Найти тему
GEEK OPINION

Фильм Спутник: неудачный ответ Чужому и Веному. Но прогресс налицо!

Оглавление
Коллаж подготовлен из кадров, взятых на портале "Кинопоиск"
Коллаж подготовлен из кадров, взятых на портале "Кинопоиск"

Российское кино, несмотря на пандемию, продолжает радовать нас своими шедеврами. Одним из таких относительно свежих фильмов стал "Спутник", режиссёром которого стал Егор Абраменко. Режиссёр достаточно молодой (33 года), но успевший получить награду на фестивале "Кинотавр" за короткометражный фильм "Пассажир" (2017 год). Сюжет короткометражки рассказывает о герое СССР космонавте Егоре Басове, который, вернувшись из космоса, делает аварийную посадку в тайге и 36 часов ждёт помощи. Это кардинально и негативно меняет его жизнь. Естественно, не без загадочного влияния космоса.

Как я понимаю, идея была хорошо воспринята российским киносообществом, благодаря чему режиссёр получил поддержку Министерства культуры РФ и средства из Фонда кино на её развитие. В итоге, мы получили Наш ответ Чужому и Веному. Фильм нормальный для российского кино, но слабый, по сравнению с мировым. Начинаю объяснять почему.

О сюжете

1983 год. На землю возвращается космический аппарат СССР с двумя космонавтами на борту. Случается какая-то непонятная ситуация (вроде контакта с кем-то), из-за чего происходит аварийная посадка. Выживает только один - Константин Вишняков.

Его, кстати, играет Пётр Федоров. На мой взгляд очень даже не плохой актёр.

Но все не так просто, и для его лечения вызывают доктора-нейрофизиолога Татьяну Климову (Светлана Акиньшина), которая почти лишается работы за своенравный подход к делу, но по наблюдениям главного КГБшника полковника Семирадова (Фёдор Бондарчук), единственная, кто может помочь Константину. А помочь есть в чем, ведь внутри него (ДАЛЬШЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!!!) находится инопланетная форма жизни. Она вылезает изо рта Константина по ночам, тусуется в его комнате пару часов, а потом заползает обратно. Мы узнаем, что Спутник (буду называть его так для простоты) живёт в желудке Константина, питается тем же, что и его носитель и помогает ему быстро восстанавливать силы и регенирировать. Казалось бы, зачем? Но руководство в лице Семирадова хочет разделить их, так как беспокоится за судьбу космонавта. И Татьяна приступает за дело.

Недолго покопавшись, она понимает, что её обманывают, и узнает, что по ночам в перерывах между её сеансами изучения Спутника, его выводят во двор, где кормят зеками. Такое положение дел не устраивает девушку. Особенно, после того, как она узнает, что Константин, оказывается, все знает о твари и позволяет ей кушать людей. Но между ними возникает притяжение, и поэтому она решается на отчаянный побег с базы, в ходе которого вырывается Спутник и убивает кучу народа. А в конце, под управлением Константина, убивает и самого Семирадова. А в самом самом конце, Константин самостоятельно прекращает свое существование, а Татьяна забирает из детдома его брошенного сына. Вот такая история если в кратце. Ничего не напоминает?

Сходства с Чужим:

  • Спутник живёт внутри носителя и мерзко (с кровью) выбирается изо рта, как будто вырывается;
  • Спутник не похож на какое-либо живое существо, из-за чего неприятен для восприятия;
  • Спутник увеличивается и развивается по ходу фильма, а в конце становится грозной машиной для убийства;
  • Спутник невероятно быстр в атаках. Атакует, отрывая (пробивая) головы.

Сходства с Веномом

  • Спутник симбиот, улучшающий свойства организма. При этом, его почему-то величают "паразитом", хотя он, вроде как, не делал плохого Константину;
  • Спутник имеет свое сознание, но формируется оно под влиянием сознания Константина;
  • Спутнику скармливали людей. Веному тоже подкидывали подопытных;
  • Спутник не мог без носителя, между ними устанавливалась глубокая психофизическая связь;
  • Спутник защищал носителя от любых врагов.

Думаю, что этот список можно продолжать и дальше, но это не имеет особого значения, ведь главная мысль понятна: Спутник - это не оригинальная идея, а ассорти из лучших частей снятых в этом жанре фильмов. Что такой фильм может подарить зрителю? Невероятные ощущения, новизну, крутые спецэффекты и мощную игру актёров? Я бы так не сказал. Но почему же в заголовке статьи сказано, что прогресс есть?

Не все так плохо

Хоть фильм копирует множество элементов из западных фильмов, оригинальные идеи в нем тоже есть. Правда, они не имеют значительного влияния на сюжет, но все равно приятно, что это не полное сдиралово. Строгая обстановка эпохи СССР добавляет фильму металлические нотки, как если бы действие разворачивалось в мёртвом космосе. Технически Спутник реализован также не плохо. То есть, нет ощущения, что все происходящее - сплошная компьютерная графика. Тварь выглядит реалистичной, но недостаточно страшная, чтобы напугать кого-то. Игра актёров на уровне для подобного сюжета, но проблема в самом сюжете, который не позволяет им раскрывать свои возможности, ведь это всё-таки хоррор, где просто нужна гнетущая атмосфера, крики ужаса и разочарование. Думаю о плюсах больше нечего добавить, но их итак не мало. Поэтому - прогресс на лицо!

Подводя итог

Фильм "Спутник" ни разу не страшный, поэтому подойдёт для тех, кто не любит ужасы, но пытается показать окружающим, что может их смотреть. Ещё он подойдёт патриотам российского кино, которые не смотрят ничего зарубежного. Ещё не исключаю, что фильм могут заценить любители классических космических ужасов, чтобы почувствовать ностальгию по старым фильмам. Ну и молодёжь, которая не знает ни про какого Чужого. Но хочется отметить, что если российское кино продолжит технически хорошо реализовывать поступающие идеи, то когда-нибудь у нас точно появится достойный ответ культовым зарубежным картинам. Будем с нетерпением ждать!

На этом всё. Если понравилось, обязательно ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Почитайте ещё пару статей по российскому кино:

- Теории для второго сезона сериала "Эпидемия";

- Успех Дятлова.

Спасибо за внимание, до новых статей 👍👍👍