Это случилось с моей дочкой Соней полтора года назад. Лето, спортивная площадка, турники. Что-то лучше получается у одной девочки, что-то у другой. Все как обычно. И вдруг у Сони получается очень сложный трюк, впервые.
Подружка изменилась в лице. Насупилась. Соня заметила, стала спрашивать, что случилась. И подружка начала кричать: «Я тебя ненавижу, чтоб ты сдохла, будь ты проклята». Очень эмоционально, очень громко, повторяя это раз за разом.
Мне было очень обидно за мою девочку. Меня не было рядом, и я не могла поддержать ее. Она дорожит отношениями с друзьями… И она точно не заслуживала такого отношения.
Когда я все узнала, я сказала дочери: «С тобой все ок, ты не виновата, за агрессией всегда стоит боль, видимо, Настя* не справилась с эмоциями».
*имя девочки изменено
Соня тогда сама приняла решение не писать Насте, не звонить ей. Мама Насти попросила у меня контакт психолога в помощь дочке и себе. До конца лета дети не общались. А осенью Настя написала Соне «извини меня» и позвала гулять. Соня была очень, очень рада.
А я… Несмотря на свои собственные непростые чувства, я порадовалась за своего ребенка.
Все дети не ангелы, даже наши собственные, они периодически сердятся, завидуют, кричат, обижаются и вообще не думают о последствиях своих слов и поступков. Каждый ребенок (да и взрослый, что уж) может оказаться на месте девочки Насти. На эмоциях. В отчаянии. Совершить ошибку. Жалеть о сказанном, сделанном. Раскаяться.
Вы бы хотели, чтобы вашего ребенка простил друг? Я бы хотела. Ошибка не определяет людей и их (наши) личности на всю оставшуюся жизнь. Жаль, если отношения разрушаются из-за неумения поговорить или категоричности родителей..
(Но при этом все же важно все же понимать, где и когда в отношениях необходимо сказать стоп, где грань! Но это уже другая история).
Когда Настя написала соне, я дала дочке рекомендацию, объяснила ей, что есть правило: «Говори!». Обсудите ситуацию, проговори подружке свои чувства, попроси ее больше так не делать. Если вам интересно, последовала ли Соня моей рекомендации, скажу сразу, что нет, ей было сложно пойти на прямой разговор. Для этого нужны опыт, силы и время, чтобы научиться.
Я это знала и понимала. Но я все равно должна была показать дочке выход, решение, дать ей подсказку. Это важно.
Около года мы с Соней то и дело говорили о ее отношениях с Настей. Девочки то очень активно дружили, то Соня плакала из-за перемен в настроении Насти…
Могла ли я прервать эту дружбу? Могла. Но тогда это был бы мой опыт, а не собственный опыт Сони.
Мы обсуждали с дочкой, что такое дружба, как выстраивать личные границы, как с ней, Соней, можно себя вести, а как недостимо. Вплоть до того, какими словами говорить с Настей и как помогать себе, когда трудно. Это был целый профессиональный квест для меня.
И однажды это случилось. Соня смогла поговорить с Настей. Ей хватило сил и слов, чтобы сказать, что ей неприятно Настино поведение с ней. И это дало результат! Неплохой результат.
А через некоторое время у Сони появилась еще одна приятельница, и Соня стала замечать, что та девочка слышит ее нет, уважает границы и что она гораздо более приятный друг!
Эта история с моей дочерью стала для меня одним из стимулов создать курс «Дружба. Конфликты. Травля». Этот курс поможет детям строить отношения без ущерба для себя. В нем обобщены знания возрастной психологии, есть советы родителям и техники, упражнения и задания для детей, правила дружбы и способы разрешения конфликтов. И это один из моих самых любимых курсов.
Наверняка у вас и у ваших детей есть подобные истории. Хотите поговорить со мной об этом?
Завтра в телеграме я проведу эфир на тему «Личные границы и отказы». Личные границы — фундаментальная тема и личной безопасности, и здоровых отношений. На эфире я буду разбирать вопросы, заданные мне в моих блогах и социальных сетях. И вы можете задать свои вопросы или завтра на эфире, или здесь, в комментариях.
И для тех, кто будет смотреть эфир, у меня будет сюрприз. Приходите. Спрашивайте.
Берегите ваших детей!
Ваша Ольга Бочкова, основатель и руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой.