В мировом "концерте держав" США не были совершенным исключением. Все морские державы того времени объединяла одна, но пламенная страсть-ненависть к владычице морей, Британской империи. Кроме Италии и Японии, чья морская мощь была создана с британской помощью. "Блестящая изоляция", в которую во второй половине 19-го века ушла Англия, принесла свои плоды. Дряхлеющая империя в окружении молодых и на глазах набирающих силу врагов. Для развивающихся Соединенных Штатов потенциальным врагом номер один была именно Англия. С интересами англичан сталкивался американский капитал на своем заднем дворе, в Латинской Америке, британцы не пускали американские товары в свои колонии, а это, на минуточку, четверть мирового рынка.
После преодоления сопротивления изоляционистов американский флот буквально купался в денежных потоках (сравнительно со своими европейскими коллегами, экономящими на булавках и выцарапывающих каждую марку, флорин, лиру или франк. Американские конструкторы, пользуясь возможностями, отрабатывали практически все появляющиеся в профессиональном сообществе идеи. Одной из них было создание крейсеров-рейдеров, с гигантской дальностью плавания и высокой скоростью. Вооружением, считалось, можно пренебречь.
Рейдерской войной бредили не только в Париже, Санкт-Петербурге и Берлине, но и на родине этой концепции. Пепел сожженного в 1814 года Белого дома на тот момент явственно стучал в сердца конгрессменов.
Кроме того британский флот оставался единственным, кто, преодолев Атлантику, мог угрожать американскому континенту.
Трансатлантические перевозки в тот период осуществлялись океанскими лайнерами и пакетботами, которые представляли собой весьма совершенные корабли, способные за 5-6 дней пересечь Атлантику на скорости 18-20 узлов, причем практически без поломок.
Идея атлантического рейдера, способного перехватывать подобные корабли, витала в воздухе. Требовалось создать боевой корабль умеренного водоизмещения, с мощными и надежными машинами, с высокой крейсерской скоростью и большими запасами угля, чтобы не отвлекаться на бункеровку.
В Конгрессе основным лоббистом новых крейсеров стал Чарльз А. Бутель, сенатор от штата Мэн. Необычные корабли стали предметом жарких обсуждений, но в итоге 30 июня 1890 года Актом Конгресса было утверждено строительство первого, а 2 марта 1891 года второго.
Крейсера получили имена в честь городов- Колу́мбия штата Южная Каролина и Миннеа́полис штата Миннесота. «Columbia»(«Коламбиа» или «Колумбия») и «Minneapolis»(«Миннеаполис»).
Это были самые крупные крейсера постройки 80-90-х годов. Заказ на постройку головного крейсера безальтернативно получила стремительно растущая на военных заказах фирма William Cramp & Sons из Филадельфии. За второй систершип пришлось побороться. Компания Bath Iron Works из Бата, штат Мэн, перебила цену Крампа, но не смогла изготовить машины для крейсера и гарантировать сроки. Заказчику пришлось принять соломоново решение- заказ снова отдали Крампу, разрешив ему снизить цену на 55 тысяч долларов, как у Bath Iron Works .
Крамп не подвел, за 3 с лишним года крейсера были построены и сданы заказчику. Корпус и механизмы одного крейсера обошлись казне в 2 725 000 долларов США. Однако Крамп оказался совсем не прост и снижение цены на «Миннеаполис», второй корабль проекта, американской казне обошлось дороже.
В американских контрактах тоже был включен пункт о премиях судостроителям в случае превышения контрактных показателей. И здесь Крамп свои 55 тысяч долларов отыграл с лихвой. За продемонстрированные вторым крейсером достижения он получил...414 600 долларов премии.
Американские инженеры в создании этого проекта применили ряд нестандартных ходов- скорость и надежность механизмов повысили использованием трехвинтовой схемы, силовую установку повышенной мощности разработали специально. Ради этого защита и вооружение крейсеров были значительно ослаблены.
