Найти в Дзене

"Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа..."

Оглавление

3 февраля Церковь вспоминает преподобного Максима Грека. А что я о нём знаю? Оказалось ничего...

изображение взято в открытых источниках интернет
изображение взято в открытых источниках интернет

Один из исследователей его жизни уподобил ее триптиху, центральная часть которого, связующий стержень - Ватопедский монастырь на Афоне, а боковые створки - Италия и Россия. А вообще история его жизни - это история о том, как высокообразованный интеллектуал эпохи Возрождения, объездив в поисках истины многие культурные центры Европы, пройдя школу католического монашества и православной аскетики, стал в итоге русским святым.

остров Корфу.
остров Корфу.

Он родился в знатной семье в 1470 году в греческом селении Арта на острове Корфу. Род Триволисов, говорят, даже был близок к последней правящей византийской династии. И, конечно, своему сыну Михаилу родители постарались дать достойное образование. Умный, начитанный молодой человек даже пытался выиграть выборы в Большой совет острова в 1490-91 гг. Но политика оказалась ему не совсем доступна, выборы он проиграл, но зато занялся наукой. Именно в связи с этим произошло знАковое для него знакомство: в его родную Арту приехал известный греческий ученый Иоанн Ласкарис. Приехал, чтобы найти древние рукописи. А уехал с новым учеником.

Ласкарис привёз Михаила Триволиса во Флоренцию. Туда, где в то время смешались в одном котле католическая аскеза и идеология рождающегося гуманизма. И хотя во Флоренции Михаил Триволис сразу оказался в гуманистической греческой диаспоре, куда его ввел учитель и покровитель Иоанн Ласкарис, именно влияние проповедей Савонаролы, которого в недалёком будущем обвинят в ереси, в значительной мере определило его судьбу. Несколько лет он странствовал по Италии, изучал богословие, философию, историю, древние и современные языки, преподавал, переводил и переписывал греческие подлинники. И наконец поступил в доминиканский монастырь Сан-Марко.

Флоренция. Сан-Марко. Фото из открытых источников интернет
Флоренция. Сан-Марко. Фото из открытых источников интернет

Рождённый и выросший православным, Михаил Триволис два года пробыл в доминиканском монастыре, принимая для себя очень важное решение - становиться ли ему монахом. В конце концов трудное решение будет принято - от монашеской жизни он откажется и уедет из Флоренции. Метания по югу Европы приводят его в Венецию, где друзья не только на какое-то время дают ему работу, но и советуют съездить на Афон в Ватопедский монастырь, славившийся своей обширной библиотекой.

Афон. Ватопедский монастырь. Фото из открытых источников интернет
Афон. Ватопедский монастырь. Фото из открытых источников интернет

Оставив бессмысленную суету, молодой человек отправился на Афон и поступил в Ватопедскую обитель. Здесь в тишине монастырских стен Михаил Триволис, интеллектуал и флорентийский вольнодумец, принимает решение не только вернуться в православие, но и в 1505 году принять постриг с именем Максим. С тех пор 10 лет его основным послушанием была переписка книг на заказ и на продажу. Видимо, эти 10 лет тоже были не простыми для него. О его духовной жизни на Афоне мало что известно. Но, без сомнения именно эти 10 лет выковали его личность, способную до конца претерпеть все на уготованном ему крестном пути.

В 1515 году Максима, которому исполнилось 47 лет, не знающего русского языка, отправляют в далёкую Москву. Там Великому князю Василию Ивановичу потребовался помощник со знанием греческого языка для перевода книг. Инок Максим ехал в Русское государство в составе большого посольства. Ехали через Крым, где их задержали почти на 3 года. В этом тоже был Божий промысел - Максим учил русский язык. И по приезду в Москву он уже свободно и говорил и писал на чужом для него - новом - языке.

А Васнецов. Москва при Иване III.
А Васнецов. Москва при Иване III.

Афонского монаха - грека Максима - встретили тепло, сам Великий князь Василий определил ему место жительства в Чудовом монастыре, неподалеку от своих палат. Максим же прежде всего был поражен количеством древних латинских и греческих рукописей в княжеской библиотеке, которая не отпиралась долгие годы. Первую свою работу - перевод на полторы тысячи страниц Толковой Псалтири - Максим Грек вместе с русскими писцами-переводчиками закончил за год и пять месяцев. Труд одобрили, а Максима оставили жить в Чудовом монастыре.

Он был со многим в укладе русской церковной жизни не согласен. Но пока митрополитом Московским был Варлаам, а Великий князь его поддерживал, у Максима Грека всё шло более-менее хорошо. Он выполнял переводы церковных книг, а на его выпады никто особого внимания не обращал, пропускали "мимо ушей" .Положение греческого монаха осложнилось, когда митрополитом стал инок Волоколамского монастыря Даниил, отказавшийся прислушаться к Максиму, нашедшему ошибки переписчиков в старых книгах. По южной горячности, не ограничиваясь просто исправлением переводов священных книг, инок Максим начал критиковать московскую жизнь, как когда-то во Флоренции Савонарола, резко осуждал монастырскую собственность, сребролюбие. А потом сделал самую большую ошибку в жизни - публично осудил развод Великого князя Василия с законной супругой Соломонией Сабуровой, которую насильно отправили в Покровский монастырь в Суздаль. Уже после свадьбы московского государя на молодой полячке Елене Глинской Максима Грека обвинили в государственной измене и ереси.

Свадьба Василия Ивановича и Елены Глинской.
Свадьба Василия Ивановича и Елены Глинской.

Горькими оказались итоги девяти лет царских милостей: его так быстро и тайно бросили в темницу Симонова монастыря, что многие знакомые инока Максима даже не знали жив ли он. Ему теперь приписывали неправильный перевод греческих книг, якобы искажавший их подлинный смысл, и сношения с опальными боярами и турецким послом.

Путь от всеобщего признания и славы просветителя к полному забвению и изоляции оказался таким неожиданным и стремительным, что для живого и общительного грека он стал подобен внезапной смерти. На покаяние 55-летнего монаха отправили в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заключения там были суровыми: «В молчании сидети… и во отлучении и необщении быти ему совершене». От дыма и смрада, от кандалов и побоев впадал по временам он как бы в омертвение. Позже, на свободе, Максим Грек скажет: «Меня морили дымом, морозом и голодом за грехи мои премногие».

Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото из открытых источников интернет
Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото из открытых источников интернет

Пребывая в заключении, будущий святой Максим Грек старался не пасть духом, за что и стяжал великую милость Божию – ему явился ангел с утешением. На стене тесной сырой тюремной кельи Иосифо-Волоцкого монастыря Максим Грек углем напишет Канон Святому Духу, который сегодня звучит во многих церквях и храмах...

В 1531 году его снова призвали к суду : обвиняли в чернокнижии, в непочитании русских монахов-чудотворцев, в волшбе... На этот раз сослали в Тверской Отроч монастырь, где надзирать за ним должен был епископ Акакий, который очень уважал ученого грека. Жизнь узника там была вполне сносной: настоятель сажал его за свой стол обедать, давал возможность читать и писать. Вот только причащаться ему разрешили лишь спустя 10 лет.

Не раз Максим Грек пытался воззвать к справедливости и обращался к Собору и митрополитам Московским с «Исповеданием веры», но только митрополит Макарий ответил ему: «Узы твои целуем, яко единого от святых, а помочь мы тебе ничем не можем».

Только спустя ещё два года инока Максима Грека направили в Троице-Сергиеву лавру, где он и провел свои последние годы, продолжая трудиться над переводом книг. После себя он оставил многочисленные переводы и сочинения, а также послания и письма к частным лицам.

Он скончался в 1556 году, 86 лет от роду, в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника .Похоронили его у северо-западной стены Свято-Духовской церкви.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В 1996 году после археологических раскопок мощи преподобного Максима Грека были вновь обретены, и с тех пор находятся в Свято-Духовской церкви Троице Сергиевой Лавры

изображение взято в открытых источниках интернет
изображение взято в открытых источниках интернет

Он начал свою просветительскую жизнь как ученик флорентийского гуманиста, не долго пытался быть монахом-доминиканцем, был иноком Ватопедского монастыря на Афоне, переводил святые книги в Чудовом монастыре Московского кремля... Как один из деятелей культуры, создавший Россию, преподобный Максим Грек изображён на памятнике Тысячелетия России! Интересно, что он сам думал о своей такой непростой судьбе?

Чудны дела твои, Господи!

По прозвищу Грек: эта история не слабее, чем «Граф Монте-Кристо» – Православный журнал «Фома»
преподобный Максим Грек (Триво́лис)