Найти в Дзене

Социокультурное условие преподавания технологических сервисов дизайн – проектирования в Вузах и Сузах

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного сервиса. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического потребления в России, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Поэтому в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно –образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно –воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению студента в информационное общество.

В эпоху глобального развития информационных технологии трудно представить образовательный процесс высших учебных заведений без использования современных персональных компьютеров. Федеральные государственные стандарты требуют материально-технического обеспечения образовательных программ для проведения лабораторных и практических занятий. Однако при определении объема финансирования вузов и сузов не всегда учитывается, что образовательный процесс требует значительных затрат для приобретения лицензионного программного обеспечения. Существуют четыре варианта решения возникшей проблемы: Выход 1. Использование «пиратского» программного обеспечения. Пиратское ПО – это нелицензионное, нелегально скопированное и распространяемое программное обеспечение на различных носителях. С таких программных продуктов сняты различные ограничения, связанные с защитой от нелегального использования. При приобретении такого ПО образовательная организация не несет существенных материальных затрат. Достаточно скачать дистрибутив с сети Интернет, специальные программы «кряки», генерирующие серийные номера и установить программное обеспечение на персональный компьютер. Как правило, подобные дистрибутивы не имеют ни количественного ни временного ограничения в использовании. На этом, пожалуй, их достоинства и ограничиваются. Первый и существенный недостаток – это конечно же ответственность. Согласно статье 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) на юридических лиц налагается административный штраф в размере от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафактных программ и орудий совершения административного правонарушения, то есть организация может лишиться не только нелицензионного ПО, но и компьютеров, на которые оно было установлено. Кроме того, если будет доказано, что преступление совершенно в крупном размере либо по предварительному сговору, то ответственность может перейти и в уголовную вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. К ответственности может быть привлечено и юридическое лицо, и руководитель организации, и работник непосредственно выполнявший установку и настройку. Второй не менее существенный минус – полное отсутствие гарантии бесперебойной работы программы, невозможность установки обновлений, конфликты с другим программным обеспечением. В-третьих, взломанные программы становятся легкоуязвимыми для вирусов, что может привести не только к сбою в работе системы, но и к аппаратным проблемам, что в свою очередь повлечет остановку учебного процесса. Таким образом, руководству и работникам образовательного учреждения стоит серьезно задуматься о целесообразности использования пиратского ПО для осуществления образовательной деятельности. Выход 2. Использование демо-версий. Демо-версия – это пробная версия программы. Имеет ограничения либо по срокам использования, либо по функционалу, либо по количеству запусков. При большом потоке студентов такое ПО проработает незначительное время и вполне вероятно не сможет полностью удовлетворить требования образовательных программ. Несомненным плюсом демо-версий является их бесплатность. Это позволяет беспрепятственно установить программу на компьютер, испытать ее, внимательно рассмотреть назначение и функционал и только потом принять решение о необходимости ее покупки. Выход 3. Покупка лицензионного ПО. Лицензионное ПО – это программное обеспечение, защищенное авторским правом, определяющим его использование и распространение. Покупая программное обеспечение образовательное учреждение избавляет себя от ряда проблем описанных выше. Следует сказать об огромном выборе программных продуктов, обеспечивающих образовательный процесс и вузам, и сузам, конечно же, стоит внимательно отнестись к покупке ПО, взвешивая все преимущества, недостатки и необходимость его для организации процесса обучения. Возможность покупки того или иного продукта для образовательного учреждения упирается в финансовую составляющую. Часто бюджеты небольших учебных заведений ограничены и вопрос покупки ПО отступает на второй план. В таком случае не остается ничего другого, как использовать свободное программное обеспечение. Выход 4. Использование свободного программного обеспечения. Свободное ПО – это программное обеспечение, авторы которого дают пользователям право свободной и неограниченной его установки, использования, скачивания и изменения. В настоящее время существует огромный выбор подобных программных продуктов, обладающих как достоинствами так и недостатками. Достоинства свободного программного обеспечения 1. Бесплатность и возможность использования на неограниченное число компьютеров. 2. Невысокая требовательность к системе. 3. Высокая устойчивость к внешним атакам вредоносного ПО. 4. Простой механизм установки. 5. Огромный функционал, не намного уступающий платному ПО. 6. Ряд продуктов совместим с платным ПО. 7. Возможность доработки под запросы пользователей. Недостатки свободного программного обеспечения 1. Не реализован ряд функций, имеющийся у платного ПО 2. Не всегда совместим с платным ПО. 3. Имеет неполный перевод на русский язык или не имеет его вообще. 4. Не всегда имеет понятный и удобный пользовательский интерфейс. 5. При открытии файлов в лицензионном ПО теряется форматирование. 6. Использование подобного ПО в учебном процессе предполагает использование его и на домашнем компьютере. 7. Сложность исправления ошибок и сбоев. 8. Небольшое количество справочной литературы. 9. Не всегда можно найти аналог платному ПО.

Последний недостаток относится скорее всего к неким специфическим программ. Основной пакет лицензионного программного обеспечения все же имеет свои аналоги вполне достойного качества (таблица 1).

На практике Вузам и Сузам приходится самостоятельно искать пути решения вышеописанной проблемы. Один из наиболее распространенных вариантов – это сочетание программного обеспечения, например, лицензионная операционная система и свободное прикладное ПО. Такое решение на наш взгляд является наиболее оптимальным и наименее болезненным для Вуза и Суза в финансовом отношении.

Таким образом, остаётся вопрос, когда в России появятся реальные условия для развития уровня информационного обслуживания сервисов. Есть ли предпосылки разработок своих ресурсов программного обеспечения. Поддержка Вузов и Сузов на федеральном, региональном или местном уровне власти.

Тезис Ешиев Зорикто Ринчинович доц.ЗабГУ, преп.ДШИ №3, ЧСХР Заб.край.