Относительно давно у нас уже не было публикаций про Русский Север и про Дальний Восток. А ведь эти огромные территории все еще содержали массу "белых пятен", которые предстояло "раскрасить" путешественникам. И вот одним из них оказался человек, фамилия которого мне абсолютно ни о чем не говорила, пока я не стал заниматься историей путешествий. Я хорошо учился в школе, но про Миддендорфа не знал. А ведь он сделал очень много для изучения азиатской части России.
Он был выходцем из Эстонии. Должен был стать педагогом (так мечтали его родители), а стал врачом, и то ненадолго. В 22 года защитил диссертацию, пару лет проработал в Германии и Австрии, а затем познакомился с путешественником Карлом Бэром, в составе экспедиции которого изучал Лапландию. Было это в 1840 году. Прошла экспедиция от реки Кола до Кандалакшской губы. По расстоянию не так и далеко, но в те времена Кольский полуостров был абсолютно не изучен. Даже мы в рамках данного проекта сюда абсолютно не заглядывали - все время он оставался в стороне от исследовательских маршрутов.
А какие красивые места на Кольском полуострове и в Карелии! Суровый край, конечно, но очень красиво.
Вот возьмем, например, реку Кола. Всего-то 83 км, но на них встретятся и пороги, и озера. А названия то какие у озер. Вытекает она из Колозера. Пройдя первую часть порогов протекает через Пупозеро. Потом снова следуют пороги, после которых Мурдозеро. Река имеет настолько буйный нрав, что во время паводка 2020 года умудрилась вывести из строя мост через основную ветку железной дороги на Мурманск.
Ну а Кандалакшская губа это прямо как кадр из фильмов про русский европейский север.
Уточнив географию этой части Кольского полуострова, Миддендорф получил его рекомендацию и стал готовиться к своей большой экспедиции на север уже азиатской части страны. Подготовку он осуществил столь тщательно, что составив карту района (до путешествия на основе анализа информации других экспедиций), он затем давал столь точные указания участникам своего похода (основанные на результатах анализа), что те назвали его "великим шаманом".
В конце 1842 года экспедиция отбыла из Петербурга в Красноярск, а оттуда спустилась до Туруханска. До Красноярска из Северной столицы около 4700 км в наши дни. До Туруханска и сегодня толком дороги нет. Успевать нужно было по зиме. А в километрах это - 1130 км.
Далее его путь лежал на собаках. Путешественники достигли устья реки Дудинка, примерно там, где сегодня расположен крупнейший северный порт на Енисее. А ведь до устья реки отсюда еще 400 км. И все время этого путешествия члены экспедиции справа наблюдали обрывистые склоны хребта, которые сегодня известен как Плато Путорана. Это вообще место нереальной красоты у нас в Восточной Сибири.
Тут экспедиция производит съемку Норильских озер и направляется далее на север на Таймыр. От Туруханска до Дудинки около 400 км, а до Норильска еще около 50 км.
Двигаясь по внутренним районам Таймыра, путешественники попадают на реку Верхняя Таймыра, по которой спускаются в озеро Таймыр. На карте этот большой водоем хорошо видно в центре полуострова.
Однако это совсем не легкая прогулка по весенней тундре. От Дудинки до западной оконечности озера Таймыр вообще-то более 700 км.
Ну а миддендорф очень увлекся изучением явления мерзлоты. Благо почва и в прямом, и переносном смысле здесь была для этого очень богатая.
В итоге из оз. Таймыр путешественники логично попадают на Нижнюю Таймыру, а по ней уже в Таймырскую Губу Карского моря. На берегах реки расположена пещера, названная в честь Миддендорфа.
И вот тут начинается, наверное, самая трагичная часть путешествия Миддендорфа. Она заболел, а своих спутников отправил искать тунгусов, так как сам не мог идти дальше. В результате, в полном одиночестве он провел на озере Таймыр 18 дней. А это уже 75 градус с.ш. В августе здесь если еще не зима, то глубокая осень. Считается, что он не замерз во время налетевшей пурги только потому ,что оказался занесен в своей пещере снегом. Кстати, вроде как в этой же пещере за сотню лет до этого пережидала и экспедиция Харитона Лаптева.
Миддендорфа спас вернувшийся к нему его верный спутник топограф Ваганов. Они поднимаются по Енисею снова до Красноярска, а уже в феврале 1844 года оказываются в Якутске, где начинают готовиться к своему походу на Дальний Восток, но об этом будет во второй части этой публикации.
Спасибо, что читаете мой канал. Подпишитесь, пожалуйста, если не хотите пропустить что-нибудь интересное. Ну и жду ваши реакции и комментарии )