славящаяся своей жестокостью. Так ещё и разъезжали некоторые из них, судя по всему, на заморских зебрах.
Под знаменем, изображавшим чёрного козла с окровавленными рогами, ехали меднокожие люди с колокольчиками в косах; копейщики на полосатых белых с чёрным лошадях; напудренные лучники; маленькие волосатые человечки с мохнатыми щитами; темнолицые чужеземцы в плащах из перьев; шут в зелёном и розовом наряде; воины с раздвоенными бородами, выкрашенными в зелёный, пурпурный и серебристый цвет; другие воины с разноцветными шрамами на лицах; худощавый человек в одеждах септона; другой, пожилой, в сером одеянии мейстера, и ещё один, чахлый, в кожаном плаще, обшитом длинными белокурыми волосами.
- "Битва королей"
А чего стоит Эурон Грейджой и его команда. Это абсолютно другой персонаж, нежели в сериале. И он куда опаснее, чем обычный пират на службе Серсеи. Мало того, что мотивы Эурона не совсем ясны, а амбиции огромны, так он ещё и тесно связан с магическим искусством. Его брат Виктарион тоже весьма колоритный персонаж, которого постепенно затягивает в то же болото. И оба, так или иначе, рассчитывают заполучить в свои руки мощь драконов.
Бейлон был безумен, Эйрон ещё хуже, Эурон самый безумный из всех троих
- "Пир стервятников"
И подобных деталей в книгах очень много. Стеклянные свечи в Староместе, Дорн, погрязший в собственной "Игре престолов", шуты (Лунатик и Пестряк), один из которых сыплет пророчествами, Виман Мандерли и его тайная, но жуткая месть, пугающий образ возродившейся Кейтилин Старк, Бельвас Силач со своим своеобразным кодексом чести, Сэм, который перевозил тело мейстера Эймона в бочке с ромом. Чего только не описал Джордж Мартин в своих книгах.
Конечно же, уместить абсолютно все детали в сериал невозможно. Некоторые моменты просто не вписываются в экранизацию (книга и сериал - это разные произведения, работающие по своим законам), на другие детали жаль тратить ограниченный бюджет, ну а что-то может просто не понравиться щоураннерам, решившим изменить сюжет, темп или подачу определенных событий. Это обычное дело. Но всё же порой бывает интересно сравнить книгу и экранизацию. Просто ради того, чтобы осознать как много между ними отличий.
Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением в комментариях, а также подписываться на канал, мой boosty, если хотите поддержать выход новых публикаций, и группу ВКонтакте, чтобы не пропустить другие интересные статьи.