Часть 1. Состояние на сегодняшний день.
В настоящее время (на январь 2021 года) трамвайная сеть Новосибирска. В Новосибирске 145 км трамвайных путей В однопутном исчислении) из них по оси улиц около 69 км (это те, которые используются в маршрутном движении; т.е. двусторонний участок длиной 1 км, по которому ездят вагоны в двух маршрутных направлениях (туда-обратно), считается как 2 км в однопутном исчислении или 1 км по оси улиц). Работает в данный момент 10 постоянных маршрутов (каждый день с 05:30 и до полуночи). Длина всех действующих маршрутов 115,7 км. Делим на 69 км двустороннего пути по оси улиц, получаем на 1 км приходится по 1,67 маршрута на километр, хотя эффективно иметь 3 -4 маршрута на километр. В часы пик выпускается на маршруты 103 вагона, хотя рабочих вагонов сейчас 130, а можно ещё с десяток по ставить "на ноги", точнее на рельсы. Поучается на 1 км маршрута приходится 0,9 вагона, хотя в других городах, схожих по размеру (Екатеринбург, Самара) до 5 вагонов на километр. В год перевозится около 20 млн. пассажиров.
Итак, недостатки на сегодняшний день:
1. Низкий охват территорий трамвайной сетью и небольшой выпуск вагонов. особенно низкий охват новых жилых кварталов.
2. Как следствие низкий пассажиропоток.
3. Маразматический пиковые графики на ряде маршрутов.
4. Длинные нулевые рейсы.
5. Трамвай является по сути подвозящим транспортом с окраин и то не всех.
6. Изношенность подвижного состава - 15% парка не модернизированные вагоны 80-90-х годов выпуска.
7. Низкий зарплаты, нехватка кадров.
8. Отсутствие восстановления снятых линий после строительства метро по улицам Гоголя, Кошурникова, Проспектам Дзержинского и Красному, убийственный демонтаж линии на октябрьском мосту - всё сделали чтобы пассажирооборот упал в 9 раз по сравнению с 80-ми годами 20-го века. Неразвитая сеть и парк не могут делать транспорт эффективным и привлекательным.
9. Дублирование некоторых маршрутов коммерческими автобусами.
10. Отношение чиновников к трамваю, как к вспомогательному транспорту, подвозящему к метро.
11. Молодёжный стереотип, что трамвай отживший вид транспорта и лучше тесная "бандитская" вонючая маршрутка.
То, что происходит в новосибирском трамвае в последние 30 лет - это просто так сохранение, чтобы совсем не уничтожить сеть. И это подход можно поменять за 5 лет, я разработал комплекс мероприятий по превращению трамвая в конкурентоспособный самостоятельный вид транспорта привлекательный для пассажиров.
Часть 2. Мои предложения по восстановлению трамвайное сети Новосибирска на 2021-2025-е годы.
Всё что я написал в этой части реально сделать за 5 лет к 01 октября 2025 года. Вспоминаем какими темпами строили в СССР, или какими темпами строят, кода надо властям блеснуть перед иностранцами. Вот также и нужно восстанавливать трамвай в Новосибирске.
Мероприятие 1. В 2021-м году отремонтировать пути и сеть на улицах Волочаевской, Связистов, Мира и ещё некоторые участки где линии не выделены, или контактная сеть изношена.
Мероприятие 2. С 01 апреля 2022 года по 01 июня 2025 построит, достроит следующие линии: (ниже прилагается сделанная мною карта, на ней красные - действующие линии, а жёлтые которые нужно построить в текущую пятилетку.
2.1. "Восточный куст" нужно сделать в 2022-м году.
От ГБШ на улицу Татьяны Снежиной с остановками: Восточный ж/м, ул. Высоцкого, Плющихинский ж/м, сквер, СНТ "Ветеран", Три тополя, ул. Татьяны Снежиной.
От кольца ГБШ до Гусинобродского кладбища с остановками: автовокзал Новосибирский - Главный, ПАТП9, Гусинобродское кладбище.
Дополнительный разворот с кольца ГБШ в сторону Автовоказала, чтобы было можно запустить маршрут с ул. Волочаевской к Гусинобродскому кладбищу, а остальные маршруты, едущие в сторону кладбища кольцо ГБШ не проходили; со стороны кладбища все трамваи - проходят кольцо ГБШ.
С остановочными павильонами и трехвеерными разворотными кольцами. Причём на конечной улица Татьяны Снежиной разворотная система должна быть способной принимать "Витязи" для разворота и отдыха и обгона. Все пути по этим улицам должны быть выделенными.
Необходимость строительства - улучшение транспортного сообщения отдаленных жилых кварталов с другими частями города.
2.2. "Калининский куст" нужно построить в 2022-2024-м годах.
От улицы Новая Заря сделать одну эстакаду над двумя ветками подъездных путей, запустить по эстакаде трамвайную линию от улицы Новая Заря до ПО "Север" далее продлить линию по улицам Курчатова, Мясниковой, Кочубея с остановками: ПО "Север", ул. Макаренко, ЖМ "Родники" школа №203; перед перекрёстком Кочубея-Краузе сделать разветвление:
2.2.1 "Родниковская" ветка по улицам Краузе, Красному проспекту с разворотном кольцом на пересечении улиц: Тюленина, Красный проспект, Декоративный питомник; с остановками: ул. Родники, магазин "Радуга"; ул. Краузе, ЖК "Инфинити", ЖК "Онега";
2.2.2 "Снегирёвская" ветка по улицам: Краузе, Красных Зорь, Тайгинская; с остановками: ул. Красных Зорь, озеро "Спартак", фонтан "Снегири", ул. Тайгинская.
Необходимость строительства - улучшение транспортного сообщения отдаленных жилых кварталов с метро, центральной и восточной частью города.
2.3 Восстановление Дзержинской системы 2023-2024-й годы.
2.3.1 Построить линию, которая существовала в советские времена, от Октябрьского трамвайного депо по улицам Кошурникова и Гоголя с соединением с улицей Мичурина. С разворотным кольцом у ПКиО "Березовая Роща" разворот во все три стороны. Около 4,4 км. Обоснование строительства: линия не будет полностью дублировать зелёную ветку метро, при этом станет дополнением к метро и сможет создать мощную трамвайную сеть маршрутов на правом берегу. Тем более в трамвай сесть легче, чем в метро (не нужно спускаться под землю, да и остановки чаще). Также в случае проблем в районе улиц Зыряновская, Никитина, Волочаевская, эта ветка будет альтернативой по ней можно будет пускать вагоны в объезд при ремонтах и внештатных ситуациях. Без ветки от Октябрьской трамвайного депо до улицы Мичурина невозможно будет сделать трамвай конкурентоспособный самостоятельным видом транспорта и он продолжит возит в убыток. Кроме того быстрее построить эту ветку трамвая, чем метро до Гусинобродского шоссе. Ни один из маршрутов, проходящих через эту ветку не будет полностью копировать метро. Это будет восстановление исторической справедливости.
2.3.2. Построить линию от улицы Трикотажной до кольца ну ПКИО "Березовая Роща". Обоснование то же самое, что и в пункте 2.3.1
Сделать на линиях такие же остановки, что и у нерельсового транспорта.
2.4 Строительство линии вглубь Затулинского жилмассива 2023-й год.
Не нужно делать вторую ветку в затулинский жилмассив от пл. Кирова. Просто продлить линию от остановки улица Петухова, чтобы линия огибала затулинский жилмассив по периметру, как на Юго-западном жилмассиве. От остановки улица Петухова далее остановки: ЖК "Зоркий", ЖК "Времена года", стадион "Фламинго", ЖК "Тихие зори".
2.5 Строительства разворотного кольца у Вокзала "Новосибирск-Западный" и дополнительного пути, чтобы можно было повернуть с Троллейной (при езде со стороны Ленинского рынка) на Демьяновскую, сейчас там путь только в обратную сторону. 2021-й год.
2.6 Продление линии от микрорайона "Чистая Слобода" до Нового Ленинского трамвайного депо на улице Дукача с путепроводом под Транссибом. 2022-2024-й годы. Новые остановки внутри микрорайона "Чистая Слобода", "Радуга" Сибири" и конечная у Ленинского трамвайного депо. с разворотным двухвеерным кольцом для трехсекционных вагонов. Поскольку маршруты, которые будут проходить по этой линии будут обслуживаться Ленинского трамвайным депо, то не нужно кольцо для отдыха - трамваи и экипажи будут отдыхать в депо. Кроме того сделать однопутные повороты с улицы Титова на улицу Связистов и с улицы Связистов на улицу Титова для более быстрого выпуска на маршруту вагонов 16-го и 18-го маршрутов. Обоснование строительства: увеличение подвижного состава и улучшение транспортного обслуживание западной части города.
2.7 Связь Юго-Западного жилмассива и Молкомбината. 2023-2024 годы.
Нужно строить трамвайную эстакаду через железнодорожные пути у станции Клещиха и далее водль улицы Хилокская. На остановке "Молкомбинат" внутри имеющейся петли сделать внутреннее кольцо + ещё один путь, чтобы там обедали вагоны 3 и 18 маршрутов, через эту остановку будут проходить вагоны 4 маршрутов для двух она будет конечной, для двух транзитной, обеды в депо - запретить из-за огромной траты времени на это. Новые остановки на маршруте: "Бульвар Победы", "Хилокская", "Магазин №19". Остановки "Бульвар Победы" и "Хилокская" будут на эстакаде. Обоснование строительства: улучшение транспортного обеспечения отдалённых районов левобережной части, закольцовка линии для большой мобильности и вариативности маршрутов.
2.8. Восстановление линии на Октябрьском мосту 2024-первая половина 2025 года.
Соединить пути на перекрестке Блюхера-Котовского с путями на перекрёстке Зыряновская-Восхода. Стыковки в виде треугольников, чтобы при съездов с мостов трамваи могли ехать как во все стороны правого, и левого берега. При съезде с моста на левом берегу установить шлагбаум при пересечении с автомобильным транспортом, для беспрепятственного проезда трамваев и избежание столкновений с трамваями. Обоснование строительства - восстановление исторической справедливости, создание единой системы в городе. Соединение через Октябрьский мост - самое короткое из возможных, тем более можно запустить маршруты с правого берега на все 5 веток левого берега. Кроме того Октябрьский мост с 6 до 23 часов каждого дня может использоваться лишь общественным транспортом, транспортом спецслужб и юридических лиц (до 2 тонн), с 23 часов вечера до 6 утра любым транспортом. Пусть остальные виды транспорта и принадлежности пользуются Бугринским и Центральным мостами. А то Бугринский и Центральный будут пустовать, а пассажиры стоят в пробках, электротранспорт получать убытки, а пассажиры делать по 3 пересадки на метро.
2.9 Соединение кольца на площади Калинина с линией на улице Мичурина. 2024- первая половина 2025-го года.
Соединить нужно именно так, преимущества этого соединения над соединения через Танковую-Писарева:
2.9.1 Соединение через Красный проспект всего 1,6 км против 2,9 км.
2.9.2 Кольцо на Площади Калинина перестанет быть тупиковым, от которого можно запустить только 2 маршрута, с кольца на площади маршрута можно будет запустить маршруты во все районы города; а для некоторых оно станет не конечным, а транзитным, также можно будет запускать крупные кольцевые маршруты.
2.9.3 Восстановение исторической справедливости.
Остановки: "Станция метро "Заельцовская", "ул. Кропоткина", станция метро "Гагаринская", "улица Лермонтова". Остановка ул. Лермонтова необходима для пересадки между левобережными маршрутами, идущими до Писарева и Дзержинскими маршрутами, идущими от метро "Заельцовская".
2.10. Создание трамвайного сквера на улице Вертковская. Вторая половина 2025-го года.
Снести бараки оп адресам улица Вертковская, 30 и 32. На их месте создать резервное разворотное кольцо во все стороны улицы Вертковская, оно не будет использовать в маршрутном движении, а только при неполадках на улицах Троллейная, Вертковская, Сибиряков-Гвардейцев. Для устранения простоев вагонов из-за внештатных ситуаций. Внутри кольца разработать и установить памятник водителю трамвая, а по края выложить плитку, установить скамейки, освещение и стенды с историей развития новосибирского трамвая. Новые дома на месте снесенных бараков не нужны, там и так плотная застройка, а вот место отдыха нужно.
2.11. На улице Дукача построить Ленинское трамвайное депо на 150 вагонов, включая "Витязи". За остановкой "Золотая Горка" построить Дзержинское трамвайное депо на 150 вагонов, включая "Витязи". 2023-2024 годы.
Всё это реально построить за 4,5 года. Можно строить сразу несколькими бригадами в разных местах. Общая стоимость строительства около 4 млрд. рублей.
Всего около нужно построить 74 км в одном путном исчислении, или около 36 км по оси улиц, т.е. увеличить длину путей на 55%.
Мероприятие 3. В первой половине 2025-го года обучить водителей и набрать в штат. Водителей должно быть не менее 900, столько же кондукторов и около не менее пары сотен сотрудников обслуживающего и ремонтного персонала.
Мероприятие 4. Своевременная очистка от снега и ремонт путей и контактной сети. Ремонт производить в ночные часы, очистку от снега по необходимости в любое время. В аварийных ситуациях ремонт путей и контактной сети производить максимально быстро. Чтобы не один пантограф не сломался.
Мероприятие 5. Принять на законодательном уровне систему штрафов за проезд по трамвайным путям нерельсового транспорта за исключением установленных участков пересечения. Штраф за проезд по путям = 5000 руб. (если этот проезд не вызвал простой на путях и ДТП). За ДТП по вине нерельсового транспорта - ремонт за счёт водителя (владельца) нерельсового транспорта.
Штраф за простой рассчитывается так: считается какое количество вагонов должно было пройти на этом участке пути по расписанию за время простоя умножаем на 70 (для односекционных), или на 150 (для трёхсекционных) умножаем на полный тариф. 70 и 150 - это средняя вместимость без давки. На максимальной вместимости всё равно вагоны постоянно не ездят. Если стоит один путь - считаются вагоны, которые должны были проследовать за это время по нему, если оба направления - то количество вагонов на оба направления. К примеру: простой полчаса на один из путей, за это время должны были проследовать 4 трёхсекционных и 6 односекционных вагонов. (4*150+6*70)*24=24480 рублей такой штраф водителю нерельсового транспорта за задержку 10 трамваев, если он заехал на трамвайные пути в неположенном месте. Если он занял 2 пути (оба направления), то штраф будет уже в 2 раза больше. Причём вагоны изменившие маршрут из-за простоя, или даже вообще не вышедшие из депо - всё равно считаются в сумму штрафа, так как сумма штрафа должна зависит от планового расписания.
Если водитель нерельсового транспорта ещё и создал ДТП с материальным ущербом трамвайному хозяйству, тогда помимо штрафа, он ещё и возмещает ущерб. Штрафы должны поступать на счёт транспортного предприятия сразу после оплаты.
Мероприятие 6. Закупить подвижной состав.
В 2021-2024-м годах ежегодно покупать в Октябрьское и Кировское трамвайные депо по 10-12 односекционных вагонов БКМ, или УКВЗ, чтобы к октябрю 2025-му году стало 90 (в Октябрьском) и 93 (В Кировском) односекционных вагонов (БКМ, УКВЗ), и не было не модернизированных КТМ5. Желтые "Татры" если доживут можно оставить в эксплуатации. Вагоны 2132 и 2149 - сделать музейными с их номерами. Все КТМ5 из 90-х, кроме (2132 и 2149) сдать на металлолом. Вагоны с номерами 2191-2200 я тоже уже не учитываю к 2025-му году, но если какой-то из них останется может работать по 10-м маршруту.
В первой половине 2025-года закупить:
- Уже полностью готовые к эксплуатации трамваи "Витязь-М" в количестве 68 штук (для Дзержинского депо - 45 штук, для Ленинского - 23 штуки). Октябрьскому и Кировскому депо трамваи "Витязь-М" не нужны, так как в старых депо много советского хлама и это будет смотреться как "блеск и нищета", кроме того трамваи этой марки будут работать, или на новых линиях, или на линиях с высоким качеством путей и контактной сети.
- Также трамваи "Львёнок" в количестве 99 штук (для Дзержинского депо - 66 штук, для Ленинского - 33 штуки). Дзержинское депо будет эксплуатировать только вагоны ТК "Транспортные системы".
- Также закупить для Ленинского депо 44 трамвая БКМ (односекционных) для районных маршрутов. Эти вагоны должны быть полностью новыми, а не сделанными на базе старых КТМ. Новое депо - полностью новые вагоны!
К осени 2025 года парк должен состоять из полностью рабочих вагонов в следующем количестве.
из них выпуск в будние в часы пик и для развоза после масштабных праздников
Мероприятие 7. Правила эксплуатации при нагрузках вагонов (для снижения эксплуатационных затрат и своевременного обслуживания):
- Пиковые графики - отменить, оставить только 12-часовые и двухсменные.
- Трамваи "Витязь-М" работают только на 12-часовых графиках, или для развоза после праздников.
- Не один вагон не работает более 6 дней в неделю. (60-90 в неделю) до 1000 км в неделю по маршрутам + заходы в депо. Чтобы можно было проводить профилактику и отдых вагонов и подмену.
- Поездки в депо для обедов возможны лишь для маршрутов, конечные которых проходят рядом с депо. Это 8 из 24-х маршрутов, остальные должны обедать на конечных.
- Для этого оборудовать следующие конечные: Родники (ЖК "Онега"), "Снегири", Ул. Татьяны Снежиной, Гусинобродское кладбище, Молкомбинат, Бугринская Роща, ЖК "Тихие зори", Юго-Западный ЖМ
(арендовать помещения в рядом расположенных зданиях, или построить). Помещение должно быть подключено к системам водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализации; оборудовано 2-х местном санузлом, 2 раковинами, 2 электрочайниками, 2 микроволновыми печами, 2 обеденными столами, 8-12 стульями, вешалками для одежды, Wi-Fi. Доступ к помещениям по дежурным картам, которые кондукторы используют для проведения оплаты за наличный расчёт. Для обеда и отдыха сотрудников, работающих на маршрутах, имеющих конечные на расстоянии более 1 км от депо. На этом же списке конечных должны быть 3-4-веерные разворотные кольца, со внутренним полным кольцом в сторону самой большой петли, чтобы можно было разворачиваться во все стороны, а не только для отдыха до следующего вагона. На "Снегирях" достаточно 2-хвеерного кольца. Я начертил дополнительные кольца и пути на карте.
Мероприятие 8. В июле-августе 2025-го года провести обкатку новой маршрутной сети, а с 01 октября 2025 сделать запуск новой маршрутной сети.
Сделать сеть из 24 трамвайных маршрутов. Я представил на 24 слайдах ниже.
2 маршрута менять не нужно - я их выделил на слайдах жёлтым цветом;
9 маршрутов изменить (удлинить, укоротить) - я их выделил на слайдах коричневым цветом;
13 ввести новых маршрутов (часть из них являются реанимацией советских с продлением) - я их выделил на слайдах красным цветом.
Чтобы на слайдах выделить депо я использовал контрастные к тексту фоны: Дзержинское - белый, Октябрьское - зелёный, Кировское - голубой, Ленинское - фиолетовый; совместный маршрут - бирюзовый. Я не предлагаю так красить трамваи, просто для презентации.
Помимо слайдов я ещё представляю сделанную мною карту с маршрутами (на ней красные линии- действующие; жёлтые - которые надо построить, включая доп. повороты кольца на конечных, голубые метки - конечные остановки, и линейные участки пути с номерами маршрутов. Увеличивайте и карту и кликайте на метки, прямая ссылка на карту https://yandex.ru/maps/-/CCUMy6xCDA
Теперь слайды с уже давно жизненно необходимыми маршрутами
№№ 7 и 19 - оставлены в резерве.
Укороченные версии маршрутов и их цель.
Маршруты №№5,6,22 и обновлённый №13 нужно запустить уже в 2023-м году, а потом внедрить их в общую систему.
Мероприятие 9. Установка трамвайных светофоров и шлагбаумов с радио-модулями.
На 11 перекрёстках (Съезд с Октябрьского моста на левый берег, Мичурина-Крылова, Кочубея-Мясниковой, Кочубея- Краузе на двух ветках, ГБШ-Волочаевская, ГБШ-Доватора, Сибиряков-Гвардейцев - Покрышкина, Волховская - 9-й Гвардейской Дивизии, Вертковская-Троллейная, Блюхера-Ватутина) установить светофоры и шлагбаумы с радио-модулями, оснащёнными датчиками приближения трамвая. В трамваях тоже поставить такие модули, чтобы за 200 метров до прохождения перекрёстка с трамвая приходил сигнал и на светофоре загорался предупреждающий сигнал, а за 10 секунд до прохождения участка включался запрещающий сигнал трамвайного светофора и опускался шлагбаум. Трамваи будет проезжать перекрёстки без остановки, экономя до 2-3-х минут. Шлагбаумы нужны, чтобы никто не мчался "под трамвай", за 7 секунд трамвай можно остановить если на перекрестке посторонний транспорт. Владелец такого постороннего транспорта получит штраф с помощью видеофиксации.
И не в коем случае не делать (!) такую дикость, как: однопутная тупиковая ветка у метро "Золотая Нива" с двухкабинными трамваями-челноками. Такое можно делать только на окраинах районах, а не в середине города, в Новосибирске такой способ вообще нигде не нужен. Это для каких-нибудь отдалённых промзон, или ТЦ.
Затраты на комплекс мероприятий
Строительство путей около 4 млрд. руб.
Строительство депо и мест отдыха 2 млрд .руб.
Покупка подвижного состава 15 млрд.руб.; из них 2 млрд для планового обновления Кировского и Октябрьского депо в 2021-2024-м годах, которое потом встанет в общую систему. С обслуживанием на 30 лет.
Итого: 21 млрд на 5 лет.
Но при выручке в год 4-4,5 млрд, а сроке годности системы (без масштабного обновления) - это окупится за 27 года. Как раз на это время хватит нового подвижного состава. Хотя при выручке в 4-4,5 млрд предприятие в последующем сможет самостоятельно обновлять свои производственные фонды и подвижной состав. А вот первоначальные вливания в размере 17-18 млрд. должны сделать власти за счёт средств бюджетов, сделав перераспределение расходов в сторону развития общественного электротранспорта, гос.программ и кредитов. Кстати линию от ул. Трикотажной до кольца у ПКиО "Берёзовая Роща" должны восстановить за личные деньги тех, кто приказал её убрать в 2008-м году и всех кто исполнял этот приказ.
Часть 3. Эффект от развития сети и реформы маршрутов.
1. Увеличение протяженности трамвайных путей на 55%.
2. Увеличение общей протяженности маршрутов на 312% за счёт того, что на новых путях и их соединениях можно запустить гораздо больше маршрутов. По каждому участку пути будет проходить по 2-6 маршрутов + ещё могут быть стыковки на перекрёстках и кольцах до 7 маршрутов. Единственный участок с одним маршрутом - это "Снегирёвская" ветка, но на ней невозможно запустить много вариантов маршрутов из-за того, что они просто сильно продублируют маршруты "Родниковской" ветки.
3. Увеличение пассажиропотока до 134-152 млн. чел в год, т.е. на 600-700%. За счёт прокладки путей по направлениям и соединения направлений с большим пассажиропотоком, запуска современного подвижного состава по расписанию.
4. Увеличение подвижного состава на 300%, из них в пиковое время на 333%.
5. Выручка будет составлять ежегодно 4-4,5 млрд. руб. (при тарифе 30 рублей), из которых 900 млн можно ежегодно направлять на покупку 16 односекционных + 4 трёхсекционных вагонов. Ещё 200 млн. на поддержку путевого хозяйства.
6. Взаимозаменяемость линий в случае ремонтов и ДТП.
- 6.1. В случае проблем на "Родниковской" трамваи можно развернуть на "Снегирёвской" и наоборот.
- 6.2. В случае проблем на участке Новая Заря - Кочубея можно развернуть трамваи на ПКиО "Сосновый Бор". Кольцо на ПКиО "Сосновый бор" остаётся, но конечных для маршрутов там не будет просто для разворотов и возможного подвоза баскетбольных болельщиков.
- 6.3. Линия на Кошурникова помимо маршрутной будет также резервной для линий по улицам Волочаевской и Зыряновской-Никитина.
- 6.4. В случае проблем на ветке на улице Татьяны Снежиной можно использовать ветку до Гусинобродского кладбища и наоборот.
7. Отсутствие нулевых рейсов для обедов в депо и без пассажиров при следовании на маршрут с маршрута - снизить эксплуатационные издержки и увеличит частоту рейсов.
8. Повышение привлекательности трамвая. Создания позитивного имиджа этого вида транспорта.
9. Трамвайная система станет единой и закольцованной. Не придётся перевозить трамваи на грузовиках по городу, В депо они пройдут приёмку и поедут в свои по единой системе рельсов. Выгружать новые полностью готовые трамваи лучше в Ленинское депо.
10. Связка 16+17 трамвайные маршруты заменит автобусный маршрут 28. Часть подвижного состава с 28-го автобуса отправить на 13-й, а оставшийся 28-й автобус пустить только по левому берегу, до метро "Спортивная". Связка 17+22 трамвайные маршруты заменит 97-й автобусный маршрут. 97-й и 79-й автобусные маршруты отменить. Связка трамваев 8 и 17 позволит заменить трассы движения 5-го автобуса. Ни не будет никаких дублей.
11. Этот список мероприятий нужно было сделать ещё в 2000-х годах, в 2010-м после окончания строительства метро на улице Кошурникова. В 2015-м нужно было лишь купить современные трамваи ТК "Транспортные системы". Поскольку это не сделано а транспортная ситуация в городе уже требует на протяжении нескольких лет, то нужно сделать за пятилетку.
Вдобавок список мероприятий по повышению эффективности троллейбусной сети я написал здесь, суммируем.
Мои предложения по повышению эффективности троллейбусной системы Новосибирска.