🍎 Проект армянской церкви на крутом склоне холма Дарсан в Ялте был заказан на средства бакинского нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна (Павла Осиповича Гукасова) (1858 — 1937) архитектору Габриэлю Тер-Микеляну (Гавриил Михайлович Тер-Микелов, родился в Ставрополе в армянской семье выходцев из Тифлиса 16 апреля 1874 года) (1874 — 1949) в 1905 году, в память о его дочери.
Любимица отца, дочь безвременно скончалась от чахотки и была похоронена в усыпальнице при храме. А вскоре усыпальница в основании храма, приняла и двух братьев девушки, первый из которых погиб при не выясненных обстоятельствах, а второй покончил жизнь самоубийством, изрядно поиздержавшись в карты.
За основу проекта, разрабатывающегося четыре года, был взят эскиз церкви непокорной христианской святой Рипсимэ в Эчмиадзине (Армения) 618 года постройки, а возведение конструкции здания церкви завершилось лишь к 1917 году. Строительство храма велось в 1909—1917 годах.
Отделка внутренних интерьеров, начавшаяся после возведения здания, как и эскизы для проекта, выполнялась живописцем Суренянц Вардгесом Яковлевичем (1860 — 1921), долго готовившимся к росписи, переехавшим в Ялту и поселившимся рядом с церковью. Творец работал над своим последним произведением до самой смерти, обретя вечный покой под ее стенами, правда успел закончить с помощью скульптора Меркулова Сергея Дмитриевича (1881 – 1952) и художника Тарагроса Степановича Тер-Варданяна (1878 — 1953) лишь внешнюю отделку, роспись купола и алтаря.
В 1963 году над могилой последнего мастера храма установили мраморную табличку с надписью: “Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921), известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью”.
В период Великой Отечественной войны (1941 — 1945) здание немного пострадало, было восстановлено лишь после передачи его Ялтинскому краеведческому музею, который разместил в его залах историко-археологическое отделение.
В 1988 году к 150-летию Ялты церковь была полностью отреставрирована.
Для сооружения крестообразного здания с куполом на средокрестии и замкнутыми угловыми помещениями в стиле раннехристианских храмов использовался форосский вулканический туф, позволивший украсить интерьер и экстерьер храма объемными элементами художественной отделки.
Южный центральный вход (ложный) в храм с арочной нишей расположен на пьедестале из ста ступеней лестницы, сопровождаемой зеленью высоких пирамидальных кипарисов.
Второй этаж его венчает трехарочная галерея с балконом в центре, а третий — крест, опирающийся на два арочных окна.
В цоколе с резными деревянными дверями входа в храм, расположена апсида усыпальницы и поминальная ниша, охраняемая барельефами двух воронов, стерегущих покой усопших. Замыкает эту часть шестиколонная ротонда с искрящимся в лучах заходящего солнца крестом.
Купольные изображения святых, вплетенные в сине-белую паутину растительного узора, выполненные в пастель тонах, на фоне белоснежных стен лишь подчеркивают возвышенное предназначение помещения. А беломраморные ступени, уходящие ввысь и резной крест над украшенным майоликовой плиткой алтарем, лишь дополняют этот образ.
Армянскую церковь часто снимали в кино. Храм можно увидеть в таких кинолентах, как: “Три толстяка”, “Щит и меч”, сатирической антирелигиозной “Праздник святого Йоргена” (1927—1930 годы), “Мастер и Маргарита”, “Мисс Менд”, "Овод", в 1973 году «Много шума из ничего» снятой по пьесе Шекспира.
Могила художника В. Я. Суренянц (Ялта)
Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц.
1860–1921. Известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший этот храм внутри росписью
Ялта, ул. Загородная 3 лит. А
Ялта Армянская церковь Святой Рипсимэ. Крым. Yalta Armenian Church of St. Hripsime. Crimea: https://youtu.be/URyD9-g6s_I