Сначала хотел написать про фильмы с Владимиром Высоцким, но когда в понедельник посмотрел фильм «Хозяин тайги» (1968) узнал, что у него есть два продолжения, а по названию не догадаешься, спасибо интернету. Все 3 фильма показали за 3 дня по Звезде и решил написать о них. К Владимиру Семёновичу вернусь в июле.
Хоть, за прошедшее десятилетия эти фильмы видели миллионы людей, почему бы не напомнить о них или рассказать тем, кто ещё не видел. Эти фильмы и мне попадались не раз, но полностью посмотрел я их только на этой неделе.
1. ХОЗЯИН ТАЙГИ (1968; вышел в июле 1969)
Первый фильм показали в отреставрированном виде, что к слову не все телеканалы себе позволяют. Благодаря этому, фильм смотрится так, как будто снят был совсем недавно. В интернете кадры с отреставрированной версии попадаются редко. Река и тайга очень красиво сняты.
Сюжет в этом фильме, как и во всех трёх достаточно прост: в таёжном посёлке ночью кто-то ограбил магазин. Участковый Василий Серёжкин подозревает сплавщиков леса. Один из них (Михаил Кокшенов) признается в содеянном, но участковый подозревает и других, в частности, бригадира сплавщиков...
Фильм снят по книге Бориса Можаева (1923-1996) «Власть тайги» (1954), сценаристом был сам писатель.
В принципе, если бы не участие Высоцкого и его песни этот фильм не стал бы культовым. Чаще всего повторяют именно первый фильм, а два других не показывают. Владимир безусловно был гениален и как поэт, и как актёр. Из трёх песен, написанных Высоцким для фильма, вошли только две, особенно известна песня «Дом хрустальный» и то, в фильме звучит только несколько строчек.
Золотухин тоже хороший актёр, сыгравший в этой трилогии такого милиционера-просточка, как будто, только что поступившего на службу.
Помимо обычной кражи, в фильме затрагивается тема махинаций при заготовке леса, более полно она раскрывается в третьем фильме. Жаль, что Высоцкий не принимал участия в продолжениях, ведь дальнейшая судьба его героя осталась неизвестной.
2. ПРОПАЖА СВИДЕТЕЛЯ (1971; вышел в марте 1972)
Пишут, что продолжение было снято по многочисленным просьбам телезрителей. В книге главным героем является другой милиционер-лейтенант по фамилии Коньков, а Серёжкин только упоминается, в фильме же Серёжкин по-прежнему главный персонаж. Видимо, так было сделано, что зрителю было проще и понятней. Этот фильм, в отличии от первого отреставрирован не был, поэтому качество изображения откровенно плохое, ему прям нужна реставрация.
Во втором фильме участковый Серёжкин переводиться на новое место работы и расследует убийство зоолога в тайге на берегу реки. Под подозрение попадает группа местных охотников-браконьеров, с которыми убитый давно боролся. Единственный возможный свидетель убийства, повар бригады лесозаготовителей, исчез в тайге. Охотники поговаривают, что на повара мог напасть тигр.
Из женских ролей хорошо смотрится ещё молодая Людмила Максакова.
В целом, второй фильм похож на первый, в нём много диалогов, местами интересных, и мало действий, хорошие натурные съёмки, настоящий тигр. Повторюсь второму фильму нужна реставрация.
Режиссёром первых двух фильмов был Владимир Назаров, а вот в третьем фильме режиссёр поменялся и история стала не просто детективной, а с уклоном в социально-философскую драму.
3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ (1978; вышел в октябре 1979)
Как видите, третий фильм также отреставрировали. Он снят по ещё одной книге Бориса Можаева «Падение лесного короля», в которой главный герой Коньков. В фильме уже капитан Серёжкин расследует нападение на бригадира сплавщиков леса Чубатова. Одновременно сгорает лесосклад и умирает сторож этого склада. В процессе предварительного расследования выясняется, что отчётность за потраченные на сплав средства почти не велась, точнее она была липовая и долгие годы все об этом знали. Вообщем, Серёжкин узнав про махинации с лесом, доходит до председателя райисполкома...
Заметную роль второго плана во втором и третьем фильмах исполнил Максим Мунзук, больше всего известный как исполнитель роли охотника Дерсу Узала из одноимённого фильма Акиры Куросавы по книгам Владимира Арсеньева. Уникальный случай сотрудничества советских кинематографистов с известным японским режиссёром. После премьеры фильма в 1975 г. он был признан критиками разных стран одним из лучших. И Мунзук стал известен во всём мире. В фильмах про Серёжкина Максим также разговаривает с характерным акцентом и от него исходит обаяние. Один и тот же актёр сыграл в двух фильмах разных персонажей.
Акцент в третьем фильме сделан не на расследовании преступления, а на причинах, позволившим преступлению совершиться. По мере развития сюжета, простое дело о драке лесорубов постепенно приобретает иные масштабы, подводя Серёжкина к мысли, что драка - это лишь вершина айсберга. Кульминация многолетней практики 'не совсем правильного' способа заготовки древесины. Пока плоты с дешёвым (по стоимости, а не по качеству) лесом исправно сплавлялись до нужного места - всех устраивала подобная схема хозяйствования. Но из-за желания Ивана Чубатова поднять сверх плана 400 кубов бесхозного «топляка» было упущено время, вода ушла, река обмелела, и 2 000 кубов леса оказались на приколе до будущей весны. Серёжкин не согласен, что за годами сложившуюся порочную практику сплава должен отвечать человек, чья вина заключается лишь в желании пригнать больше леса.
А молодого Владимира Гостюхина в одной из ролей второго плана я даже не узнал:
Также примечательно, что в эпизодической роли сына Серёжкина снялся настоящий сын Валерия Золотухина Денис. Это его единственная роль в кино.
Третий фильм обращает внимание на несовершенство советской экономической системы, приводя современного зрителя к мысли, что крах такой системы был неизбежен. Концовка фильма вроде бы намекает на продолжение, Серёжкин начал путь наверх, потянул за коррупционную ниточку, но оно почему-то так и не было снято. Возможно, партийные руководители испугались. Вообще, критика советского строя есть во всех трёх фильмах.
В целом, если сравнивать эти три детектива с современными на аналогичные темы, которые перешли больше в формат сериалов, чем полнометражных фильмов, то сейчас развитие сюжета более энергично, да и умно. Я мало смотрел советские детективы периода 70-тых годов, как и многие из нас, поэтому не знаю, может, тогда все фильмы так снимали, с неспешным развитием сюжета, даже для небольшого 90-минутного фильма. И как бы не хвалили сегодня советский кинематограф, всё же многие фильмы с годами морально устаревают, (не имею ввиду эти три), как мне кажется, в 80-годы вместе со всей страной наше кино постепенно стало угасать и деградировать, а новое хорошее кино стало появляется к середине 2000-ных в качестве отдельных представителей. Но это только моё мнение, и кто-то может быть не согласен.