Такие же проблемы решали инженеры других стран, но у них получались более сбалансированные корабли. Тоже трехвинтовой немецкий SMS Kaiserin Augusta был более многоцелевым. Французские Guichen и Châteaurenault более всего напоминали "американцев". Русские "Паллады" и "Богатыри" имели более сильное вооружение. В дальнейшем все европейские антибританцы переориентировались на броненосные крейсера в качестве основных "истребителей английской торговли". В результате немецкий броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк», гораздо лучше вооруженный и защищенный, преодолел Атлантику на полдня раньше, чем крейсер-лайнер Крампа.
Узкая специализация сыграла с крейсерами злую шутку. Применение по назначению так и не состоялось, а для прочих целей они подходили плохо. Для сражений у них была слишком слаба артиллерия и недостаточна защита. Мощные и прожорливые машины делали их эксплуатацию еще и очень дорогой. Сами же крейсера в 7500 тонн водоизмещения своим возможностям явно не соответствовали.
Тем временем трансатлантические лайнеры продолжали набирать скорость, угнаться за новыми лайнерами вроде "Лузитании" и "Кронпринцессен Сесиль" "Коламбиям" было уже не по силам.
Так что эта серия крейсеров стала одной из самых критикуемых в американском флоте и была признана неудачной. Бронепалубные крейсера II ранга типа “Колумбия” прослужили недолго и пошли на слом вскоре после Первой мировой войны.
« Коламбиа »USS «Columbia» C-12— William Cramp & Sons, Филадельфия. Заложен 30 декабря 1890 года , спущен на воду 26 июля 1892 года , вошёл в строй 23 апреля 1894 года . В 1906 - 1917 годах находился в резерве. В 1918 году участвовал в конвойных операциях в Атлантике. 29 июня 1921 г. Переименован в "Old Columbia" 17 ноября 1921 г. Списан 26 января 1922 года и продан на слом.
«Миннеаполис »USS«Minneapolis» C-13 — William Cramp & Sons , Филадельфия. Заложен 16 декабря 1891 года , спущен на воду 12 августа 1893 года , вошёл в строй 13 декабря 1894 года . В 1906 - 1917 годах находился в резерве. В 1918 году участвовал в конвойных операциях в Атлантике.15 марта 1921 г. Списан 5 августа 1921 года и продан на слом.
Водоизмещение 7375 длинных тонн (7493 т) / 8270—8402 т. Длина 125,91 м. Ширина 17,72-17,74 м. Осадка 6,88-7,85 м.
Бронирование палуба 37-64 мм (скосы до 102 мм), казематы 102 мм, рубка 127 мм, щиты орудий 102 мм.
Двигатели 3 вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 -10 цилиндрических паровых котлов, 18 509—21 500 л. с. Движитель 3 винта . Скорость хода 22,5 узла(проект), 22,8—23 узла максимальная на испытаниях. Запас угля 1670 т. Дальность плавания 6338-7000 морских миль на 10 узлах. Экипаж 477 человек (30 офицеров)
Вооружение 1 × 1 — 203-мм/40 Mark 5, 2 × 1 — 152-мм/40, 8 × 1 — 102 мм/40 Скорострельные RF , 12 × 1 — 57-мм 6-фунтовых , 4 × 1 — 37-мм однофунтовые , 4 пулемета Гатлинга, Одно полевая пушка(для десантных отрядов). Минно-торпедное вооружение 4 × 1 — 356-мм торпедных аппарата (на «Миннеаполисе» — 4 × 1 — 457 мм)
К 1904 году сняты все торпедные аппараты.
К 1915-1917 годам 203 мм кормовая пушка заменена 152 мм /40 орудием.
К 1917 году сняты два 102 мм орудия, осталось 6.
К 1918 году сняты еще две 102 мм и установлено две 76 мм зенитки.
