В двух статьях, мы затронули тему создания в Советском Союзе надводных ракетоносцев с баллистическими ракетами (БР) на борту, которую первыми высказали наши "заокеанские партнеры", которые хотели получить подавляющее преимущество над СССР в МБР. В ответ на американские "прожекты" с "Поларисами" в Советском Союзе в 1964 году был подготовлен эскизный проект 909 корабля-носителя комплекса ракетного оружия Д-9 на базе судна пр.550, которому было присвоено наименование «Скорпион».
Предыдущая статья вызвала большой интерес, а так как мной было обещано небольшое продолжение, то его и представляем.
Если вы помните, по проекту предусматривалось размещение 8 МБР Р-29 в вертикальных ПУ, причем в корпусе судна пр.550 без изменения всех его главных размерений, обводов корпуса, архитектуры и РЭУ. Для решения этой задачи планировалось использовать и существующие корабли проекта 550, и последующие, которые планировались к постройке (возможно не все конечно).
Для справки:
Первые 10 судов проекта 550 типа "Амгуема" были построены в 1962-1969 годах на ССЗ №199 им. Ленинского Комсомола (СССР, г.Комсомольск-на-Амуре). В 1970-1975 г.г. на Херсонском ССЗ (СССР, г.Херсон) было построено еще 5 судов данного проекта типа "Капитан Мышевский" (2-я серия типа "Амгуема"). Суда работали в составе Дальневосточного и Мурманского морских пароходств ММФ СССР. Два судна 2-ой серии херсонской постройки были переданы ВМФ СССР (д-э/х "Яуза") и Госкомитету по гидрометеорологии и гидрологии СССР (дэ/х "Михаил Сомов").
Корабли проекта 550 относились к дизель-электроходам и могли действовать во льдах. Их валовая вместимость составляла 7457-8108 рег.т, дедвейт: 6340-9573 т. Главные размерения: 133,0 х 18,8 м, высота борта - 11,6 м, осадка - 9,1 м. Главная дизель-электрическая установка включала 4 советских дизеля: "10ДН 20,7/25,4", которые обеспечили суммарную мощность: 7200 л.с. (5300 кВт), что позволяло идти со скоростью 14,9/16,4 уз. Не маловажным достоинством базового судна были 4 вместительных грузовых трюма (вместимость 1818, 2785, 3047 и 1656 куб.м ) и 8 грузовых стрел грузоподъемностью 6х5,0 т и 2х10,0 т (часть из которых планировалось сделать ложными).
Казалось бы все было довольно просто, и вскоре (как мы знаем, 1 статья, 2 статья ), ЦКБ-17 предложило эскизный проект корабля проекта 909. Но помимо разработки эскизного проекта корабля «Скорпион» в основном варианте ЦКБ-17 выполнило, по существу в инициативном порядке, сокращенный эскизный пр.1111 надводного ракетоносца также по условиям размещения комплекса Д-9 с 8 БР Р-29 , но минимального водоизмещения, замаскированного под гидрографическое судно. (основные требования ВМФ к такому кораблю были выданы ЦКБ-17 лишь 5 июня 1965 года).
В соответствии с проектом новый корабль- носитель БР должен был иметь водоизмещение 3700 т (порожнее) и 5230 т (полное).
С учетом его специфики в документации приводится и еще один показатель - водоизмещение стандартное с водой в цистернах успокоителя качки и с жидким балластом - 4790 т. По размерам этот корабль был меньше пр.550 и, соответственно, пр.909, его наибольшая длина составляла 106 (по КВЛ - 97) против 133м у пр. 909, ширина - 16,5м, высота борта на миделе - 13,5м, осадка средняя - 5,54м. Дальность плавания (по топливу) - 5000 миль (16 узл.). Экипаж 107 человек (вспомним, что экипаж пр.550 - 67 человек, пр.909 - 105).
Принципиальными отличиями корабля пр. 1111 от основного варианта явились: снижение автономности по запасам провизии и топлива для вспомогательных дизель-генераторов со 180 до 30 суток; применение двухвальной ГЭУ в составе двух дизелей типа «58» номинальной мощностью по 4500 л.с., обеспечивающей скорость хода 18 уз. (16 уз. при длительной суммарной мощности 5500 л.с.) и ЭЭУ, включающей шесть дизель-генераторов по 300 кВт; более полное, чем в пр.909, удовлетворение требований ВМФ в части защиты (в 1,7 раза меньший безопасный радиус при атомном взрыве, внедрение мероприятий по снижению не только электромагнитного, но и акустического, а также теплового полей), остойчивости и непотопляемости; наличие оборудования для проведения в целях маскировки гидрографических работ.
Для справки: безопасный радиус при взрыве атомной бомбы среднего калибра для пр.1111 составил 2100 м (против 3500 м у пр.909)
Необходимо отметить, что корпус корабля был спроектирован не по правилам Морского Регистра СССР, а в соответствии с «Правилами выполнения расчетов прочности конструкций корпуса надводных кораблей», что обеспечило заметную экономию его массы.
Ширина корабля (16,5 м) была принята максимально допустимой по условиям остойчивости и размещения ракетных шахт по четыре в ряд поперек корабля, а коэффициент общей полноты – равным 0,56 вместо 0,64 в пр.909. В результате удалось уменьшить стандартное водоизмещение корабля до 4790 т (полное – 5230т), то есть более чем вдвое в сравнении с пр.909. Столь значительное снижение водоизмещения корабля привело к ухудшению параметров его качки, в связи с чем на волнении 6 баллов даже при работающих успокоителях (пассивные цистерны Флюма, обеспечивающие уменьшение амплитуд бортовой качки в 1,6 раза) для пуска ракет кораблю пришлось бы маневрировать, избегая курсовых углов к волне 75-170 град.
По оценкам ЦКБ-17 трудоемкость и стоимость постройки корабля пр.1111 были бы соответственно в 1,62 и 1.13 раза меньшими, чем у корабля пр.909. Приводятся данные, что если стоимость головного корабля пр.909 должна была составить 18,9 млн.рублей (серийного третьего корабля - 16,2 млн.), то стоимость корабля пр.1111 составляла 15,5 млн. рублей (12,5 млн.). - экономия была, как мы видим. Эскизный пр.1111 был завершены ЦКБ-17 в июле-августе 1965 г, а его материалы (вместе с пр.909) представлены руководству МСП и командованию ВМФ.
Интересно, что ЦКБ-17 рекомендовало вести дальнейшее проектирование кораблей «Скорпион» по обоим вариантам, полагая, что создание надводных ракетоносцев в двух модификациях затруднило бы вероятному противнику их обнаружение и распознавание среди десятков других кораблей и судов, постоянно находящихся в Баренцевом и Охотском морях.
В прошлой статье, отмечалось, что в полученном на пр.1111 заключении делся вывод о том, что создание подобных кораблей в дополнение к атомным подводным ракетоносцам может быть вполне оправдано (подробнее, см - 2 статья). Но далее в заключении говорилось, что постройка кораблей «Скорпион» по обоим вариантам может быть оправдана лишь при условии, что это приведет к существенному повышению боевой устойчивости системы надводных ракетоносцев в целом за счет затруднительности их распознавания среди других гражданских и военных кораблей и судов. Однако замаскированные под гидрографические суда корабли пр.1111 будут иметь малое количество себе подобных, смогут легко идентифицироваться, поэтому их создание наряду с кораблями пр.909 не приведет к заметному повышению боевой устойчивости системы.
Между тем, корабли пр.909 имеют перед кораблями пр.1111 следующие преимущества: более высокую скрытность, поскольку суда, близкие к ним по силуэту, имеются на северном и дальневосточном морских театрах в большом количестве, тогда как специально построенные гидрографические суда, сходные с пр.1111, в СССР отсутствуют; повышенную не менее чем в 1,2 раза готовность к немедленному использованию оружия вследствие более высоких значений коэффициента оперативной напряженности (КОН) и «коэффициента погоды» (волнение моря, при котором возможен старт ракет по условиям качки).
В то же время по величине общих затрат на постройку и эксплуатацию корабля (с учетом стоимости БР, затрат на снабжение топливом в море с танкеров и т.п.), отнесенных к количеству реальных стартов БР (произведению количества ракет на КОН и «коэффициент погоды») оба корабля будут практически равноценными. Поэтому дальнейшую разработку корабля «Скорпион» эксперты рекомендовали вести по пр.909 на базе освоенного заводом №199 судна пр.550.
Такова судьба проекта "гидрографическое судно - ракетоносец". Однако особо переживать и грустить о нереализованном проекте не стоит, как мы с вами знаем все работы по созданию надводных ракетоносцев были свернуты, как только было установлено, что и США прекратило работы над надводными ракетоносцами для МЯС НАТО.
Так что, если вспомнить то, с чего начинался этот рассказ (а он начинался с одного довольно примитивного американского боевика), то основания, чтобы вооружить советское исследовательское судно ракетами и включить его в сюжет фильма у американских сценаристов были., )))
Источники:
1.Военно-технический альманах "Тайфун", №4/1997