Найти тему
ФСМИ

Трилогия про милиционера Серёжкина

Сначала хотел написать про фильмы с Владимиром Высоцким, но когда в понедельник посмотрел фильм «Хозяин тайги» (1968) узнал, что у него есть два продолжения, а по названию не догадаешься, спасибо интернету. Все 3 фильма показали за 3 дня по Звезде и решил написать о них. К Владимиру Семёновичу вернусь в июле.

Хоть, за прошедшее десятилетия эти фильмы видели миллионы людей, почему бы не напомнить о них или рассказать тем, кто ещё не видел. Эти фильмы и мне попадались не раз, но полностью посмотрел я их только на этой неделе.

1. ХОЗЯИН ТАЙГИ (1968; вышел в июле 1969)

Первый фильм показали в отреставрированном виде, что к слову не все телеканалы себе позволяют. Благодаря этому, фильм смотрится так, как будто снят был совсем недавно. В интернете кадры с отреставрированной версии попадаются редко. Река и тайга очень красиво сняты.

Сюжет в этом фильме, как и во всех трёх достаточно прост: в таёжном посёлке ночью кто-то ограбил магазин. Участковый Василий Серёжкин подозревает сплавщиков леса. Один из них (Михаил Кокшенов) признается в содеянном, но участковый подозревает и других, в частности, бригадира сплавщиков...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм снят по книге Бориса Можаева (1923-1996) «Власть тайги» (1954), сценаристом был сам писатель.

В принципе, если бы не участие Высоцкого и его песни этот фильм не стал бы культовым. Чаще всего повторяют именно первый фильм, а два других не показывают. Владимир безусловно был гениален и как поэт, и как актёр. Из трёх песен, написанных Высоцким для фильма, вошли только две, особенно известна песня «Дом хрустальный» и то, в фильме звучит только несколько строчек.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Золотухин тоже хороший актёр, сыгравший в этой трилогии такого милиционера-просточка, как будто, только что поступившего на службу.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Помимо обычной кражи, в фильме затрагивается тема махинаций при заготовке леса, более полно она раскрывается в третьем фильме. Жаль, что Высоцкий не принимал участия в продолжениях, ведь дальнейшая судьба его героя осталась неизвестной.

2. ПРОПАЖА СВИДЕТЕЛЯ (1971; вышел в марте 1972)

-6

Пишут, что продолжение было снято по многочисленным просьбам телезрителей. В книге главным героем является другой милиционер-лейтенант по фамилии Коньков, а Серёжкин только упоминается, в фильме же Серёжкин по-прежнему главный персонаж. Видимо, так было сделано, что зрителю было проще и понятней. Этот фильм, в отличии от первого отреставрирован не был, поэтому качество изображения откровенно плохое, ему прям нужна реставрация.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Во втором фильме участковый Серёжкин переводиться на новое место работы и расследует убийство зоолога в тайге на берегу реки. Под подозрение попадает группа местных охотников-браконьеров, с которыми убитый давно боролся. Единственный возможный свидетель убийства, повар бригады лесозаготовителей, исчез в тайге. Охотники поговаривают, что на повара мог напасть тигр.

Из женских ролей хорошо смотрится ещё молодая Людмила Максакова.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В целом, второй фильм похож на первый, в нём много диалогов, местами интересных, и мало действий, хорошие натурные съёмки, настоящий тигр. Повторюсь второму фильму нужна реставрация.

Режиссёром первых двух фильмов был Владимир Назаров, а вот в третьем фильме режиссёр поменялся и история стала не просто детективной, а с уклоном в социально-философскую драму.

3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ (1978; вышел в октябре 1979)

-9

Как видите, третий фильм также отреставрировали. Он снят по ещё одной книге Бориса Можаева «Падение лесного короля», в которой главный герой Коньков. В фильме уже капитан Серёжкин расследует нападение на бригадира сплавщиков леса Чубатова. Одновременно сгорает лесосклад и умирает сторож этого склада. В процессе предварительного расследования выясняется, что отчётность за потраченные на сплав средства почти не велась, точнее она была липовая и долгие годы все об этом знали. Вообщем, Серёжкин узнав про махинации с лесом, доходит до председателя райисполкома...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Заметную роль второго плана во втором и третьем фильмах исполнил Максим Мунзук, больше всего известный как исполнитель роли охотника Дерсу Узала из одноимённого фильма Акиры Куросавы по книгам Владимира Арсеньева. Уникальный случай сотрудничества советских кинематографистов с известным японским режиссёром. После премьеры фильма в 1975 г. он был признан критиками разных стран одним из лучших. И Мунзук стал известен во всём мире. В фильмах про Серёжкина Максим также разговаривает с характерным акцентом и от него исходит обаяние. Один и тот же актёр сыграл в двух фильмах разных персонажей.

Максим Мунзук кадр из фильма «Предварительное расследование»
Максим Мунзук кадр из фильма «Предварительное расследование»

Акцент в третьем фильме сделан не на расследовании преступления, а на причинах, позволившим преступлению совершиться. По мере развития сюжета, простое дело о драке лесорубов постепенно приобретает иные масштабы, подводя Серёжкина к мысли, что драка - это лишь вершина айсберга. Кульминация многолетней практики 'не совсем правильного' способа заготовки древесины. Пока плоты с дешёвым (по стоимости, а не по качеству) лесом исправно сплавлялись до нужного места - всех устраивала подобная схема хозяйствования. Но из-за желания Ивана Чубатова поднять сверх плана 400 кубов бесхозного «топляка» было упущено время, вода ушла, река обмелела, и 2 000 кубов леса оказались на приколе до будущей весны. Серёжкин не согласен, что за годами сложившуюся порочную практику сплава должен отвечать человек, чья вина заключается лишь в желании пригнать больше леса.

Кадр из фильма в роли Чубатова Юрий Назаров, он же поёт интересные песни
Кадр из фильма в роли Чубатова Юрий Назаров, он же поёт интересные песни

А молодого Владимира Гостюхина в одной из ролей второго плана я даже не узнал:

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Также примечательно, что в эпизодической роли сына Серёжкина снялся настоящий сын Валерия Золотухина Денис. Это его единственная роль в кино.

Третий фильм обращает внимание на несовершенство советской экономической системы, приводя современного зрителя к мысли, что крах такой системы был неизбежен. Концовка фильма вроде бы намекает на продолжение, Серёжкин начал путь наверх, потянул за коррупционную ниточку, но оно почему-то так и не было снято. Возможно, партийные руководители испугались. Вообще, критика советского строя есть во всех трёх фильмах.

В целом, если сравнивать эти три детектива с современными на аналогичные темы, которые перешли больше в формат сериалов, чем полнометражных фильмов, то сейчас развитие сюжета более энергично, да и умно. Я мало смотрел советские детективы периода 70-тых годов, как и многие из нас, поэтому не знаю, может, тогда все фильмы так снимали, с неспешным развитием сюжета, даже для небольшого 90-минутного фильма. И как бы не хвалили сегодня советский кинематограф, всё же многие фильмы с годами морально устаревают, (не имею ввиду эти три), как мне кажется, в 80-годы вместе со всей страной наше кино постепенно стало угасать и деградировать, а новое хорошее кино стало появляется к середине 2000-ных в качестве отдельных представителей. Но это только моё мнение, и кто-то может быть не согласен.