1920- Вооружение: 3 × 6 дюймов (150 мм) / 45 Mark 10, 4 × 4 дюйма (100 мм) / 40 орудий, 2 × 3 дюйма (76 мм) / 50 зенитных орудий , 4 × 3-фунтовые (47 мм) салютные пушки, 2 × однофунтовые (37 мм) пушки
По внешнему виду крейсера напоминали океанские лайнеры того времени. Совпадение не случайное, мимикрия под гражданский корабль должна была сбивать с толку и жертву и преследователей. Причем внешне два однотипных корабля, строившихся на одной верфи, были легко различимы. «Коламбия» имела четыре дымовые трубы, а «Миннеаполис»-две. Высокобортные гладкопалубные крейсера имели прекрасную мореходность.
На этих крейсерах впервые в американском флоте появилась трехвальная силовая установка. Предполагалось использование одной машины для учебных и практических целей, двух-во время крейсерства, а трех-при погоне или ретираде от противника. Кроме того винты размещались далеко друг от друга и не могли быть выведены из строя одним попаданием. Это увеличивало живучесть в бою.
Уникальная силовая установка повышенной мощности (21 000л.с. расчетная) была разработана специально под проект под непосредственным руководством главного инженера флота Джорджа Уоллеса Мелвилла. Она включала в себя три паровые машины тройного расширения и 8-10 цилиндрических котлов (возможно 8 у «Коламбия» и 10 у «Миннеаполиса»). Мощность машин крейсера почти вдвое превышала таковую у броненосца "Айова"! Даже у более позднего "Бруклина" она была скромнее, всего 16 000 л.с. Машины в эксплуатации показали себя весьма надежными , но не очень экономичными и достаточно громоздкими.
Проектная скорость по контракуту- 22,5 узла. При использовании только центральной машины скорость ожидалась около 15 узлов.
Оба корабля превысили проектную скорость на испытаниях, «Коламбия» сделала 22,8 узла , а «Миннеаполис» - 23,07 узла. Неплохо, но в 1894 году уже не рекорд. В нормальную нагрузку крейсера могли взять 800 тонн угля, при полной нагрузке это было уже 1576-1670 тонн. Ради места под уголь и, соответственно, дальности, было принесено в жертву многое.
Крейсера могли долго держать высокую скорость. В июле 1895 года крейсер «Коламбиа» пересёк Атлантику из Саутгемптона в Сэнди-Хук за 6 суток 23 часа и 49 минут со средней скоростью 18,41 узла , но для "Голубой ленты Атлантики" этого было недостаточно, еще в 1891 году «Тевтоник » (White Star Line) сделал это за 5 суток.
В проекте было рассчитано на 2130 тонн угля пройти с 10 узловой скоростью 25 520 морских миль, но тут инженеры явно промахнулись
Бронирование включало броневую палубу толщиной 37 мм (по др. данным 64 мм) в плоской части со скосами в районе машин и котлов до 102 мм. Боевая рубка защищалась 127 мм плитами, 102 мм скорострельные пушки стояли в казематах на спонсонах с толщиной стен в 102 мм, орудия, установленные в оконечностях, были защищены орудийными щитами в 102 мм.
Тактические соображения по организации рейдерской деятельности повлияли на состав вооружения. Считалось важным обеспечить сильный погонный огонь со скорострельной артиллерией, дабы "пуля догонит" преследовать убегающего "купца". В корме же необходимым считалось наличие тяжелого орудия, способного в лоб остановить преследователя.
Соответственно, два носовых 152 мм/40 орудия Mark 4 весом по 6065 кг могли засыпать догоняемое судно 47,7 кг снарядами с начальной скоростью 655 м/с. В минуту могло насыпаться где-то восемь снарядов с обеих пушек.
Кормовая 203 мм/40 пушка Mark 5 отправляла 118 кг "подарки" с начальной скоростью 762 м/с. Защитой служил бронированный щит. Потом ее заменили на еще одно 152 мм орудие в связи со снятием с вооружения 203 мм пушек этой модификации из-за тенденции к разрыву.
Основная же батарея-восемь 102 мм скорострельных орудий Mark 1 в казематных спонсонах вдоль бортов. Масса одного орудия 1537 кг, снаряд весил 15 кг при начальной скорости 610 м/с.
