Острый стиль X1/9 в сочетании с расположением двигателя посередине, отличной управляемостью и доступной ценой сделали его иконой практически сразу после выпуска. Автомобиль сегодня остается неизменным фаворитом среди любителей итальянской классики.
Дизайн Fiat X1/9 был основан , по крайней мере частично, на более раннем концепт-каре Autobianchi A112 Runabout 1969 года, который был разработан Марчелло Гандини в Bertone. Характерный клиновидный дизайн, необычная передняя часть, «срезанная» задняя часть и ряд других особенностей A112 были успешно интегрированы в X1/9.
Гандини считается одним из величайших автомобильных дизайнеров 20-го века. Список автомобилей, созданных Гандини, слишком длинный, чтобы перечислять его здесь, но помимо X1/9 он также написал Lamborghini Miura , Lancia Stratos , Iso Grifo , Dino/Ferrari 308 GT4 , Cizeta-Moroder V16T , Alfa Romeo Montreal , и Lamborghini Countach .
Задумывая X1/9, Гандини и команда Bertone хотели сделать среднемоторный автомобиль массовым. Они разработали небольшой легкий автомобиль со стальным цельным шасси, четырехцилиндровым двигателем позади водителя, съемной крышей типа тарга и независимой подвеской спереди и сзади.
Двигатель, использовавшийся для X1/9, представлял собой 1,3-литровый агрегат с одним верхним распредвалом и двумя клапанами на цилиндр, разработанный для Fiat Аурелио Лампреди.
Fiat X1/9 должен был быть представлен на Туринском автосалоне 1972 года, однако его дебют был отложен. В Fiat опасались, что его авангардный дизайн отвлечет слишком много внимания от нового Fiat 126, дебют которого также должен был состояться в Турине.
X1/9 публика встретили на ура, фотографии новинки от Гандини появились в газетах и автомобильных журналах по всему миру.
Первоначально автомобиль оснащался 1,3-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем Fiat в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач, а в 1978 году он будет модернизирован до 1,5-литровой версии двигателя вместе с 5-ступенчатой коробкой передач. За годы производства было внесено множество других доработок, направленных на постоянное улучшение маленького Fiat, включая усовершенствованную защиту от коррозии и изготовления передней части кузова из алюминия, вместо стали.
Более ранние 1,3-литровые автомобили выдавали 74 л.с. при 6000 об/мин и 92Нм крутящего момента при 3400 об/мин. Более поздние 1,5-литровые автомобили выдавали 84 л.с. при 6000 об/мин и 102Нм крутящего момента при 3200 об/мин, и стоит отметить, что все автомобили, поставляемые в США, были немного слабее из-за особой выхлопной системы.
Bertone производил стальные кузова на собственном предприятии, прежде чем отправлять их в Fiat для окончательной сборки автомобиля. Эта схема действовала с 1972 по 1982 год, когда Bertone взяла на себя производство целиком, переименовав автомобиль в Bertone X1/9.
Bertone X1/9
Bertone X1/9 впервые появился в 1982 году, когда Fiat решил прекратить выпуск модели после десятилетия производства. Но оригинальный дизайн Гандини не сильно устарел, в отличии от многих других автомобилей 1970-х годов, и оставался актуальным вплоть до конца 1980-х.
Версия автомобиля Bertone была обновлена в 1978 году , получив более мощный двигатель с 5-ступенчатой коробкой передач. Они также добавили больше пространства для ног, чтобы разместить более высоких водителей — проблема, которая была серьезной проблемой для более раннего автомобиля Fiat.
Последняя серия автомобилей 1988/1989 годов называлась Gran Finale, их можно быстро узнать по тонким задним спойлерам и значкам «Gran Finale». Коллекционерам нравится именно это серия, поскольку они самые изысканные из всех X1/9.