Противоминная артиллерия состояла из 37 и 57 мм скорострельных орудий.
Крейсера вошли в строй в 1894 году и были включены в Североатлантическую эскадру, зона ответственности-Карибский бассейн. «Коламбиа» в июле-августе 1894 года участвовала в интервенции в Никарагуа. В 1895-1897 годах оба крейсера в основном служили в составе европейской эскадры.«Коламбиа» представлял США на церемонии открытия Кильского канала. В мае-июле 1897 года их вывели в резерв.
Уже в марте 1898 года, в связи с приближающейся войной, крейсера расконсервировали и вернули в строй. Первым заданием стал поиск отряда адмирала Серверы. «Коламбиа» сторожил север, побережье от Флориды до Мэна. У американцев были обоснованные опасения, что испанцы попробуют атаковать восточное побережье. «Миннеаполис» крейсировал на юге, от Кубы до Венесуэлы. Ни одного испанского корабля им не попалось. «Коламбиа» участвовал как войсковой транспорт в высадке десанта 25–26 июля в Пуэрто-Рико, у города Гуанико, и вплоть до конца войны, 14 августа, поддерживал огнем американские войска.
Но только закончилась война, крейсера почти сразу отправили в резерв, «Миннеаполис» в августе 1898, «Коламбиа»- в марте 1899. В 1902 году американскому флоту понадобились принимающие корабли, крейсера вернули в строй. Потом «Коламбиа» причислили к Атлантической учебной эскадре и снова отправили в резерв в 1907 году.
«Миннеаполис» попал в специальную эскадру в 1905 году и выполнял особые задания командования. Он проводил астрономические и другие научные исследования у берегов Испании и Африки, присутствовал в середине 1906 года при доставке из Франции останков адмирала Джона Пола Джонса для захоронения в Военно-морской академии в Аннаполисе, штат Мэриленд. В конце 1906 года и его вывели в резерв.
«Коламбиа» снова понадобился в 1915 году, став флагманом подводной флотилии. Кроме того он сопровождал конвои с грузами во Францию. После войны крейсер служил на Атлантике. 17 ноября 1921 года его переименовали в "Old Columbia", чтобы избежать путаницы со вспомогательным кораблем USS Columbia (AG-9).
«Миннеаполис» расконсервировали в апреле 1917 года при вступлении США в войну, охранял конвои. После войны служил на Тихом океане.
17 июля 1920 года корабли получили новые бортовые номера CA-16 и CA-17(тяжелые крейсера). В 1921 году оба крейсера вывели из состава флота и продали на лом в 1921-1922 годах.
От «Миннеаполиса» сохранились мачта и колокол. Они находятся на северо - восточном берегу озера Калхун , в Миннеаполисе. Сохранился и штурвал, но его потом украли.
Пустившиеся "во все тяжкие" американские инженеры создали в итоге довольно специфические корабли. Красивые, как лайнеры-покорители Атлантики, прожорливые, как стадо мамонтов, и слабые как вспомогательные крейсера.
Для представительских функций они были слишком дороги в эксплуатации, угля не напасешься. А в боевых условиях им в океане невозможно было найти противника слабее себя. Обычный эльзвикский крейсер более чем вдвое меньшего водоизмещения был бы для них серьезным врагом. А промахнуться по такой большой цели надо было сильно постараться.
Несмотря на все усилия, со скоростью у крейсеров все было хорошо, но уже не отлично. По дальности плавания чудесные цифры расчетных показателей оказались фантастикой. По защите он соответствовал уровню "Балтимора", но был почти вдвое крупнее. А вооружение так и осталось самым слабым звеном.
А самое главное, узкоспециализированным кораблям не предоставилась возможность "работать по профилю". Англо-американские разборки прошли в основном на непубличных переговорах похожих друг на друга джентльменов. Родственники все-таки. Немудрено, что большую часть своей четвертьвековой службы эти крейсера провели на хранении в порту.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам